Сценарий НОД «Измерение длины. Понятие сантиметр. Метр» в подготовительной группе.
Сценарий НОД «Измерение длины. Понятие сантиметр. Метр» в подготовительной группе.
Общеобразовательные задачи:
1.Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
2.Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины.
3. формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
Метапредметная цель:
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».
Образовательная ситуация- «открытия» нового знанияМатериал к занятию: демонстрационный – метр (портняжный, рулетка) лента.
Раздаточный- линейка.
Этапы занятия Дидактические задачи Деятельность воспитателя Деятельность детей
1.Введение в игровую ситуацию.
создать условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность Ребята, какой праздник мы с вами с нетерпением ждем?
Расскажите ,как вы к празднику готовитесь?
А Дед Мороз как готовиться к новому году?
Как вы думаете, А Снегурочка как готовиться к празднику?
Правильно, ребята. Решила наша Снегурочка прийти к нам на праздник в новой шубке. Хочет украсить свой наряд вот этой красивой лентой. А какой длины лента она, к сожалению не знает. Поможем Снегурочки узнать? А вы сможете?
Д.- новый год!
Д.учим песни, стихи, готовим костюмы.
Д. готовит нам игрушки и т .д .
Д. помогает Деду Морозу……
Д. Да
Сможем
2. Актуализация знаний.
1) актуализировать способ измерения длины с помощью мерки;
2) уточнить представление о зависимости результата измерения длины от величины мерки.
Ребята, давайте вспомним измерительные мерки которыми мы с вами измеряли предметы. ( показываю рисунок
Предлагаем двум детям измерить шагами ленту.
Измеряем – делаем вывод разные мерки , разные результаты.
Д. ) дети предлагают шагами, пядями, локтем….
3. затруднение в ситуации.
1) уточнить способы сравнения предметов по длине, представление о зависимости результата измерения длины от величины мерки;
2) создать мотивационную ситуацию для ознакомления с общепринятой единицей измерения длины – сантиметром;
3) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Чем же еще можно измерить нашу ленту ,что бы узнать точную длину ленты снегурочки. (проходим за рабочие столы), на столах у каждого лежат разные линейки.
(слушаем все ответы)
Д. линейкой.
4.Открытие нового знания.
Физкультминутка 1)Сформировать представление о общепринятой единицы измерение длины (сантиметр)
Возьмите в руки линейки , посмотрите , потрогайте. Что вы можете сказать о ней, какая она .
Что вы видите на линейках?
Как они расположены?
Какое первое число? (последнее?)
Между числами 0 и 1 , 2и 3 что вы видите?
Вот этот маленький отрезок (например 1 до 2 или 3до 4) называется сантиметром ( показываю шаблон . Чтобы не было споров , люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела,- они всегда одинаковые . поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок , чтобы результаты измерения были точными. Одним из единиц измерения стал сантиметр. Молодцы!
Выходим на ковер с детьми.
Скоро у нас замечательный праздник- новый год. Спасибо нашей зимушке-зиме.
Здравствуй Зимушка зима! (кланяемся)Что в подарок принесла?
(разводим руки в стороны)Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»Молодцы, проходим за рабочие места.
Д.короткая , длинная , деревянная, пластмассовая, ровная .
Д. числа
Д. по порядку
Д.деление (палочки)
дети с шаблоном 1см совмещают с отрезками на линейках.
5.Включение нового знания в систему знаний.
1)закрепить способ использования сантиметровой линейки для измерения длины; 2)Сформировать представление о общепринятой единицы измерение длины (сантиметр ,метр)
3)сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов.
1)тренировать умение использовать линейку для измерения длины;
2) сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи основных шагов, нахождения и исправления ошибок.
Задание на листочках . (образец на доске) даны два отрезка - 4см. 5см.
Как вы думаете, какой отрезок длинный, а какой короткий? Как доказать?.Сейчас мы научимся точно измерять наши отрезки при помощи линейки.
Для того, чтобы измерить длину отрезка с помощью линейки , надо один край совместить с отметкой 0, и посмотреть , на какой отметке находится другой край отрезка. Число 4.значит первый отрезок 4 см. измеряем другой отрезок , проговариваем алгоритм – 5см. делаем вывод – при помощи линейки ,мы измерили длину отрезков.
Один отрезок длинной 4см, он короче на 1 см, чем другой отрезок длинной 5 см. отрезок 5см он длиннее на 1 см чем другой отрезок.
Мы с вами научились измерять с линейкой, теперь мы сможем помочь снегурочке измерить ленту?
Фиксация затруднения:
Да, можно и так измерить ленту, а вам удобно?
Выявление причины затруднения:
Почему?
Постановка образовательной цели(опыт целепологания)
Да, действительно не точные могут быть измерения. вспомните (например, ваши родители решили купить диван -поместиться он в комнату или нет, что они для этого делают?)
Показ «метровая линейка», проговариваем, что единица измерения метр. В метровой линейке помещаются 100 см. Какие предметы удобно измерять метровой линейкой?
Теперь мы смоем точно измерить длину ленты?
Давайте вспомним алгоритм измерение линейкой. Д. измерить линейкой
Д. да
Дети выходят на ковер, измеряют своими линейками ленточку.
(дети накладывают линейку на ленту, и считают сколько раз, поместилась линейка)
Обязательно нужно остановить и проговорить , что мы должны узнать точную длину ленты)- дети предлагают сколько см на линейке прибавлять последующие.
Д . нет , мы не знаем «больших чисел»- складываем линейку 20см с последующей 20см…. и можем запутаться .
Д, измеряют метровой линейкой или рулеткой.
Д. стол, доску, дверь и т д
Д. да
Один конец ленты совмещаем линейку с отметкой (числом) 0, и откладываем столько, сколько помещается метровая линейка на ленте—наша лента 2 метра.
6.Осмысление.
фиксирование детьми достижения «детской цели». Проговаривание условий, которые позволили добиться этой цели.
Ребята, кому мы сегодня с вами помогли?
Какие новые знания дали вам возможность измерить ленту снегурочки? Узнать какой отрезок длиннее, а какой короче?
Спасибо.
Мы помогли, Снегурочке узнать, какой длины ее лента-2 метра.
Научились правильно пользоваться линейкой. Измерять отрезки.