Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) на тему Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р (1 класс) УМК Школа России


Тема: Согласные звуки [р], [р'], буквы Р р.Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р'], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.
Планированные результаты: Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.
УУД: Р: проговаривают последовательность своих действий на уроке. П: отличают новое от уже известного с помощью учителя; делают выводы в результате совместной работы. К: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения). Л: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях.
Ход урока:
Организационный момент.
Речевая разминка. Фонетическая зарядка.
- Едет мотоцикл. Ставни скрипят. Кони храпят. Вороны кричат. Собаки рычат. (Д-Р-Р-Р -х-р-р-р -х-р-р-р - к-а-р-р-р -Р-Р-Р-Р)
Постановка учебной задачи.
- Какой первый звук вы сейчас произносили? [р]
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме)
Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р'] (учебник, с. 65)
На доске - предметные картинки с изображением забора и двери.
- Выполните слого-звуковой анализ слов забор и дверь.
- Звуки [р] и [р'] согласные, звонкие.
Чтение слогов-слияний (учебник, с. 65)
- Прочитайте слоги-слияния. В каких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий? (В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, а в слоге ри звук [р'] – мягкий)
- Звонкие или глухие звуки [р] И [р']? Почему? (Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко)Упражнение со звуками [р] и [р'].
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у нас новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжим мы игру.
Знакомство с буквой Р.
- Звуки [р] и [р'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр).
Физкультминутка.
Чтение слов (учебник, с. 65)
- Прочитайте слова. Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?
Развитие связной речи. Работа с текстом (учебник, с. 65)
- Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
- Что растет у Иры?
- Что сделала Ира?
- Что случилось?
- Почему рассказ называется «Кактус»?
- Расскажите о растениях, которые растут в вашем классе и дома.
- Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Физкультминутка.
Закрепление знаний и способов действий.
Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (учебник, с. 64)
- Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка?
- Кто ее автор?
- Кто изображен на картинке?
- Что волшебного в этой сказке?
- Сколько желаний выполнила рыбка?
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 64)
- Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Прочитайте слова, в которых встречается буква Р.
Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (учебник, с. 64)
- Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка?
- Кто ее автор?
- Кто изображен на картинке?
- Что волшебного в этой сказке?
- Сколько желаний выполнила рыбка?
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 64)
- Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Прочитайте слова, в которых встречается буква Р.
Рефлексивно- оценочный.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Тема: Согласные звуки [р], [р'], буквы Р р. (закрепление)Цель: закрепить знания учащихся о согласных звуках [р], [р′], букве Р р; развивать речь, память, логическое мышление.
Планированные результаты: владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.
УУД: Р: проговаривают последовательность своих действий на уроке. П: отличают новое от уже известного с помощью учителя; делают выводы в результате совместной работы. К: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения). Л: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях.
Ход урока:
Организационный момент.
Речевая разминка.
Работа с чистоговоркой.
Ра-ра-ра – у мышки есть нора.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ра-ра-ра – весь мусор соберем с утра.
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
Закрепление знаний и способов действий.
Составление рассказа (учебник, с. 66)
- Прочитайте слова. Составьте с ними рассказ.
- Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки.
Физкультминутка.
Работа с многозначными словами (учебник, с. 66)
- Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен?
- Разгадайте ребус.
- Прочитайте текст. Какие значения имеет слово коса? (Коса - орудие труда, коса - заплетенный волос)
Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с. 67)
- Прочитайте слова.
- Что означают слова в первом столбике?
- Что объединяет слова во втором столбике?
- Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- Ответьте на вопросы к тексту.
- Придумайте предложение по схеме.
Игра слов (учебник, с. 61)
- Составьте слова из букв. Проверьте работу друг друга.
Работа с «лентой букв» (учебник, с. 67)
Повторяются все изученные гласные и согласные буквы («лента букв», с. 67).
Умение различать глухие и звонкие согласные закрепляется упражнением: закройте ладошками уши и произносите звуки то звонкие, то глухие. Когда произносим звонкие, то слышно, как в ушах гудит. Эти согласные звуки произносятся не только с шумом, но и с голосом.
Рефлексивно- оценочный.
– Что повторяли на уроке?
– Были ли какие затруднения?