Интегрированное логопедическое занятие в старшей группе Путешествие в сказочный лес


Интегрированное совместное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе.
Тема: «Путешествие в сказочный лес»
Коррекционно-образовательные цели:
- закрепить правильного произнесения звука (ч) в словах, связной речи.
- закрепить умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
- закрепить навыки общения, воспитания добрых, дружеских чувств в коллективе.
- создать доверительную, сказочно-волшебную обстановку, преодоление страха, неуверенности в себе.
Коррекционно-развивающие цели:
- активизировать произвольное внимание, умственные способности.
- развивать фонематическое восприятие, связную речь, мелкую и общую моторику.
- релаксация, снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения, успокоение, обретение душевного равновесия, покоя.
- укрепление здоровья и жизненного статуса.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: Деревья, листья, грибы, Ёжик на пенёчке, слайды с музыкальным сопровождением, аудиозапись релаксационной музыки, звуков леса, шума водопада, мячи су-джок.
Ход организованной учебной деятельности:
Вход детей с педагогами под музыку
1. Организационный момент: Приветствие на казахском языке.
Арайлап таң атты
Алтын сәуле таратты
Жарқырайды күніміз
Жарқырайды даламыз
Сәлеметсіздерме қонақтар!
Психолог: Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую тёплую, самую нежную улыбку. Сегодня мы совершим путешествие в сказочный лес. Чтобы попасть туда, надо держать ладонь над волшебным шаром (дети держат руку над «волшебным» шаром). Звук 2. волшебный
Вот мы и в сказочном лесу (Слайд 1. сказочный лес). Вокруг кусты, деревья, под ногами мягкая трава, над головой ярко светит солнце. Дети, прислушайтесь, что вы слышите. Звук 3 шум воды. 2 раза включить
Дети: Шум воды.
Психолог: Давайте подойдём поближе. (Дети подходят к водопаду).
Это волшебный водопад. Послушайте, как журчит вода, сбегая по уступам горы. Ощутите запах леса, свежести. Вода в водопаде чудесная, она смывает все печали и огорчения, обиды и ссоры. Кто постоит около водопада, тот становится радостным, весёлым, всё грустное и плохое уходит прочь.
Путешествие продолжается. Мы выходим на волшебную поляну. (Слайд 2 волшебная поляна). Давайте дети присядем, отдохнём немного. Кто это сидит на пеньке?
Дети: На пенёчке сидит Ёжик.
Психолог: Правильно, ёжик. Хотите, я расскажу про него сказку.
Дети: Да, хотим.
2. Чтение терапевтической сказки.
В одном лесу, под старой сосной жил в своей норке ёжик.
Он был маленьким серым ёжиком с кривыми лапками и множеством колючек на спине. Ёжику очень плохо жилось в лесу – никто не хотел с ним дружить.
Слайд 3
Посмотри, какой у меня красивый пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты? Говорила ему лиса.
Слайд 4
- Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя. Говорил ёжику медведь.
Слайд 5
У тебя такие кривые лапки, ты такой неуклюжий, не побегаешь с тобой, не попрыгаешь. Говорил ёжику заяц.
Слайд 6
- У тебя нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте - и те поют лучше тебя. Говорил ёжику соловей.
Слайд 7
Бедному ёжику было очень обидно слышать такие слова. Он подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. Ну почему я такой маленький, такой серый, такой колючий, такой неуклюжий, почему у меня нет ни голоса, ни слуха – вздыхал ёжик и плакал. Слёзки ёжика градом катились в пруд, но некому было пожалеть бедняжку. Ёжик так грустил и переживал от того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть не заболел.
Слайд 8.
Однажды утром ёжик, как обычно, отправился на полянку за грибами. Он медленно брёл по тропинке, погружённый в свои грустные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть не сбила его с ног. Ежик оглянулся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьём. Ёжику стало очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький» - подумал он. Но несмотря на страх, свернулся клубком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся и упал. Пока он поднимался на ноги, лиса успела убежать, а ёжик спрятался под куст. Там дрожа от страха, ёжик дождался пока охотник уйдёт. Только под вечер, сильно хромая, ёжик побрёл к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и она сильно болела.
Когда ежик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала лиса. – Спасибо тебе, ёжик.
Слайд 9
Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника, и никто мне не помог, а ты меня спас. Ты – настоящий друг, - сказала лиса. С тех пор ёжик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нём и приносила лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка, и было трудно ходить. Ёжик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий Друг. Ведь настоящий друг – это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос, быстрые ноги. Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде и не отойдёт в сторону, если тебе нужна помощь.
(подвести что ёжик хоть и колючий, но он настоящий друг).
Педагог-психолог: Дети, за что было обидно ёжику, почему он плакал?
Дети: Ежик плакал, потому что с ним не хотел никто дружить.
Педагог-психолог: Что изменилось в жизни ёжика?
Дети: Ёжик спас лису, когда она убегала от охотника.
Педагог-психолог: Кто такой настоящий друг, по мнению ёжика?
Дети: Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде.
Педагог-психолог: А как считаете вы? (ответы детей)
Педагог-психолог: Правильно настоящий друг должен быть добрым и ласковым, а ещё весёлым, чтобы с ним можно было поиграть.
Логопед: Ребята, а я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику.
3. Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.
(дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями).
4. Артикуляционная характеристика звука [Ч].
Логопед: Ребята мне очень понравилась ваша сказка, а вы знаете, что добрыми и ласковыми бывают не только друзья, но и звуки, которые мы с вами произносим. А какой вы знаете ласковый звук?
Слайд 10.
Дети: Звук (ч)
Логопед: Почему его так называют?
Дети: Потому что Звук (ч) делает слова добрыми и ласковыми
Логопед: А какие вы знаете ласковые слова со звуком Ч.
Дети: Мамочка, папочка, и т.дЛогопед: Что делают наши губы, когда произносим звук [ч]?
Дети: Губы круглые, вытягиваются вперёд.
Логопед: Что делают наши зубы, когда произносим звук [ч]?
Дети: Зубы соединяются вместе, между ними небольшая «дорожка». Или щель.
Логопед: Что делают наш язычок, когда произносим звук [ч]?
Дети: Кончик язычка поднят кверху.
Логопед: А какой это звук?
Дети: согласный
Логопед: Почему звук [Ч] согласный?
Дети: Потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). Логопед: А когда мы произносим звук Ч, какой воздух из ротика выходит тёплый или холодный?
Дети: Тёплый.
Логопед: А давайте с вами проверим, сделаем ручки лодочкой, преподнесем к ротику и все вместе произнесём звук [Ч].
Логопед: А сейчас я предлагаю немного поиграть с нашим ёжиком, и выполнить весёлую артикуляционную гимнастику.
5. Артикуляцонная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Логопед: У нашего ёжика был свой домик.
Слайд 11
Двери в домике то открываются, то закрываются – вот так (рот закрыт, рот открыт упражнение «Бегимотик»). Ёжик-непоседа не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать.
Слайд 12
Тогда Ёжик выглянул на улицу (язык широкий, «лопаточкой»).
Слайд 13
Посмотрел сначала налево, потом направо (упражнение «Часики»).
Слайд 14
На улице наш ёжик увидел качели и решил покачаться. (Упражнение «Качели»).
Слайд 15
Затем ёжик увидел мячик, решил поиграть в футбол. (Упражнение «Футбол»).
Слайд 16
Ёжик наш очень сильно устал и побежал к себе домой. (Упражнение «Лошадка»).
Слайд 17
Чтобы сил больше набрать, решил он попить чай. (Упражнение чашечка), и покушать вкусного варенья. Варенье сладкое, душистое, ароматное.
Слайд 18
(Упражнение «Вкусное варенье»). Дальше нашему ёжику захотелось спать. Дверь в домике он запер на замок. Лег в кроватку и умолк.
6. Релаксация.
Педагог-психолог: Ребята, целый день мы путешествовали по волшебному лесу!
Слайд 19
Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (музыкальное сопровождение, панно «Звездное небо).
Слайд20
4 звук звёзды ночь
- Наступает чудесная осенняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звёзды. Их всё больше и больше. Вы смотрите на них и чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всё тело: лоб, лицо, шею, плечи, живот, спину, ноги, руки. Закройте глаза. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно.
Слайд 21
5 звук утро
Гаснут звёзды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать. Мы полны сил и энергии. Встали в круг. Вот и подошло к концу наше путешествие. Для того чтобы вернуться в детский сад из сказочного леса, надо подержать ладони над волшебным шаром.
(Звучит волшебная музыка.Звук 2
7. Итог ОУД.
Психолог: Ребята, вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего?
Педагог-психолог: Дети, за что было обидно ёжику, почему он плакал?
Дети: Ежик плакал, потому что с ним не хотел никто дружить.
Педагог-психолог: Что изменилось в жизни ёжика?
Дети: Ёжик спас лису, когда она убегала от охотника.
Педагог-психолог: Кто такой настоящий друг, по мнению ёжика?
Дети: Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде.
Педагог-психолог: А как считаете вы? (ответы детей)
Логопед: Ребята, а какой мы звук с вами закрепили?
Дети: Звук [Ч]
Логопед: Как мы его произносим?
Дети: Губы вытянуты вперёд, между зубами небольшая щель, язык приподнимается кверху.
Психолог: Ребята, вам ёжик приготовил угощения и благодарит вас за знакомство. А угощение вы получите в группе.
Прощание детей
Звук 1..
Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (музыкальное сопровождение, панно «Звездное небо).
- Наступает чудесная осенняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звёзды. Их всё больше и больше. Вы смотрите на них и чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает всё тело: лоб, лицо, шею, плечи, живот, спину, ноги, руки. Закройте глаза. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно.
Гаснут звёзды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать. Мы полны сил и энергии. Встали в круг. Вот и подошло к концу наше путешествие. Для того чтобы вернуться в детский сад из сказочного леса, надо подержать ладони над волшебным шаром.
(Звучит волшебная музыка.