Технологическая карта урока по обучению грамоте (письмо) на тему Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р


Технологическая карта
Предмет: Обучение грамоте (письмо)
ТЕМА: Согласные звуки [р], [ р,]. Буквы Р, р.
Программа: «Школа России»
Автор: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. БойкинаФ.И.О.: Гончарова И. Н.
Педагогическая цель Создание условий для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Р, р; использования на письме заглавной буквы; содействие развитию моторики, фонематического слуха; воспитание аккуратности.
Вид урока Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные) Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы Р, р; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [р]; используют заглавную букву в именах собственных.
Универсальные учебные действия Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.
Методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный.
Учебно-методическое обеспечение урока Горецкий В.Г. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению. «Азбука». Москва «Просвещение»2013г. Часть 1.
В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Обучение грамоте. Пропись, часть №2.
Образцы письменных букв.
ХОД У Р О К А
Этап урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля Примечания
осуществляемые действия формируемые умения I. Мотивация к учебной деятельности 
Фронтальная беседа.
Вопросно – ответная форма. Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
 Организует уточнение типа урока.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Как вы думаете, сегодня у нас урок повторения или новых знаний?
 
Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.
Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования (наличие учебной тетради, ручки); эмоционально настраивает на урок Приветствуют учителя. Проговаривают правила поведения на уроке.
Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. Индиви-дуальный. Проверка готовности к уроку. +
II. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Вступительное слово учителя. - Сегодня мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.
Рак – речной усатый рак.
Учится он кое – как.
Не бери с него пример,
А запомни букву…Р- Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать? Внимательно слушают
- Букву Р. Принимают учебную задачу. +
III. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа -На уроке обучения грамоте мы познакомились с буквой Р. Что вы про нее узнали?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В. Степанов)
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.(Г. Виеру)
- На что похожа буква Р? Рассказывают о букве Р.
Слушают стих-ния.
Отвечают на вопрос. Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее. Высказывают свое мнение. Фрон-тальный.
Устные ответы. +
IV.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.Пальчиковая гимнастика. Фронтальная, индивидуаль-ная.Практи-ческий, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики. -Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Краб».
Краб ползет, ползет по дну,
Выставив клешню одну. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую. Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя. Индиви-дуальный.
Правильное выполнение упр-ния для мелкой моторики пальцев рук. +
2. Правила посадки за столом во время письма. Индивидуальная.Практический- Проверим посадку, правила обращения с ручкой. Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой. Индиви-дуальный. Проверка прав.посадки и верного обращения с ручкой. +
3.Работа в «Прописи» №2.
Анализ начертания строчной буквы р. Письмо строчной буквы р (с.26) Фронтальная, индивидуаль-ная. Практичес-
кий, наглядно-демонстраци-онный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо. -Посмотрите на строчную букву р. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.
Показ и объяснение учителем написания буквы р.
-Обведите контуры.
-Выполните письмо буквы в воздухе.
- Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.
-Напишите строчную букву р.
-Напишите слоги: ра, ру, ри.
-Напишите слова: рама, руки, рис.
Слушают учителя. Рассматривают строчную букву р. Отвечают на вопросы.
Прописывают элементы.
Выполняют письмо в воздухе, в прописи. Пишут слоги, слова. Анализируют начертание строчной буквы р, сравнивают с печатной буквой; выделяют элементы в строчной букве, правильно их называют, выполняют письмо. Фронтальный,индивидуаль-ный. Устные ответы. Правильное называние и написание элементов строчной буквы р. 4.Письмо предложения. Слого-звуковой анализ слов (с.26) Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,
практический. Беседа, работа со схемой. -Прочитайте и запишите предложение: У Иры краски.
-Выполните слого-звуковой анализ слова киска.
-Сколько слогов в слове?
-Сколько звуков в слове?
-Из чего состоит 1-ый слог?
-Из чего состоит 2-ой слог?
Записывают предложение.
-Два.
-Пять.
-Из слияния согласного с гласным, согласного.
-Из слияния согласного с гласным.
Правильно оформляют запись предложения на письме. Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанное слово со схемой-моделью. Фронтальный индивидуаль-
ный. Выполнение слого-
звукового анализа слова. +
Физкультми-нуткаКоллективная, индивидуальная.
Практический. Так проворны наши рукиНет им времени для скуки.Руки вверх, вперёд, назад.С ними можно полетать.Мы на пояс их поставимИ наклоны делать станем.Ими можно помахать.А, прижав, тихонько спать.Руки вверх поднимем вышеИ легко-легко подышим. Ходьба на месте.
Потягивания – руки вверх.
Наклоны вперед и назад.
Садятся за парты. Осуществляют профилактику утомления. Правильное выполнение упр-ния. +
5. Работа в «Прописи» №2.
Анализ начертания заглавной буквы Р. Письмо заглавной буквы Р. (с.27) Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
практический, наглядно-де-монстрацион-ный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо. -Рассмотрите заглавную букву Р.
-Обведем по контуру элементы буквы.
-Прописная (заглавная) буква Р состоит из 2-х элементов: первый элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Не доходя до нижней линией рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент – «шляпка» – не должен соприкасаться с первым. По форме напоминает шляпку гриба.
-Напишите букву Р по элементам в воздухе.
-Напишите букву Р в прописи.
-Напишите слоги с заглавной буквой Р: Ра, Ру, Ры, Ро, Ри. Обводят по контуру элементы букв. Рассматривают прописную букву Р, прописывают элементы буквы, букву Р, слоги. Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Р в соответствии с образцом. Индиви-дуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов и прописной буквы Р. 6.Письмо предложений (с.27) Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,
практический. Беседа. - Прочитайте и запишите предложения:
Кто раскрасил лилии?
Рита раскрасила лилии. Читают. Пишут. Правильно оформляют предложение на письме. Индиви-дуальный. Правильное написание предложений. +
7. Определение звука Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,
практический. Чтение, письмо. -Прочитайте слова. Определите, в каком слове есть звук [р].
-Запишите слова. Читают.
- Рита, ирисы. Распознают звук, правильно записывают слова. Фронтальный,индивидуаль-ный. Правильное написание слов, чтение. +
V. Рефлексивно-
оценочный Фронтальная.
Словесный.
Беседа. -Буква Р довольна вашей работой. А вы?
-Что получилось? Над чем надо еще поработать? Легко ли написать букву Р? Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. Фронтальный
Устные ответы. +