Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) на тему Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р


Технологическая карта
Предмет: Обучение грамоте (чтение)
Программа: «Школа России»
Автор: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виногорадская, М.В. БойкинаКласс: 1
Тип урока: Изучение нового материала с использованием ИКТ
Ф.И.О.: Гончарова И. Н.
Тема Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,рПедагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р,], буквами Р,р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи
Тип урока Изучение нового материала с использованием ИКТ.
Планируемые результаты (предметные) Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов
Личностные результаты Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)
Основное содержание темы, понятия и термины Согласные звуки [р], [р,], твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого – звуковой анализ слова
Образовательные ресурсы Проволока. Картинки с изображением забора и двери
Ход урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля Примечания
Осуществляемые действия Формируемые умения 1 2 3 4 5 6 7
I.Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Фронтальная.
Словесный
Слово учителя Приветствие учащихся.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
- Проверим готовность к уроку. Приветствуют учителя.
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный.
Наблюдение учителя +
II.Речевая разминка.
Фонетическая зарядка
Коллективная.
Словесный.
Фонетическая зарядка Едет мотоцикл.
Ставни скрипят.
Кони храпят.
Вороны кричат.
Собаки кричат. - д-р-р-р- х-р-р-р- х-р-р-р- к-а-р-р-р- р-р-р-рГотовят артикуляционный аппарат к чтению Коллективный.
Правильное произношение звуков. +
III.Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя. - Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? - [р].
- Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме. Формируют учебную задачу Фронтальный.
Устные ответы. +
IV.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.Выделение твёрдого и мягкого согласных звуков
[р] и [р,] (учебник, с. 65) Фронтальная.
Словесный, наглядный, практический.
Работа со схемой, беседа. На доске – предметные картинки с изображением забора и двери.
- Выполните слого-звуковой анализ слов забор и дверь. Рассматривают схемы –модели слов забор, дверь; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов. Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [р] и [р,] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков.
Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Фронтальный.
Выделение звуков, устные ответы, чтение слогов-слияний. +
2.Чтение слогов-слияний (учебник, с.65) Фронтальная.
Словесный,
Практический.
Чтение, беседа. - Прочитайте слоги-слияния. В каких слогах звук [р] твёрдый, а в каких он мягкий?
- Звонкие или глухие звуки
[р] и [р,]?
- Почему? - В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твёрдый, а в слоге ри звук [р,] – мягкий.
- Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко. +
3.Упражнение на развитие речевого аппарата Коллективная.
Словесный.
Чистоговорки.
Скороговорки.
1.Дыхательная гимнастика: упражнения «свеча», «колесо спустило»
2.Артикуляционная разминка: упражнение
«щёчки», «хомячок».
3.Чистоговорки.
Ра-ра-ра-начинается игра.
Ры-ры-ры-у мальчиков шары.
Ро-ро-ро-у нас новое ведро.
Ру-ру-ру-продолжим мы игру.
4.Скороговорка.
Все бобры добры для своих бобрят.
 
Выполняют упражнения на развитие речевого аппарата, проговаривают чистоговорку.

Проговаривают
скороговорку. Выделяют новые звуки из слов, наблюдают над особенностями их произнесения. Коллективный.
Чистоговорка.
Скороговорка. +
4.Знакомство с буквой РФронтальная.
Словесный, практический.
Беседа, моделирование буквы. - Звуки [р] и [р,] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр).
- На что похожа буква Р?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
-Выложите букву Р из проволоки.
Находят букву Р на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из проволоки выкладывают букву Р. Находят букву Р на «ленте букв». Моделируют её из проволоки.
Высказывают своё мнение. Фронтальный. Устные ответы, моделирование +
Физкультминутка Коллективная.
Практический.
Гимнастика для глаз. «Бабочка», «Темно» Выполняют движения согласно тексту. Осуществляют профилактику утомления. Коллективный.
Правильное выполнение движений. +
5.Чтение слов (учебник, с.65) Коллективная, индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение. - Прочитайте слова.
- Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? Хором читают слова.
- Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов.
Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным. Читают слоги-слияния и слова с новой буквой.
Ориентируются на букву гласного при чтении слогов- слияний.
Читают слова с ранее изученными буквами. Коллективный, чтение слов. Устные ответы. +
6.Развитие связной речи. Работа с текстом (учебник, с.65) Фронтальная.
Словесный.
Чтение, беседа. - Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
- Что растёт у Иры?
- Что сделала Ира?
- Что случилось?
- Почему рассказ называется «Кактус»?
- Расскажите о растениях, которые растут в нашем классе и дома.
- Как нужно ухаживать
За комнатными растениями? Читают текст вслух.
Отвечают на вопросы, опираясь на картинку и привлекая имеющиеся знания.
Рассказывают. Понимают смысл читаемого.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Называют знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома.
Рассказывают об уходе за растениями. Задают вопросы
Познавательного характера о комнатных растениях. Рассуждают о том, где можно найти необходимую информацию. Фронтальный.
Чтение, устные ответы.
+
7. Развитие связной речи.
Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (учебник,с.64) Фронтальная.
Словесный, наглядный.
Беседа. - Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка?
- Кто её автор?
- Кто изображён на картинке?
- Что волшебного в этой сказке?
- Сколько желаний выполнила рыбка?
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? - К. Чуковский «Тараканище».
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя. Составляют рассказ по картинке, анализируют её, определяют, что в ней волшебного.
Формулируют правильные ответы на вопросы.
Устанавливают причинно-следственные связи. Фронтальный.
Устные ответы, описание картинки. +
8.Выразительное чтение отрывка.
Дифференцированное задание (учебник, с.64) Фронтальная, индивидуальная.
Словесный. Чтение, беседа. - Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
- Прочитайте слова, в которых встречается буква Р. Читают.
Находят букву Р. Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией.
Распознают букву Р в словах текста. Фронтальный, индивидуаль-
ный. Выразительное чтение, устные ответы. +
физкультминутка Коллективная.
Практический. Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
(наклоны влево-вправо).
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка
(дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью (приседания),
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга
(вращение туловищем вправо).
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой
(вращение туловищем влево).
А часы идут, идут,
(ходьба на месте),
Иногда вдруг отстают
(замедление темпа ходьбы).
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят
(бег на месте)!
Если их не заведут,
То они совсем встают
(дети останавливаются).
Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора
(дети садятся за парты). Выполняют движения под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления.
Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке. Коллективный.
Правильное выполнение движений. +
V.Закрепление знаний и способов действий.
1.Составление рассказа (учебник, с.66) Парная.
Словесный.
Рассказ. - Прочитайте слова. Составьте с ними рассказ.
- Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки. Читают слова. Составляют рассказ. Составляют рассказ на основе опорных слов, соблюдая логику повествования. Парный.
Устные ответы, рассказ. +, -
(некоторые дети затрудняются при составлении рассказа)
2.Работа с многозначными словами (учебник, с.66) Фронтальная.
Словесный,
наглядный,
практический.
Беседа, чтение. - Рассмотрите рисунки и прочитайте слово.
Какой смысл в нём заключён?
- Разгадайте ребус.
- Прочитайте текст. Какие значения имеет слово коса? -Водопроводный кран, подъёмный кран.
- Рак – руки.
- Коса – орудие труда, коса – заплетённый волос Наблюдают над значением слов. Понимают, что слово может быть одно, а значения разные.
Объясняют разные значения многозначных слов. Фронтальный.
Чтение, устные ответы. +
3.Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с.67) Фронтальная,
индивидуальная, практический.
Чтение, беседа. - Прочитайте слова.
- Что означают слова в первом столбике?
- Что объединяет слова во втором столбике?
- Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- Ответьте на вопросы к тексту.
- Придумайте предложение по схеме. Читают слова и текст вслух.
- Названия цветов.
- Родственные.
Читают текст. Озаглавливают его.
Отвечают на вопросы.
Придумывают предложение по схеме. Читают слова по слогам и предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного. Выделяют главную мысль в тексте. Придумывают предложение по схеме. Фронтальный,
Индивидуаль-ный.
Чтение, устные ответы. +
4.Игра слов (учебник,с.67) Парная.
Словесный,
практический.
Игра.
- - Составьте слова из букв.
Проверьте работу друг друга. Составляют слова из букв. Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга. Парный, устные ответы. Игра. +
5.Работа с «лентой букв» (учебник, с.67) Фронтальная.
Словесный.
Беседа. _ Объясните расположение букв на «ленте букв» Рассматривают «ленту букв»,. Объясняют расположение букв на ней. Устанавливают критерий классификации букв на «ленте букв». Фронтальный.
Устные ответы. +
6.Работа с печатным текстом. Фронтальная, индивидуальная - Найдите и подчеркните 10 букв Р, р. Находят и подчёркивают буквы
Р, р. Распознают и запоминают написание буквы Р, р. Индивидуаль-
ный. Фронтальный. +
VI.Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная
Словесный. Беседа. - Что нового узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Спасибо за урок. Отвечают на вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.
Отвечают на итоговые вопросы урока.
Оценивают свою работу на уроке. Индивидуаль-ный, фронтальный.
Оценка своей деятельности. +