Конспект воспитательного занятия — викторины по русским народным сказкам


ГКОУ РО Орловская школа-интернат
Конспект
воспитательного занятия
Тема: Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод"
Направление воспитательной деятельности: Знакомство с истоками национальной культуры
Дата проведения: 25 ноября 2016 г
Автор-составитель: Цесенко О.В.
Викторина-эстафета по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"
Раздел: Знакомство с истоками национальной культуры.
Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные
-Вспомнить известные русские народные сказки «Теремок, «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».
- Обеспечить целостное восприятие и понимание текста.
- Учить краткому пересказу и творческому пересказу.
- Сформировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказки.
Развивающие
- Развивать речь учащихся, читательский интерес, внимание, наблюдательность;
- развивать познавательную активность детей, образное мышление, память;
Воспитательные
- Воспитывать коммуникативные умения работать в группах.
- Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
- Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа.
- Через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.
Коррекционные
- коррекция познавательных интересов, внимания, памяти.

Используемые технологии:
игровые;
ИКТ.
Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок; слайды к сказкам, выполненные с ошибками; листы ватмана и фломастеры; фишки; два ведра, два веника; компьютер: экран, проектор; грамоты.
Ход викторины
Звучит грамзапись (в гостях у сказки) ( слайд 1)
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?
Почему же мы любим, читать и слушать сказки? В чем секрет долголетия сказки? (Выслушать мнения учащихся). (в сказках всегда побеждает добро, творятся чудеса и т.д.)
Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно
важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным,
честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести.
На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - "народная".
В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.
Вспомним пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". (слайд 2) (т.е. мы знаем, что сказка — это вымысел, но со смыслом).
Знаете ли вы, что сказки бывают разные: (слайд 3) есть сказки, в которых животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.) Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка»). Волшебные сказки начинаются обычно так: "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили да были...". Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: "Я там был, мед -пиво пил, по усам текло, а в рот не попало" или "Стали они жить - поживать и добра наживать".
(слайд 4)
Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Но, так как это сказка, то правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый. Какие из сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Каша из топора», «Репка»). (слайд 5)
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку. Да и характер братьев наших меньших уподобляется человеческому: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел -драчлив, а петух смел и бесшабашен. Вспоминаем с ребятами сказки о животных? ("Зимовье зверей", "Кот и лиса", "Терем-теремок", "Кот петух и лиса"...)
(слайд 6)
– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на эту часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А на в этой части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор.
Например, вы все знаете сказку “О мертвой царевне и 7 богатырях”, “О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.
– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам и выясним, хорошо ли вы знаете сказки. Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. За правильный и полный ответ команда получает призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Выкрики с места не засчитываются.– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.
(Выбрать и представить жюри)
Итак, друзья, начнем программу,Затей у нас большой запас.А для кого они? Для вас.Мы знаем, вы любите игры,Песни, загадки и пляски.Но нет ничего интересней,Чем наши волшебные сказки.
– Итак, начнем!
(слайд 7) (слайд 8 – 19)
Конкурс 1 “Хорошо ли ты знаешь сказки”
(По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По - Щучьему веленью, Лиса и волк.)
– Молодцы! Давайте послушаем жюри.
Конкурс 2 “Ушки на макушке” (слайд 20)
(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
(слайд 21)
Летела стрела и попала в болото.А в том болоте поймал её кто-то.Кто, распростившись с зеленою кожею Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
(слайд 22)
Нет ни речки, ни пруда.Где воды напиться?Очень вкусная вода В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
(слайд 23)
Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
(слайд 24)
На окошке он студился Взял потом и укатилсяНа съедение лисе. (Колобок)
(слайд 25)
Что за чудо, что за диво Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
(слайд 26)
Заигралась сестрица.Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Конкурс 3 Эстафета “Юный художник”
(слайд 27 - 28)
– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужёнКруглый бок, румяный бокПокатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)
– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок получился красивее.
Конкурс 4 “Угадай-ка” (слайд 29-30)
1 – Какую песенку пел Колобок?2 – Что пела коза своим козлятам?3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? 4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?6 – Что говорила в это время лиса? (мерзни-мерзни волчий хвост)7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Конкурс 5 Эстафета “Полёт Бабы-Яги” (слайд 31-32)
– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.
Конкурс 6 “Найди ошибки художника” (слайд 33)
(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и находят ошибки художника.)
(слайд 34-37)
Конкурс 7 “Телеграмма” (слайд 38)
– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
“Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
“Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
“Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
– А сейчас жюри нам скажет результаты.
Конкурс 8 Эстафета “Змей-Горыныч” (слайд 39)
– Кому не знакомо это сказочное существо, у которого три головы, четыре лапы и два крыла! Давайте тоже сделаем Змея-Горыныча, это не сложно. Трое участников встают рядом, кладут руки на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, связываются с ногами партнеров, стоящих по бокам. Получается как бы 4 ноги в общей сложности. По сигналу “Змей-Горыныч” начинает движение, причем участники, стоявшие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминая движения крыльями. Добежав до финиша, тройка разворачивается, возвращается и передает эстафету следующим участникам. Ноги всем тройкам связываются до начала эстафеты.
Конкурс 9 «Загадки из сундучка» (слайд 40-41)
(по 1 баллу за правильный ответ)
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка? (Коня)
С помощью какого предмета можно убить самого страшного героя русских сказок? ( Игла.)
Конкурс 10 «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок» (пословицы) (слайд 42-43) (по 1 баллу за правильный ответ)
- Любая сказка нас чему-то учит.
Давайте вместе вспомним чему нас учат сказки: (слайд 44)
Добру
Справедливости
Помощи другим
Трудолюбию
Дружбе
Выручать других
Слушаться старших
Честности
Правдивости
Не жадничать
Вежливости

А теперь давайте вспомним пословицы, я начну, а вы продолжайте. (слайд 45)
Куй железо – (дети) пока горячо.
Один в поле – (дети) не воин.
Что посеешь – (дети) то и пожнешь.
Век живи – (дети) век учись.
Вешний день – (дети) зиму кормит.
Для родины своей – (дети) ни сил, ни жизни не жалей.
Слово не воробей - (дети)вылетит, не поймаешь.
С кем поведешься - (дети) от того и наберешься.
Не спеши языком – (дети) торопись делом.
Не имей сто рублей - (дети) а имей сто рублей.
Значение слова
Вешний — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.  Был вешний день, кричали грачи, неподалеку, усердно крестясь, всхлипывала старуха-нищенка.  Дальше, против мощного напора вешней камской воды, идти пришлось на вёслах и гораздо медленнее. 
Синонимы - весенний Давайте подведём итоги нашей викторины и узнаем: кто стал победителем и знатоком сказок. (Награждение активных знатоков сказок)
Вот закончилась игра,Расходиться нам пора.Мы жюри попросим всеПодвести итог игре.
(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает грамоты, награждение активных знатоков сказок)
Просмотр мультипликационного фильма «Гуси – лебеди» (слайд 46)
Сказка « Гуси-лебеди». «Гуси-Лебеди» - это одно из самых известных, популярных, самых издаваемых произведений русского фольклора.Сказка учит детей слушаться взрослых, не капризничать и не убегать далеко от дома от своих родных и близких. Учит быть отзывчивыми на своем пути помогать тем- кому нужна помощь.