Мероприятие на тему Путешествие в Лукоморье по сказкам А.С. Пушкина (1-4 класс)
Путешествие в Лукоморье по сказкам А.С. Пушкина.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.
Составитель: Коротких Светлана Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Самковская школа» Плесецкого района Архангельской области.
Цели: Обобщить знания по сказкам А.С. Пушкина.
Расширить знания детей о его творчестве.
Развивать смекалку, память, речь, внимание, творческие способности детей.
Воспитывать любовь к поэзии, к чтению, к книге.
Оформление: портрет А.С. Пушкина, портрет няни, презентация, дуб с цепью. Оборудование для игр и конкурсов: ларец с предметами, сеть, лебединое перо, белочка, петушок, золотая рыбка, орешек, зеркальце, разбитое корыто, лук, прялка, две палки из бумаги.Выставка детских рисунков по сказкам.
Выставка книг А.С. Пушкина.
Место действия: у Лукоморья- поляна у зелёного дуба.
Действующие лица: ведущий, Кот Учёный, Звездочёт, Старик и Старуха, Царица и Чернавка, Бесёнок, Белочка.Ход мероприятия: слайд 1. Портрет А.С. Пушкина с датами жизни.
Ведущий: 10 февраля – день памяти А.С. Пушкина. Поэтому мы с вами отправимся в Лукоморье – страну сказок Пушкина. Если вы настоящие сказковеды, то, конечно, любите его сказки. И не откажетесь отправиться путешествовать по стране Лукоморье.
Чтобы легче было идти
Понадобятся ваши знания,
Усердие и внимание,
Везение и терпение,
Хорошее настроение!
Увяжи их скорей в узелок,
Затяни дорожный поясок
И следуй за волшебной птицей
На новую сказочную страницу.
Слайд 2. Лукоморье.
Ведущий: Ребята, как вы считаете, что означает слово «лукоморье»?
-Слово «лукоморье» происходит от старого слова «лука», что означает «изгиб». Когда-то слово «лука» находилось в родстве со словом «лук». Но не с тем, который обозначает лук репчатый или зелёный, а со словом-названием оружия. Ведь лук, из которого стреляли, делался из изогнутого прута. Так что лукоморье – это не луковое море и не морской лук, а изогнутый берег, выступающий далеко в море, нечто вроде полуострова.
Слайд 3. Портрет маленького Саши Пушкина.
Ведущий: Маленький Саша Пушкин слушать и запоминать. А когда он научился писать, то стал записывать.
Слайд 4. Портрет няни Пушкина – Арины Родионовны.
Ведущий: А записывал он нянины сказки. Няню Пушкина звали Арина Родионовна. Вот она-то и привила маленькому Саше любовь к сказкам.
- Кто может перечислить названия сказок Пушкина?
Сказка о золотом Петушке.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о царе Салтане.
Сказка о попе и о работнике его Балде.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
- Какое слово присутствует во всех сказках Пушкина? (сказка)
-Сколько сказок написал Пушкин?
Слайд 5. Сказка о Медведихе.
- Про какую сказку мы ещё не говорили? (сказка о Медведихе)
- О чём в ней рассказывается?
- Какое настроение вызывает эта сказка?
- Чем отличается эта сказка от всех остальных пяти сказок Пушкина? (она незаконченная).
Слайд 6. Герои сказок Пушкина . Лукоморье.
Ведущий: ветер по морю гуляет,
Дует ветер в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса,
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поёт,
Где разбитые корыта
Рыбка раздаёт,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовёт
Лукоморье, цепь златая
И учёный Кот.
Кот: мурр – мяу!
Здравствуйте, ребята! Пришёл я к вам, да не один – со мною герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? Сейчас проверю. Мурр – мяу! Сказка начинается! Первые гости появляются!
(входит Царица с зеркальцем и Чернавка с ларцом и яблоком).
Слайд 7. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
Царица: - Здравствуйте! Узнаёте меня?
А из какой я сказки?
А ещё в каких сказках Пушкина есть царицы?
А простое ли у меня зеркальце?
С какими словами я к нему обращаюсь?
Что ответило мне зеркальце в конце сказки?
Кот: Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное! Спасибо, бабушка!
Чернавка: на здоровье, касатик!
Кот: Ребята, можно я съем это яблоко?
Чернавка: Почему это нет?
А откуда вы знаете? Может, я кого-то им уже угощала?
А сейчас, ребята, угадайте, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат? (достаёт из ларца: сеть-невод, лебединое перо, белочка, петушок, золотая рыбка, орешки, зеркальце, разбитое корыто, лук, прялка).Слайд 8. Сказка о рыбаке и рыбке.
Кот: мурр-мяу! Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете!
Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся! (входит старик с рыболовной сетью и старуха с корытом).
Старик: Здравствуйте, милостивые государи! Знаком ли я вам?
Как называется моя сказка? А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? А сколько раз за всю сказку я ходил на берег моря?
Давайте вместе попробуем изобразить, как менялось море: (движениями рук)
1.Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
2.Вот пошёл он к синему морю, видит – море слегка разыгралось.
3.Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море.
4.Старичок отправился к морю – почернело синее море.
5.Вот идёт он к синему морю, видит: на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, воем и воют.
6.Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море.
Старуха: Угадали, кто я? Задам вам трудный вопрос: как начинается моя сказка? А как сказка заканчивается?
Верно, ребята, нескромно я себя вела. Теперь так и хожу с корытом.
Кот: Мурр-мяу! Молодцы! И эту сказку знаете! Задам вопрос потруднее: какие сказочные герои А.С. Пушкина живут под водой?
Слайд 9. Сказка о попе и о работнике его Балде.
Кот: К кому из героев обращены слова? «Да вот верёвкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя корчить»?
-Раз уж угадали, встречайте нового гостя! (входит Бесёнок, вертясь и подмигивая)
Бесёнок: Моё почтеньице!
Старик (испуганно крестясь) Свят! Свят! Свят!
Бесёнок: Не пугайтесь, я безобидный. Нет ли среди вас Балды?
Кто вспомнит, какие состязания были у меня с Балдой?
За какую плату работал Балда у попа? Какими словами Балды сопровождалась плата?
Кто желает со мной потягаться? Кто дальше бросит палку? (соревнование)
-Какие молодцы! Благодарю вас. Но у меня ещё к вам есть вопросы по сказкам Пушкина:
1.Князь Гвидон в сказке 3 раза превращался в насекомых. Назовите их.
2.Рыбка непростая, чешуёй сверкает, плавает, ныряет, желанья исполняет.
3.В какой сказке встречается волшебная белочка?
4.В какой сказке на страже стоит Петушок?
5.Дядька тридцати морских витязей.
6.Сватья ткачихи и поварихи.
7.Верный работник – повар, конюх и плотник.
8.Князь, правивший чудо-островом.
9.Служанка злой царицы, владеющей волшебным зеркальцем.
10.Царь, женившийся на одной из девиц-прях.
11.Царь, обладатель золотого Петушка.
12.Жених спящей царевны.
Кот: Мурр-мяу! Снова правильные ответы!
Слайд 10. Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
-Тогда попробуйте догадаться, о каком персонаже сейчас пойдёт речь:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это (белка). (входит белка).
Кот: Давайте вспомним, как А.С. Пушкин описал белочку.
(Белка там живёт ручная…)
Белочка проводит игру «Белочка с орешком».
Дети становятся в круг и, складывая ладошки лодочкой, протягивают руки навстречу Белочке. Белочка ходит по кругу с орешком в руках, изображая, что вкладывает в ладошки ребят орешек. А кому-нибудь даёт его на самом деле. После слов «Раз, два, три! Орешек покажи!» - ребёнок с орешком выходит в центр и Белочка ему задаёт один из вопросов:
-Из одной ли мы сказки? Отвечайте «да» или «нет»
1.Царь Дадон и Шамаханская царица?
2.Царевна Лебедь и семь богатырей?
3.Королевич Елисей и мёртвая царевна?
4.Князь Гвидон и злая мачеха?
5.Попадья и золотая рыбка?
6.Царь Салтан и 33 богатыря?
Кот: Хорошо поиграли! А вот и следующая загадка.
Слайд 11. Сказка о золотом Петушке.
Чуть опасность где видна-
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся,
И кричит «Кири-ку-ку,
Царствуй лёжа на боку!» (петушок)
(входит Звездочёт-Мудрец с петушком.)
Звездочёт-Мудрец: Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня? Из какой я сказки? Что кричал Петушок царю Дадону во время опасности?
А что пообещал мне царь Дадон и не выполнил?
А какими словами заканчивается моя сказка?
-Молодцы! А теперь поиграем в игру «Куда смотрит Петушок?»
(по команде дети поворачивают голову налево или направо).
Слайд 12. Лукоморье.
Кот: Вот игре и конец,
Опустел мой ларец.
Все загадки отгадали
И немножечко устали.
Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С. Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и возвращаться в любимую сказку-поэму Пушкина «Руслан и Людмила». (Дети получают угощение от Кота за участие, медали «Знаток сказок А.С. Пушкина».)
Ведущий: Наше путешествие закончилось.
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но всё Пушкинское это – наше вечное начало.