Конспект занятия по экологии на тему Путешествие по экологическим сказкам
Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней «А» группы.
Дата: 26.09
Образовательная область: «Социум»
Раздел: Экология
Тема: Путешествие по экологическим сказкам
Цель: Анализировать поступки героев.
Задачи:
-формировать умение анализировать поступки героев и оценивать их в соответствии с принятыми правилами поведения в природе;
-развивать умение рассказывать о своих чувствах при анализе сказок о природе, понимать правила поведения людей для сохранения природных богатств родного края;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Билингвальный компонент: Сказка - ертегі
Словарная работа: Экологическая сказка.
Оборудование: Картинки, карточки, карандаши.
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-
побудительный Сюрпризный момент
- Ребята! Сегодня к нам в детский сад утром почтальон принес письмо. Письмо не простое. Детский сад № 112 ребятам средней группы. От зайчат из леса.
«Дорогие ребята! Вот и у нас в лесу кончилось лето. Вдруг стало холоднее, листья стали опадать. Все вокруг твердят: «осень пришла». А кто такая осень мы и не знаем. Ведь осень нам, зайчатам, и другим лесным зверям пора шубы на зимние сменить. Помогите нам, пожалуйста, объясните, что такое осень. Ваши зайцы».
- Поможем им, ребята?
- Для этого нам необходимо отправиться в путешествие в лес. Готовы? Дети смотрят с интересом.
Дети слушают внимательно.
Организационно-поисковый Игра с движениями:
1) идем по пыльной проселочной дороге
2) теперь идем по высокой сырой траве
3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку
4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли
5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами
6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки.
-Дети, смотрите, кто сегодня нас встречает?
- Дети ежик расстроен и хотел бы спросить знаете ли вы правила поведения в лесу? Ежик говорит что хотел бы вам рассказать о недавних гостях леса и просит вас сказать правильно ли они вели себя.
Родник
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
Вопросы
- Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята?
- Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Вопрос:
Как бы вы поступили на месте Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
- Артёмка! Где ты?
- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Вопросы
- Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
- С кем Артём ходил за водой на родник?
- Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
- Чем занимались Андрей и Петя?
- Какой вред приносят природе такие игры?
- Почему Артёму приснился необычный сон?
- Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
- Кто помог Артёму исправить ошибку?
Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие - игры после того, что случилось?
- Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
Игра «Хорошо и плохо»
Поиграем в игру. Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:
- В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер.
- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте.
- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей.
- В лесу громко не разговаривай.
- Муравейники не разоряй
- Птенцов домой не забирай.
- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай.
- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко.
- Молодцы, вы не ошиблись, и потому нам пора отправляться в путь. Путь нелегкий. Становитесь друг за другом и вперёд! Дети выполняют:
топают ногами
ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок
перепрыгивание из стороны в сторону
наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток
ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле
поднимание ног по очереди с хлопками под коленом
Дети смотрят внимательно
Дети слушают внимательно
Дети рассуждают и доказывают свои предположения
Дети отвечают на вопросы.
Дети хлопают и топают.
Рефлексивно-корригирующий - Понравилось вам занятие?
- Что нового вы узнали?
- Что было интересным?
- Что было самым трудным? Дети отвечают на вопросы.
Учет:
Предполагаемый результат:
Воспроизводят: правила поведения в лесу
Понимают: как правильно себя вести
Применяют: полученные знания