ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Состав и строение гидросферы. Вводный урок по теме.
ГИДРОСФЕРА —
ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
Состав и строение гидросферы
Цели урока:
— сформировать представление о гидросфере, выяснить её состав;
— сформировать представление о Мировом круговороте воды;
— развивать логическое мышление учащихся, интерес к изучению Мирового океана и его частей:
— раскрыть значение воды в природе, для всего живого на Земле;
— воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к гидросфере и нашей планете в целом, понимание процессов, происходящих в гидросфере; чувство прекрасного.
Оборудование: физическая карта полушарий, схема «Мировой круговорот воды в природе».
Когнитивный компонент урока: гидросфера, её состав; Мировой круговорот воды в природе; необходимость охраны гидросферы.
Деятельностный компонент урока: выявлять причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; узнать свойства воды; понять значение
воды для человека; сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы; выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».
Эмоционально-ценностный компонент урока: понять универсальную ценность воды на планете Земля; осознать значение гидросферы; понимать необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника.
Тип урока: изучение нового материала.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений.
«Блиц-опрос»
Какие оболочки Земли вы знаете?
Что представляет собой каждая из них?
«Фантастическая добавка»
Когда-то давно жила себе планета. Была она молодая, горячая и очень одинокая. Другие планеты Солнечной системы, такие же молодые и горячие, находились далеко, и общаться с ними было тяжело. Очень хотелось планете с кем-нибудь подружиться. И вот однажды в результате очень сложной последовательности химических реакций, в веществе мантии планеты начала образовываться вода. Постепенно воды стало так много, что она заполнила впадины. А поскольку поверхность планеты была теплой, то вода начала активно испаряться, образовались облака, тучи и из них пошел дождь. В один из благоприятных моментов в воде появились первые простейшие живые организмы. Как из них возникли сложные живые системы, пока еще неизвестно. Но главное, наша планета перестала страдать от одиночества. Нетрудно догадаться, о чем говорится в этой сказке. Естественно о воде, о водной оболочке Земли, о взаимосвязях гидросферы с другими оболочками. Именно водную оболочку – колыбель жизни на нашей планете, мы будем изучать на уроках, посвященных теме «Гидросфера». Вас ждут просторы океанов, загадочные реки и таинственные озера, цветные водопады и холодные ледники. Так начнем же знакомство с водной оболочкой планеты.
Изучение нового материала
Планета «Земля» или планета «Океан»?
Многие люди полагают, что Земля присвоила чужое имя, так как ¾ её поверхности покрыто водой, и следует называть её «Океан». В действительности же, при огромной площади поверхности Мирового океана объем его вод равен 1/800 объема Земли. Средняя глубина Мирового океана – около 4 тыс.м. – это всего только 0,0007 радиуса земного шара. Следовательно, на долю океана, учитывая, что плотность его воды равна 1, а плотность твердого тела Земли 5,5, приходится лишь ничтожная часть массы нашей планеты. Все это говорит о справедливом названии планеты.
Прежде чем приступить к изучению водной оболочки Земли, учитель предлагает учащимся объяснить, что означает слово «гидросфера». С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина.
Формирование понятия «гидросфера» осуществляется с помощью исследовательской деятельности — работы со словарями. Для этого используются различные словари, по которым учащиеся определяют понятие «гидросфера». Вода — самое удивительное вещество на Земле.
Уникальные свойства воды («Мозговой штурм»)
Используя текст учебника (с. 94), учащиеся устанавливают,
сколько воды на Земле, и делают вывод, что ¾ поверхности земного шара занято водой.
Объясняя состав гидросферы, учитель вместе с учащимися заполняет схему:
Состав гидросферы
Вода морей Воды суши Вода в живых
организмах Вода в атмосфере
На уроке учащиеся выполняют задания 1 и 25 тренажёра.
Рис. 61 учебника даёт возможность определить, какова доля вод морей и океанов, суши, атмосферы и живых организмов в гидросфере. Учитель обращает внимание, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода солёная, т. е. в ней растворены химические соединения. Чтобы учащиеся лучше усвоили, в каких состояниях
вода встречается на Земле, учитель предлагает им составить схему:
Вода Твердая Снег и лед
Жидкая Газообразная Пар
Приступая к изучению Мирового круговороты воды в природе, учитель приводит слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие её сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придаёт ей часть приобретённых от других сфер свойств. Учащиеся делают вывод о том, что все составные части гидросферы связаны между собой.
- Как изменится гидросфера, если Земля утратит атмосферу?
Используя рис. 63 учебника, объяснить, как происходит Мировой круговорот воды. Следует обратить внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение». Поэтому вначале надо выяснить начало круговорота и его этапы. Необходимо обратить внимание на то, с какой скоростью происходит круговорот в различных частях гидросферы.
Влагообмен в некоторых частях гидросферы осуществляется за:
В реках – 2 недели; в воде атмосферы – 9 суток; в горных ледниках – 10-120 лет; в Антарктиде и Гренландии – 250 тыс.лет. (Работа с текстом учебника стр.96)
- Как Вы считаете, почему именно за такое количество времени происходит влагообмен в различных частях гидросферы? Объясните свой ответ.
- Как Вы считаете, в результате чего происходит мировой круговорот воды? Докажите свой ответ.
Обобщая знания, подчеркнуть, что Мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.
«Географический кросс»
Водная оболочка нашей планеты называется ……(Гидросферою)
Основная часть вод гидросферы сосредоточены в …….(Мировом океане)
Вода может пребывать в трех агрегатных состояниях…… (жидком, твердом, газообразном)
Основною причиной образования кругооборота воды в природе является …..(энергия Солнца)
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны вместе формируют……..(Мировой океан)Заключительную часть урока следует посвятить значению воды для всего живого на Земле и необходимости её охраны. Учащиеся самостоятельно составляют и заполняют схему:
Значение воды
Для природы Земли Для себя лично
Анализируя составленную учащимися схему, учитель объясняет, почему охрана гидросферы — забота всех людей, населяющих планету.
Домашнее задание
1. Изучить § 28.
2. Ответить на вопросы 3—7.
3. Выполнить задания 1, 2; задания 8—10 по выбору.
4. Составить небольшой рассказ или сочинить сказку по теме «Путешествие капельки»