Технологическая карта урока по географии на тему географическое положение России ( 8 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: География.
Класс: 8 класс.
Автор УМК: И. И. Баринова
Тема урока: Географическое положение России
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Используемое оборудование: ПК, проектор, презентация, физическая карта России, федеративное устройство России
Цель урока: Изучение особенностей географического положения территории России и определение его значения для развития страны.
Задачи:
Обучающие:
- показать влияние географического положения на природу и жизнь населения;
- закрепить умение вычислять географические координаты объектов на карте;
- формировать умение работать с контурной картой.
Развивающие:
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать информацию, выделять главное, делать выводы.
Воспитывающие: - способствовать воспитанию интереса к предмету;
- способствовать воспитанию у учащихся умения аргументировать свою точку зрения.
Ключевые слова по теме урока: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый океаны, крайняя точка, мыс Челюскин, мыс Флигели, гора Базардюзю, Балтийская коса, мыс Дежнёва, остров Ратманова, государственная граница, морская граница, страны-соседи, Российский сектор Арктики.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение характеризовать географическое положение России;
- умение определять координаты крайних точек, границу между Европой и Азией на территории страны;
- умение дифференцировать страны, с которыми граничит Россия;
- умение оценивать влияние географического положения страны на её природу и население.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с разными источниками географической информации.
Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике).
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
Личностные УУД:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- формирование познавательной и информационной культуры.
Этапы урока
Методы, приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. Организационно-мотивационный
Приветствует учащихся,
проверяет готовность детей к уроку
Приветствуют учителя
Слайд №2
Высказывание «Со всех сторон чувствовал себя русский человек окруженным огромными пространствами, и не страшно ему было в этих недрах России. Огромная русская земля, широкая и глубокая, всегда выводит русского человека, спасает его.
Всегда слишком возлагается он на русскую землю, на матушку Россию».
Н. А. Бердяев
Предлагает объяснить смысл высказывания, определить тему и цель урока
Высказывают свою точку зрения. Стараются сформулировать тему и цель урока, вместе с учителем определяют задачи, которые нужно решить для достижения цели урока.
Умение выражать свои мысли, определять цели и задачи
Стадия «Вызов»
1. Почему изучение любой территории-материка, страны - начинается со знакомства с географическим положением?
2. Что входит в характеристику
географического положения территории?
Предлагает ответить на вопросы
Предлагает вспомнить из курса материков и океанов
план характеристики географического положения материка
Отвечают на вопросы
Вспоминают вместе с учителем план характеристики
Умение грамотно
отвечать на вопросы
умение воспроизводить
ранее изученный материал
Слайд №3
План характеристики географического положения России
Предлагает записать в
тетради понятие «географическое положение» и план
Записывают в тетрадь
Умение аккуратно вести запись в тетради
2. Процессуально-
содержательный
Беседа
1. Какова площадь территории России?
2. Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.
Слайды № 4-5
Проблемный вопрос:
3. Большая площадь территории России – её достоинство или недостаток?
Слайд№ 6
4. Определите положение страны на материке, части света
5. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией
6. Перечислите крайние точки России. Определите их координаты.
Слайды №-7-14
7. Определите, с какими странами граничит Россия?
Слайды №15-16
8. С какими странами самая протяженная граница?
9. Какая область России граничит с Польшей и Литвой? Как называется такое явление?
10. С какими странами граница проходит по горам?
11. С какими странами граница проходит по рекам?
Физкультурная пауза
1. И.п.- стойка: руки за голову, голову наклонить вниз; 1-2 - выпрямить голову, локти отвести назад, подняться на носки - вдох; 3-4 - и.п. - выдох (повторить 4 раза).
2. И.п. - основная стойка; 1-4 - руки вперед, сгибание и разгибание кистей на два счета; 5-8 - те же движения, подняв руки вверх; 9-12 - те же движения, разведя руки в стороны; 1316 те же движения в и.п. (повторить 23 раза).
Предлагает открыть карту атласа и ответить на вопросы
Просит выполнить задание.
Предлагает выполнить упражнения
отвечают на вопросы,
приводят аргументы
Выполняют задание в тетради
Выполняют упражнения
Умение работать с картами атласа
Умение аккуратно вести запись в тетради
Умение переключаться на другой вид деятельности
Практическая работа:
Используя карту атласа на контурной карте
1. Отметьте государственную границу России.
2. Подпишите пограничные
государства.
3. Обозначьте крайние точки России, подпишите их координаты
Предлагает открыть контурную карту и
выполнить практическую работу
Выполняют задания в контурной карте
Умения работать с разными картами
3. Рефлексивно-оценочный
1. Объясните, как влияет географическое положение на
особенности природы и
хозяйственную деятельность человека.
2. Измерьте расстояние в градусах и километрах вдоль 70-го меридиана.
3. Определите объекты по их координатам:
А) 430 с.ш.1460 в. д.
Б) 550 с.ш.1660 в. д.
Обсуждение вопроса о том,
что нового узнали на уроке,
достигли ли поставленной
цели
Предлагает выполнить
задания
Обсуждает с детьми
итоги урока
просит заполнить
оценочный лист
Выполняют задания
Обсуждают с учителем
итоги урока
заполняют оценочный лист
Умение применить теоретические знания на практике
Умение вести диалог
Умение оценивать свою деятельность
Домашнее задание
п. №1
- сформулировать 3 «тонких» или три «толстых» вопроса;
- составить синквейн по изученной теме.
Комментирует домашнее задание
Записывают домашнее задание в дневник
15