Конспект урока грамоты Правописание Жи-Ши
ГРАМОТА
Дата:_______________
Тема: Правописание жи-шиЦель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши,
- способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.
2. Развивающие:
- развивать речь детей;
- пробуждать интерес к родному языку.
3. Воспитательные:
- формирование организации учебного труда;
- прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания;
- показать связь устного народного творчества с русским языком;
- эстетическое воспитание.
Ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, маршрутные листы, карточки - настроение
Ход урока:
1.Организационный момент Слайд 1
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
Если вы хотите, ребята, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свою улыбку, своё хорошее настроение. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением. Пусть оно останется у вас надолго! Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок.
В стране родного языкаНе всё известно нам пока,Но путешествовать начнёмИ сами до всего дойдём.
2.Сообщение темы и цели урока. Слайд 2
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране Грамотейке. Во время всего путешествия мы будем повторять одно из самых важных правил русского языка, научимся правильно использовать это правило при написании слов, а так же выделять слова на изученное правило и составлять с ними предложения. А какое это правило, мы скоро узнаем.
Итак, ребята начнем наше путешествие. А на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
Братцы в гости снарядились,Друг за друга уцепились,И помчались в путь далек,Лишь оставили дымок.
Это поезд. Внимание, внимание наш поезд отправляется .Слайд 3
3. Актуализация знаний. Слайд 4
Первая наша станция страны Граматейки «Повторяйкино»
- Давайте повторим с Вами, чему мы учимся на уроках грамоты (Правильно, красиво говорить и т.д.)
Что такое речь?
На какие группы делится наша речь?
Устную речь мы? (Говорим и слышим)
Письменную речь мы?( Пишем и читаем)
Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
Из чего состоит предложение?(Из слов)
Из чего состоят слова? (Из букв и звуков)
На какие группы делятся буквы русского языка? ( На гласные и согласные)
Что мы можем рассказать о гласных ? (они образуют слог, бывают ударные и безударные, произносятся с помощью голоса, могут смягчать согласный или делать его твердым)
Что можно рассказать о согласных? ( не образуют слог, не могут стоять под ударением, могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими)
С какой согласной буквой мы познакомились на прошлом уроке? ( буква Ж)
Расскажите о ней ( согласный, всегда твердый, звонкий, имеет пару по глухости звонкости – Ж-Ш)
Докажите, что в русском языке есть слова, которые начинаются со звука (Ж)
Докажите, что в русском языке есть слова, в которых буква Ж стоит в середине слова или на конце.
Мы с вами доказали, что буква Ж может стоять как в начале, в середине и в конце слова.
4. Минутка чистописания Слайд 5
Наш поезд отправляется дальше и следующая станция «Чистописания»
Подготовим наши пальчики к письму.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – бух, в кровать.
Этот пальчик уж зевнул.
Ну, а этот вот заснул.
А этот не спит,
За малышами гладит.
Вставайте, вставайте!
Встали пальчики, ура, нам писать давно пора!
Прописать в тетради заглавные и строчные буквы Жж и ШшЯ тетрадь свою открою,
Уголочком положу,
Я от Вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу!
(Дети выполняют минутку чистописания.)
Молодцы, ребята!
Внимание, внимание наш поезд отправляется дальше, просим пассажиров занять свои места! .Слайд 6. Следующая станция СКАЗКИНО Слайд 7
Эти согласные Ж –Ш не такие, как все, они требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают. Послушайте сказку.
Жили-были, не тужилиБуквы «Ж» и «Ш» в квартире.Неразлучны они были.Крепко-накрепко дружили.Но случилось как-то вдругИм услышать в двери стук.Дверь открыли, крикнув: «Ах!»Буква «И» стоит в слезах.Плачет буква И, рыдает.Нет друзей, живу одна я.Можно с вами подружиться,Вместе жить и веселиться?«Проходи!», – сказали «И»,А за ней вприпрыжку «Ы»:«Вы меня впустите тоже,Я на И чуть-чуть похожа!»Буквы ей сказали дружно:«Это правило знать нужно.Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»Мы, ребята, пишем с И !» Слайд 8
Выявление правила. – Ребята, кто уже понял, над каким правилом мы будем сегодня работать? (Правописание сочетаний жи – ши) Слайд 8Молодцы, ребята, а мы с вами отправляемся дальше. И следующая станция ЗАГАДКИНО. Слайд 9
На станции Загадгино в стране Граматейке живет бабушка Загадушка. Она нам предлагает разгадать загадки и вставить в отгадки пропущенные буквы.
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (Жираф)
Среди льдин рыбёшку ищут.А пловцы– каких не сыщешь!До чего же хорошиЭти сильные...(Моржи)
Очень мирные мы змеи,Любим жить в лесах у рек.Яда вовсе не имеемИ не знались с ним во век.(ужи)
Живут в норке,Грызут корки.Короткие ножки, Боятся кошки.(мыши)
Вместо шубы лишь иголки,
Не страшны ему и волки
Колкий шар, не видно ножек,
Ну конечно это (ёжик.)
Молодцы, ребята! Бабушка Загадушка очень довольна Вашей работой. Вы отлично справились с заданием. А мы отправляемся дальше. И следующая станция «Выбирайкино» Слайд 10
Выборочный диктант.
Сейчас наш класс разделится на две команды 1 вариант будет писать под диктовку слова с сочетанием ЖИ, 2 вариант будет писать слова с сочетанием ШИ
Мыши, машина, тишина,
Лыжи, снежинка, ножи.
А теперь вы обменяетесь тетрадями и проверите правильность выполненного задания. Слайд 11 (правильно выполненное задание)
Садимся в поезд и отправляемся дальше. Следующая станция»Зарядкино Слайд 12
Физминутка Музыкальная (найти в интернете) Видеоролик
Вот мы немного отдохнули и отправляемся дальше, следующая станция «Исправляйкино» Слайд 14
Работа в парах.
Ребята, перед Вами на парте лежит текст. В некоторых словах допущены ошибки. Ваша задача внимательно прочитать этот текст, найти и исправить все ошибки. Слайд 15
Пчела жужжыт.
Змея шыпит.
А лежебока рыжый кот Отлежал себе жывот.
Самопроверка. Выявление пар, не допустивших ошибок. На какое правило были допущены ошибки? Слайд 16
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Следующая станция «ЗВУКОВАЯ» Слайд 17
Начальник этой станции предлагает нам разгадать ребусы и составить звуковые схемы к данным словам. ТИШИНА, УЖИН. Слайд 18,19 (под ребусом слово и схема)
К какому выводу мы пришли, выполняя звуковой анализ слов. Несмотря на то, что после букв Ж и Ш стоит буква И, которая смягчает согласные звуки. Звуки Ж и Ш остались твердыми.
Молодцы, ребята.
Следующая станция «Играйкино» Слайд 20
Поиграем в игру «Один – много» Перед вами на листе задание . Допишите недостающие слоги. Слайд 21
НОЖ - НОЖИ
УХО – УШИ
СТРИЖ - СТРИЖИ
ШАЛАШ – ШАЛАШИ
ГРУША – ГРУШИ
ЛУЖА – ЛУЖИ
Молодцы, ребята! А мы отправляемся дальше и следующая станция «Читайкино»
Слайд 22
Работа по Букварю. Знакомство с рассказом «Стрижи»
Чтение текста учителем.
Работа по тексту.
Вам понравился рассказ?
О ком прочитали рассказ?
Перечислите членов семьи стрижей.
Каким образом папа помогал стрижам-малышам?
Какое внимание уделяла малышам мама?
Почему стрижи покинули своих родителей?
Рассмотрите картинку. Что вы можете рассказать о семье стрижей.
Какие ассоциации возникают у вас со словом стрижи? (птица, гнездо, дерево, небо)
Слайд 23 Ассоциации со словом СТРИЖИ»
Используя ассоциации, составьте свои предложения со словом стрижи. (Стрижи – вольные птицы. Стрижи вьют гнезда и высиживают там своих птенцов. Высоко в небе летят стрижи.) Чтение текста про себя.
Чтение текста вслух.
Какой вывод мы можем сделать по данному тексту. Родители всегда заботятся о своих детях.
А дети должны быть благодарны своим родителям за заботу и ласку, которую они им дарят.
Молодцы, ребята. Наше путешествие подходит к концу. Слайд 24
Подведем итог. Чем мы занимались сегодня на уроке?
Чему мы научились?
Какое правило русского языка мы выучили?
О ком читали рассказ?
Вам понравился наш урок?
Какое настроение сложилось у Вас к концу урока? Слайд 25 ( веселый смайлик «Спасибо за работу).