Технологическая карта по обучению грамоте «Согласные звуки [л], [л, ]. Буквы Л, л.»( 1 класс)


Технологическая карта урока.
Предмет: обучение грамоте.
Класс: 1 "В"
Программа: УМК "Школа России"
Тема урока: «Согласные звуки [л], [л, ]. Буквы Л, л.»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учитель: Рязанова Ольга Борисовна.
Техническое оснащение урока:
Компьютер, проекционный экран.Набор букв и слогов.
Сигнальные карточки.
Книга Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
CD. Обучение грамоте. Аудио приложение к учебнику В.Г.Горецкого. 1 класс. Издательство «Просвещение».
Учебно-методическое обеспечение: В.Г.Горецкий. «Азбука». Учебник: 1 класс: В 2 ч.(1 часть), пропись 1 часть
Методы и приемы, применяемые на уроке:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
Наглядный (презентация, наблюдения обучающихся).
Проблемно - диалогическая технология.
Игровая технология.
Технология сотрудничества.
Здоровьесбережение.
Формы организации работы на уроке:
Фронтальная.
Групповая.
Работа в парах.
Задачи педагога:
Формировать умение давать характеристику звукам;
Развивать умения устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко – буквенный анализ слов;
Развивать умение самостоятельно выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
Устанавливать связь между печатными и письменными буквами.
Формировать умение записывать слова с изученными печатными буквами;
Обогощать читательский опыт.
Развивать умение читать прямые и обратные слоги.
УУД:
Личностные УУД:
проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других
совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Планируемые результаты
Образовательные:
-научить детей находить в словах звуки [л], [л, ] и уметь их различать;
-познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л, ] буквой л;
-формировать умение читать слова с изученными буквами.
Воспитывающие:
-воспитывать любовь и интерес к миру животных;
-воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;
-воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
Развивающие:
-развивать читательский интерес;
-развивать познавательный интерес и активность учащихся;
-развивать устную речь и фонематический слух;
-развивать мышление, память, внимание.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Мотивация. Прозвенел звонок!
Начинается урок!
Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными.
Чтоб врачом, космонавтом или лётчиком стать,
Нужно всем непременно научиться писать и читать,
Ну а в этом, ну а в этом вы заметьте – ка, Нам, конечно же, поможет всем грамматика!
- А вы как считаете, для чего нам нужен урок обучения грамоте? Начинается урок!
Дети отвечают. Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2.Актуализация знаний. Урок начнем мы с повторения, ведь повторение – мать учения!
Блиц - опрос.
Ребята! С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
Какие звуки она может обозначать?
Дайте характеристику этим звукам.
- Молодцы.
Я расскажу вам одну историю. А потом задам вопрос.
Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую мышь, Жабу – лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения.
Кто из вас знает. Как звали эту девочку?
Прозвучали разные имена. Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы узнаете, как звали эту девочку и как она попала в страну чудес.
Дети задают друг другу вопросы по изученному материалу:
-Что такое речь?
-Какая бывает речь?
Назови признаки устной речи.
-Назови признаки письменной речи.
-Из чего состоит наша речь?
-Что такое предложение?
-На какие части делятся слова?
-Из чего состоят слоги?
-На какие группы делятся звуки?
Дети отвечают.
Дети отвечают:
Золушка,
Дюймовочка,
Алиса и другие варианты.
Коммуникативные:
Формирование умения вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
3.Подведение к теме. Постановка учебной проблемы. -Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.
А с какими вы узнаете, когда загадки отгадаете.
Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л,] из слов – отгадок.
Учитель читает загадки.
1.Лев - он лев, он царь зверей,Потому, что всех смелей.Примеряет лев шинель,А шинель под буквой ... 2.Он из леса вышел снова:
Не олень, и не корова.
Тяжелы рога по весу.
Ходит важно он по лесу.
Там хозяин он! Не гость!
Ну, конечно, это – …
(Картинка на интерактивной доске – лось).
3.У меня большая грива, сильные копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка.
Кто же я?
- Что общего в этих словах?
- С какого звука начинаются эти слова?
- Чему же вы будете учиться сегодня на уроке?
- Что для этого будем делать?
Составляем план работы на уроке.
1.Подберём слова со звуками [л], [л,].
2.Составим характеристику звуков.
3.Будем работать со схемами слов.
4.Будем читать слоги.
5.Будем читать слова и предложения.
Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.
Дети называют слова – отгадки.
Ответ: "эль"
Лось.
Лошадка.
Дети отвечают.
Дети предлагают этапы урока,
используя предыдущий опыт работы.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные:
Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково – символические средства.
Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий).
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4.Работа по теме урока.
. 1. Объяснение.
Работа с интерактивной доской.
Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л,] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите как она выглядит:
печатная, письменная.
2.Работа по плану урока.
Подбор слов со звуками [л], [л,].
- Найдите на картинке слова, в которых есть звуки [л], [л,].
- Вспомните слова со звуками [л], [л,] , с которыми вам приходилось встречаться в жизни.
Характеристика звуков.
- Теперь давайте дадим характеристику звуку [л].
Какой он?
Гласный или согласный?
Звонкий или глухой?
Твёрдый или мягкий?
Физминутка
А теперь мы отдохнём,
Физминутку проведём!
«Буратино»
Игра «Найди звук».
Ребята! Найдите эти звуки в словах.
На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и дают им характеристику. Учитель даёт образец ответа.
ЛОСИ
ЛЕВ
ЛИСАКОЛЬЦОЛИСТЗОЛУШКА
Работа со схемами слов.
А теперь, внимание!
Вам новое задание!
- Сейчас вам нужно составить схемы слов :
лиса, лоси (составляют на парте и на доске).
-Напечатаем слово лиса.
Какой первый звук? (Полная характеристика звука).
Какой буквой мы его обозначим?
Какой второй звук? и т. д.
Самостоятельная работа.
Будьте теперь внимательны,
Напечатайте слово самостоятельно.
Сравнить с образцом и оценить свою работу.
У меня всё получилось , получилось, но не совсем ,
я должен ещё постараться !
Скажите, что нужно, чтобы записать слова?
Физминутка
Чтобы вам писать начать,
Надо пальчики размять.
Работа в тетрадях.
Организация самостоятельной работы.
- Самостоятельно запишите слово лоси. Дети подбирают слова к картинке на слайде.
Приводят примеры слов.
Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.
Дети отвечают по алгоритму.
Двигательная гимнастика.
Работа в парах.
Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу.
Взаимопроверка
Показывают смайлики.
-Нужны буквы.
Схемы остаются на парте.
Открывают тетради.
Печатают слово лиса.
Делят слово на слоги.
Обозначают ударный слог.
Самостоятельно печатают слово лоси.
Делят слово на слоги.
Обозначают ударный слог
Самооценка
Рисуют смайлики в тетради.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельно пишут слово лоси.
Взаимопроверка
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Коммуникативные:
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Регулятивные:
Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог.
Регулятивные:
Формирования умения оценивать действия других с целью обнаружения отклонений и отличий.
Регулятивные:
Формирование умения сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.

Регулятивные:
Формирования умения оценивать свою работу с целью обнаружения отклонений и отличий.
6.Закрепление. Первичное применение знаний на практике.
Работа с текстом.
Работа в группах
-А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем, как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать.
Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса.
Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать книгу, когда научитесь хорошо читать.
Имя Алиса начинается на букву А.
А какие имена на букву Л вы знаете? Как вы будете их писать? Почему? Для чего ещё нужна заглавная буква?
Чтение слогов.
В каком слоге звук [л] мягкий?
Почему?
Чтение предложений.
Что вы видите? Что мы сейчас будем читать? Как вы определили, что это предложения?
Беседа про животных.
Какие животные есть у вас?
Как надо относиться к животным?
Работа по учебнику.
Героев какой сказки вы видите на картинке? Кто нарисован на картинке?
Чтение отрывка из сказки.
Кто автор этой сказки?
О ком эта сказка?
Учитель показывает книгу К.И.Чуковского «Тараканище».
Кратко рассказывает про автора.
Что обозначают слова?
щеголиха – яркая, модная, любит щеголять нарядами;
лихо – быстро, живо;
кубарем – кувырком.
Какая буква выделена в словах?
Чтение текста учителем.
-Назовите слова с буквой л.
-В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова.
-В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л,]? Назовите эти слова. Почему? Дети составляют слово из слогов.
Дети отвечают на вопросы.
Читают хором.
Читают в парах.
Читают индивидуально.
Называют правила.
Беседа.
Ответы детей.
Высказывают своё мнение.
Чтение текста хорошо читающими учениками.
Называют все слова.
Называют слова с твёрдым звуком.
Называют слова с мягким согласным звуком. Коммуникативные:
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные:
Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.
Познавательные:
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
7. Итог урока. - Что нового вы узнали на уроке?
- Что вы делали для этого?
- Какой вывод можно сделать?
Дети отвечают на вопросы и делают вывод:
-Познакомились с буквой л и звуками [л], [л,]. Познавательные:
Формирование умения делать выводы.
8. Рефлексия. Давайте подведём итог.
Вам понравился урок?
- Что было трудно? Что легко?
-Что больше всего понравилось?
Оцените свою работу при помощи смайликов.
У меня всё получилось , получилось, но не совсем ,
я должен ещё постараться !
Прозвенел звонок,
И закончился урок! Дети отвечают на вопросы и показывают смайлики. Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.
Источники материалов:
В.Г.Горецкий. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч.
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Издательство: Омега – Пресс, 2008.
http://www.numama.ru/zagadki-dlia-malenkih-detei
CD. Обучение грамоте. Аудио приложение к учебнику В.Г.Горецкого. 1 класс. Издательство «Просвещение».