Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Индивидуальный образовательный маршрут как средство личностного развития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Учитель – профессия особая. Её величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждение учителя определяют убеждения его воспитанников. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях, личностному развитию. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требую», поэтому необходимо активно включиться в проектирование механизмов, способствующих формированию личностного развития.
В плане образовательной организации учебного и воспитательного процесса индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как новый подход, соединяющий в себе и особую форму организации учебной деятельности, и специфический метод индивидуального обучения ребенка. Условием достижения целей и задач индивидуального образовательного маршрута является сохранение индивидуальных особенностей учеников, а также формирования универсальных способностей личности.
Существую различные трактовки понятия индивидуальный образовательный маршрут. Обратимся к психолого-педагогической и методической литературе. Данное понятие можно рассматривать: как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский); как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М. И. Башмаков), но нам близко понятие «путь успеха».
Мы выделили понятийное поле нашего исследования;
Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [4; с.138 ]
Индивидуальность – 1. особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других; 2. отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств [5; с. 37].
Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются [6; с. 40].
Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка
Личностное развитие, рост и развитие личности - понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение . В данном определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с обучающимся. Индивидуальный образовательный маршрут характеризуется следующими особенностями:
связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
оформлен как индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор пути движения учащегося к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.
Наша образовательная организация (МКОУ СОШ №1 г. Киренска) в 2014 году победила в конкурсе на присвоение статуса инновационной педагогической площадки по направлению «Инновационные проекты, программы сопровождения способных и одарённых обучающихся», который проводил Институт развития образования г. Иркутска, поэтому мы убеждены, что проектирование индивидуального образовательного маршрута является актуальной и своевременной задачей.
Был подобран диагностический инструментарий, позволяющий выявить индивидуально-типологические особенности обучающихся и тип одарённости:
Методика оценки общей одаренности
Анкета одаренности по А.И.Савенкову
Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой
Методика «Интеллектуальный портрет»
Результаты проведённых методик позволило нам встроить в образовательный индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей, указанных выше.
В таблице 1 нами представлены этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута
Таблица 1
Этапы индивидуального образовательного маршрута
Этап Краткое содержание этапа
ДИАГНОСТИКА «Что я должен знать и уметь»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ «Что я хочу знать и уметь»
ОСМЫСЛЕНИЕ «Что я могу»
РЕАЛИЗАЦИЯ «Как я буду идти к поставленной цели»
ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА «Чему я должен научиться и что мне нужно доработать»
Таким образом, опираясь на теоретическую часть нашего исследования нами был спроектирован индивидуальный образовательный маршрут для ученика, у которого был выявлен высокий уровень учебной мотивации, опережающие темпы развития, различные специальные способности. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности.
Классификация способностей:
Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения.
На этапе диагностики «Что я должен знать и уметь» учащийся показал хороший уровень знаний по математике и окружающему миру. Особый интерес вызывает проблема сохранения природы. Умеет писать небольшие доклады, делать презентации, проводить опыты, пользоваться Интернет-устройствами. Результаты представлены в таблице 2
Таблица 2
Результаты учащегося ________
Мероприятие Место
Районная научно-практическая конференция школьников «Реферативная работа»
1 место
Районный конкурс «Юннат года» среди 1-4 классов
1 место
Районный конкурс Художественного чтения «Поклонимся Великим тем годам» 1 место
На этапе проектирования и осмысления «Что я хочу знать и уметь, что я могу» учащимся были определены следующие приоритеты:
Заниматься исследовательской деятельностью в области экологии и естествознания;
продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня
Этап реализации «Мои шаги в достижении цели или как я буду идти к поставленной цели» имеет следующий план, в который были включены конкретные виды деятельности:
Научно-исследовательская работа в рамках Районной научно-практической конференция школьников
Решение задач экологической направленности в рамках занятий "Природа в красках"
Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося;
Чтение дополнительной научной литературы по предметам;
Занятие в кружке «Природа в красках»;
Участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях.
Мероприятие расписаны по месяцам, информация представлена в таблице 3
Таблица 3
План мероприятий (по месяцам)
ноябрь декабрь январь февраль апрель
участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «КИТ»
участие предметной неделе по русскому языку. 1.участие во Всероссийском дистанционном конкурсе
«Русский медвежонок». 1.участие в предметной неделе по окружающему миру.
2.Подготовка к научно-практической конференции. 1. участие в игре по математике «Кенгуру».
2. участие в предметной неделе по математике. 1.участие в районной научно-практической конференции в номинации «Исследовательская работа»
2.Участие в конкурсе «Юннат года».
На этапе оценки и корректировки «Чему я научился и что мне нужно доработать» нами были отмечены достижения
Таблица 4
Мероприятие Место
Всероссийский дистанционный конкурс КИТ»"; 1 место( район)
Районный конкурс «Юннат года» среди 1-4 классов
1 место
Районная научно-практическая конференция в номинации «Исследовательская работа» Тема работы: «Белый снег пушистый 1 место
закончил 1 полугодие 2 класса на « 4 и 5»
Работа по индивидуальному образовательному маршруту способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности. Ученик активно участвовал во всех предметных неделях. Принимал участие в районном фестивале «Театр и дети», сыграл роль муравья в спектакле «Басни дедушки Крылова». Актерская игра была очень интересна и произвела на зрителей прекрасное впечатление. Научная работа по экологии по теме «Белый снег пушистый» была признана лучшей в номинации «Исследовательская работа» и была отправлена на областной конкурс исследовательских работ.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании и осуществления права ребенка на самореализацию с учетом его интересов и способностей.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» в ред.2013г.;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373;
3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
4.Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. –корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987
5.Словарь иностранных слов. – М., 1981
6.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005