Конспект открытого урока обучения грамоты Большая буква в именах собственных
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ «ПОЧЕМУЧКА»
Открытый урок по русской грамоте в 1 классе на тему:
«Заглавная буква»
Учитель начальных классов
Учреждения детской школы
развития «Почемучка» г. Астана
Мандрикова Валентина Александровна
Открытый урок по русской грамоте (1-й класс)
Тема «Большая буква»
Цели урока:
Закрепление знаний о правописании большой буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, в названиях географических объектов.
Развитие орфографической зоркости учащихся; развитие внимания, речи учащихся.
Формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формировать познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
- Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики!
- Сегодня к нам на урок пришли гости, я надеюсь, что мы покажем, что мы стали настоящими учениками и подарим лучики хорошего настроения. Ребята, мы начинаем.
II. Сообщение темы урока.
-Я сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и попробуйте определить тему нашего урока.
«Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше букв - подруг.Смотрят с почтеньем на букву подруги.Но почему? За какие заслуги?Буква расти сама не хотела,Букве поручено важное дело.Ставится в слове не зря и не простоБуква такого высокого роста».
- О чем же мы будем говорить сегодня? (ответы детей).
- Сегодня на уроке мы подведём итог, какие же слова пишутся с большой буквы. И для этого мы отправимся в путешествие в волшебную страну (учитель открывает Слайд 1) - Страну больших букв.
- Перед полетом мы сделаем небольшую разминку для пальчиков.
(руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
С добрым утром!
(пальцы рук переплести (рукопожатие))
Потянулись, потянулись, потянулись.
(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться.
(Ладошки трут друг друга, имитируя намывание.)
Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев.)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук))
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями)Пришли в школу.
(Руки на парте согнуты в локтях.)
И уселись за тетрадку.
(Дети показывают готовую к работе ручку.)
III. Работа над темой урока.
1. Закрепление написания имен, отчеств, фамилий, названий сказочных героев.
- Итак, сели красиво, ровненько. Молодцы. Закройте глазки, мы отправляемся в полет. (Учитель открывает Слайд 2). Ребята, посмотрите, в каком замечательном городе мы остановились. Прочтите его название.
- Один житель этого города - мальчик-первоклассник написал о себе в газету. Вот что у него получилось (Учитель открывает Слайд 3). Один ученик читает вслух текст:
«Меня зовут артур. Я живу в Астане. Я люблю читать сказки и смешные рассказы. Буратино и алдар косе – мои любимые сказочные герои. Недавно прочитал весёлый рассказ евгения чарушина «Один за всех и все за одного».
- Все ли правильно написал Артур? Давайте поможем Артуру и исправим все ошибки, объясняя мальчику, что именно он сделал не так. (Ответы детей).
- Молодцы. Давайте расскажем Артуру правило, которое помогает вам и поможет ему избежать ошибок? (Учитель открывает Слайд 4).
- Никогда не забывай имя буквой выделяй!
2. Закрепление написания кличек животных.
- Итак, сели красиво, ровненько. Молодцы. Закройте глазки, мы отправляемся в полет. (Учитель открывает Слайд 5). В каком городе мы очутились? (Учащиеся читают название города и тут же появляется жёлтый слайд). (Учитель открывает Слайд 6)
- Ой, ребята, посмотрите, город заколдовал злой волшебник, и теперь он покрыт жёлтым туманом. Чтобы его жители вновь увидели солнышко нужно правильно выполнить задание на желтой карточке. Переверните карточку. Она одна на двоих, потому что вы сейчас будете работать в парах. Вам необходимо раскрыть скобки обсудив заглавная или строчная буква пишется в словах, и списать эти предложения правильно. Ученик, сидящий ближе к окну, записывает первое предложение, а ученик, сидящий ближе к двери – второе. Итак, обсудите выбор буквы и запишите свои предложения. Приступайте.
1. Наш (Ш,ш арик) поймал воздушный (Ш,ш арик).
2. Щенок (Ш,ш арик) укусил(Ш,ш арик).
- Отложите ручки. Проверим. Посмотрите на доску. (Учитель открывает Слайд 7) Кто записал предложение правильно, поднимите руку.
- Молодцы. А теперь давайте хором произнесем правило, которое помогло вам правильно выполнить задание. (Учитель открывает Слайд 8)
- Все клички до одной пишут с буквы прописной!
Физминутка.
- Молодцы, а мы отправляемся дальше. Давайте немножко отдохнем и поиграем. Встали все и вышли из-за парт. Я буду называть слова, если слово пишется с заглавной буквы, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх как можно выше, а если с маленькой - то приседаете. Готовы?
- Арлан, пенал, собака, Абдыкаримов, ученик, Барсик, Астана, карандаш, Курбанбакиева.
- Молодцы, присаживайтесь. (Учитель открывает Слайд 9).
3. Закрепление написания географических названий.
- Пока мы отдыхали, мы перенеслись в удивительный город. Волшебник вновь применил недоброе волшебство. На этот раз он заколдовал жителей, и они не помнят, как нужно писать названия географических объектов – стран, городов, морей, рек, озёр. Чтобы расколдовать жителей этого прекрасного городка, нам необходимо выполнить задание на зеленых карточках. Переверните их. На карточках вы зачеркиваете букву, которую считаете неправильной и подчеркиваете нужную букву. Задание понятно? Приступаем.
Мудрый Алдар Косе знаком всем ребятам (К,к)азахстана. Книжку про Незнайку сочинил Николай Николаевич Носов, который жил в (Р,р)оссии. Карлсон – житель (Ш,швеции), а Пятачок – (А,а)нглии. Сказка про Золушку пришла к нам из (Ф,франции).
- Давайте проверим. (Учитель открывает Слайд 10). У кого так? (Учащиеся по-очереди читают предложение и объясняют, какую букву они выбрали и почему). Молодцы. А теперь давайте хором произнесем правило, которое помогло вам правильно выполнить задание. (Учитель открывает Слайд 11).
- Страны, города и реки –
посмотри и не спеши –
с большой буквы их пиши.
4. Самостоятельная работа по закреплению изученного материала.
- Вы помогли всем жителям волшебной Страны больших букв. А теперь, чтобы вернуться в класс нам необходимо выполнить последнее задание. Переверните розовую карточку. (Учитель открывает Слайд 12). Вам нужно прочитать слово, записанное на доске. Определить, что оно обозначает, выбрать заглавную или строчную букву и записать слова в таблицу в нужную графу. Если вы считаете, что слово не относится к теме нашего урока, его записывать не нужно. Итак, приступайте.
Имена, фамилии, отчества Имена сказочных героев Клички животных Географические названия
Слова, записанные на доске: (А,а)стана, (Н,н)иколай (Н,н)иколаевич (Н,н)осов, (Б,б)ерёза, (Н,н)езнайка, (И,и)шим, (Р,р)ручка, (М,м)урзик.
- Давайте проверим (Учитель открывает Слайд 13). Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Кто допустил 1 или 2 ошибки?
X. Рефлексия.
- Молодцы. Ну вот, и заканчивается наше путешествие в Страну больших букв. В начале урока я вам прочитала начало стихотворения про большую букву, а сейчас «Волшебник знаний» расскажет нам, какое же важное дело поручено букве. (Учитель открывает Слайд 14).
«Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее,Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая - совсем не пустяк,В букве большой - уважения знак».
- Давайте подведем итог, какие же слова мы будем писать с большой буквы? (Учитель открывает Слайд 15).
- Молодцы, вы хорошо сегодня работали, и мне хочется взять у вас интервью, как у настоящих знаменитостей. Посмотрите, у Вас осталась одна карточка. Переверните её. Я прошу дома вас ответить на вопросы. Это ваше домашнее задание.
- А теперь подумайте, с каким настроением вы уходите с этого урока. (Учитель открывает Слайд 16). Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, прикрипите на доску солнечный лучик, а если урок не понравился или вы не совсем довольны своей работой на уроке - капельку дождя.
Выставление оценок за урок.
- Всем спасибо за хорошую работу. Урок окончен.
Приложение 1. Желтая карточка
Наш (Ш,шарик) поймал воздушный (Ш,шарик).
Щенок (Ш,шарик) укусил(Ш,шарик).
Приложение 2. Зеленая карточка
Мудрый Алдар Косе знаком всем ребятам (К,к)азахстана. Книжку про Незнайку сочинил Николай Николаевич Носов, который жил в (Р,р)оссии. Карлсон – житель (Ш,швеции), а Пятачок – (А,а)нглии. Сказка про Золушку пришла к нам из (Ф,франции).
Приложение 3. Розовая карточка
Имена, фамилии, отчества Имена сказочных героев Клички животных Названия стран, городов, рек, озёр, морей
Приложение 4. Домашнее задание
Я и моя семья
1. Как тебя зовут? _____________________________________________
2. Как зовут твою маму?________________________________________
3. Напиши имена членов твоей семьи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В каком городе ты живешь?___________________________________
5. У тебя есть животные? Напиши их клички.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Напиши имя твоего любимого книжного героя.
______________________________________________________________________________________________________________________________
7. Напиши имена твоих друзей.
______________________________________________________________________________________________________________________________