Урок по географии для 5 класса по теме «Водная оболочка Земли — гидросфера»
Водная оболочка Земли – гидросфера.
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.
Цели по содержанию.
Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как
оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте
Воды в природе.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
способствовать развитию умений выделять, описывать и
объяснять существенные признаки основных понятий темы;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с
географическими текстами, учебником, географической картой, с
материалами мультимедийной презентации, схемами, делать
обобщения и выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,
культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного
отношения к окружающей среде, способствовать развитию
коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому
предмету .
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 5 рабочих групп ), индивидуальная.
Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;
- видеофильм « Гидросфера Земли»;
- компьютер, проектор;
- физическая карта полушарий.
Оборудование для учеников: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждой группы; учебник А. А. Летягина « География. Начальный курс: 5 класс» - М.: Вентана – Граф, 2012; атлас по географии; словари и энциклопедии; ЭОР; оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан, сырое куриное яйцо, две бутылки с питьевой водой по 0,5л, две бутылки минеральной воды ( одна – охлаждённая, другая – комнатной температуры), 4-5 ст. ложек поваренной соли, столовая ложка, стакан, 2 тарелки, кубики пищевого льда.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Учитель: Я рада вас видеть на уроке географии. Сегодня мы работаем в группах.
Всё, что потребуется
каждой группе для урока ( компьютер, файловая папка с бланками
заданий, учебники, словари, энциклопедии), находится у вас на столах.
работу каждой группы помогают мне организовывать координаторы:
Ануфриева Варя
Жидкова Лера Степанова Катя
Чобану Гриша Салеев Сергей
Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.
---Слайд 1. Геосферы Земли: литосфера – познакомились
атмосфера – познакомились
гидросфера
биосфера
? Найдите в оглавлении учебника тему, которую мы изучали на прошлом уроке.
( Человек и атмосфера).
? Какая тема следует дальше? ( Водная оболочка Земли – гидросфера) – закладки в учебнике на нужном параграфе.
---Слайд 2. Водная оболочка Земли – гидросфера ( от греч. « вода» и « шар»)
? Просмотрев текст 15 параграфа, назовите основные вопросы, которые нам предстоит рассмотреть на сегодняшнем уроке ( выделенные в тексте подзаголовки).
? Выделите ключевые понятия темы ( выделены в рамочках и в тексте).
На доске под названием темы вывешиваются поочерёдно таблички, формулирующие основные моменты урока.
ГИДРОСФЕРА
- значение По ходу усвоения темы по данному плану будет
- свойства передвигаться курсор, обозначающий этап, на
- состав котором будем находиться в определённый
- Мировой момент урока.
круговорот
воды
Задание группам: пользуясь разнообразными источниками информации (словари, энциклопедии, Интернет), сформулируйте дополнения к определению гидросферы на слайде.
На доске вокруг понятия «гидросфера» вывешиваются карточки с прозвучавшими из разных источников информации составными частями данного термина:
Океаны моря подземные воды лёд и снег реки озёра
Болота водохранилища круговорот более 70% земной пов – ти
4 млрд. лет жидкое состояние твёрдое состояние газообразное состояние
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.
Учитель: давайте вспомним, что вы уже знаете о воде?
? Где на Земле можно встретить воду?
? Приведите примеры водоёмов.
? В каких трёх состояниях бывает вода в природе? ( рис.56, стр. 85)
3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со значением воды, её свойствами, составом гидросферы и Мировым круговоротом воды в природе.
- Постановка проблемного вопроса.
Учитель: говоря о значении воды, я предлагаю вам прослушать отрывок из повести французского писателя, лётчика, участника Второй мировой войны Антуана де Сент – Экзюпери « Планета людей».
? Почему автор придаёт воде такое значение ? ( * - значение)
--- Слайд 3. Высказывание Экзюпери : « Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. ты даёшь нам бесконечно простое счастье».
« Вода!
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всём существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы поставили уж было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное – ты, столь чистая в недрах Земли Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты – божество, которое так легко спугнуть
Но ты даёшь нам бесконечно простое счастье».
Эти слова были произнесены автором после нескольких дней, проведённых в безжизненных районах Сахары.
Учащиеся высказываются о значении воды.
Учитель: чтобы сформулировать основные свойства воды, я предлагаю каждой группе провести небольшие исследования.
( 3 мин.) ( * - свойства)
Подробные инструкции опытов в разделе « Школа географа – следопыта» к параграфу 15.
1 группа – занимается исследованием вкуса, цвета, запаха воды; а также превращает лёд в жидкость, а затем в водяной пар.
2 группа – выясняет информацию о процессах, связанных с переходом воды из одного состояния в другое.
Задание: установите соответствие ( выполняется, используя карточки с понятиями и формулировками из файловой папки).
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.
3 группа – исследует плотность пресной и солёной воды ( опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с солёной водой ).
4 группа – исследует свойство воды растворять газы ( опыт с охлаждённой и тёплой бутылками минералки).
5 группа – работая с текстом параграфа 15 ( стр. 84), формулирует основные свойства воды.
В процессе работы каждая группа заполняет свои технологические карты и сообщает о результатах своих исследований.
--- Слайд 4. Три состояния воды. ( после выступления 1 группы).
Проверка работы 2 группы ( проговариваются подобранные каждому термину понятия). ИСПАРЕНИЕ
ЗАМЕРЗАНИЕ (кристаллизация)
КОНДЕНСАЦИЯ
ТАЯНИЕ (плавление)
--- Слайд 5. Исследование плотности пресной и солёной воды.( 3 группа).
1. Плотность пресной ( питьевой) воды меньше плотности яйца,
поэтому яйцо тонет в пресной воде.
2. Плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо
не тонет в солёной воде.
---Слайд 6. Исследование свойства воды растворять газы.(4 группа).
Из охлаждённой минеральной воды выделилось много газов, поэтому
в охлаждённой воде может быть растворено больше газов, чем в
минеральной воде комнатной температуры.
--- Слайд 7 . Свойства воды: ( к ответу 5 группы).
- не имеет запаха, вкуса и цвета;
- растворяет больше веществ, чем любая другая жидкость;
- разрушает твёрдые горные породы;
- окисляет металлы;
- расширяется при замерзании;
- поглощает большое количество тепла;
- хорошо проводит электрический ток.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: записать выводы по результатам опытов в ДГС.
( * - состав)
( *-Мировой круговорот
Воды)
На вопросы, связанные с составом гидросферы и Мировым круговоротом воды в природе, поможет ответить видеофрагмент, который просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты. В процессе просмотра ребятам предлагается поработать с индивидуальной карточкой, в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора.
---Слайды 8 – 11.
Видеофрагмент « Почемучка. Гидросфера». ( 5 мин.)
Карточка – задание.
1. В состав гидросферы Земли входят Мировой океан, ____________ и вода в атмосфере.
2. Мировой _________ занимает 96 % поверхности Земли.
3. В состав Мирового океана входят несколько океанов: Тихий, _________, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.
4. Самым большим из них является _____________ океан.
5. Более важную роль в жизни человека играет пресная вода, сосредоточенная в реках, озёрах, _________ и под землёй.
6. Все части гидросферы участвуют в Мировом ___________воды в природе.
Слова для отбора: Атлантический, ледники, вода суши, Тихий, круговорот, океан.
После просмотра обращается внимание учащихся на схему круговорота воды на Земле – рис. 57, стр.86.
--- Слайд12. Текст с выполненным заданием.
Самопроверка ( проверка по образцу).
На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя ( ставят себе + за каждый правильный ответ).
? Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием!
? А есть у нас такие, кто подобрал 5 правильных ответов? Вы хорошо поработали!
? Поднимите руки те, у кого 6 найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично!
---Слайды 13, 14, 15 Физкультминутка.
Летаем, как чайки: А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою.
Плавательные движения руками: Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Ходьба на месте: Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
---Слайд 16. « Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник»
( монгольская пословица).
? На какую мысль наталкивает вас эта монгольская мудрость?
? Как мы можем помочь природе? ( не загрязнять воду, экономить и т. д.)
Тест и самопроверка ( выполняется в группах на компьютерах, каждый ответ сразу же проверяется).
Вернёмся к плану урока. Все пункты плана выполнены.
--- Слайд 17. Домашнее задание.
- Рефлексия.
Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям ( карточки для каждого – в файловой папке у каждой группы).
А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.
УРОК
Я НА УРОКЕ
ИТОГ
Интересно.
Скучно.
Безразлично.
Работал.
Помогал другим.
Отдыхал.
Понял материал.
Узнал больше, чем знал.
Не понял материал.
Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
Есть в классе такие, кто не понял материал?
В последнем файле папки каждой группы лежат воздушные шарики светло-голубого и тёмных цветов. Каждому в группе предлагается выбрать и надуть соответствующий шарик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может надуть голубой шар; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его шарика будет тёмным. Каждая группа формирует из своих шариков волну. По цвету образованных волн можно сделать вывод об итогах проведённого урока.