Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании слов с парными согласными звуками».
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании слов с парными согласными звуками». Бобровская М.А.
Тема:
Обобщение знаний о парных звонких и глухих согласных.
Цели:
Образовательные: обобщить знания по теме; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Урок русского языка.
2.Записать дату
3.Минутка чистописания.
4. Словарная работа, разбор.
- Послушайте стихи и назовите тему нашего урока.
5. Целеполагание.
В нашем русском языке
Ходят пары на «легке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую-
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
- Сегодня на уроке мы обобщим все полученные знания о парных звонких и глухих согласных.
- Какое правило нужно помнить, чтобы безошибочно писать слова с парным согласным, который находится в слабой позиции?
Обобщение о способах проверки парных согласных.
- Молодцы! У нас сказочная героиня. Кто же она? Отгадайте. Это девочка. Она дружила с семью гномами. (Белоснежка).
- Ребята! Белоснежка не просто так оказалась у нас на уроке. Она не научилась правильно писать своё имя. Давайте ей поможем. Вставьте пропущенные буквы.
• елосне • ка- Откуда произошло это имя?
/ это имя произошло от слова снег, так как лицо у девочки белое, как снег/
- Подберите родственные слова к имени Белоснежка. Белоснежка тоже подобрала родственные слова к своему имени.
Снег, снежок, снежный.
- Что интересного заметили? (чередование г, ж)
Упражнение в проверке слов с парными согласными.
- А теперь давайте Белоснежку научим проверять парные согласные. Как проверять? ( правило)
- Давайте потренируемся.
ПРОИЗНОШУ ПРОВЕРЯЮ ПИШУ
Лошадь, медведь, сказка, грибки, книжка, жираф.(с ошибками)
Работа по исправлению ошибок в тексте.
- Молодцы! Со вторым заданием Белоснежки справились. У неё есть ещё одна просьба.(слайд) Она получила странную телеграмму от Незнайки, но ничего не поняла. Давайте поможем ей разобраться. Текст телеграммы у вас на порте. Прочитайте его.
Дорогая Белоснежка!
Иди прямо через зелёный лук. Справа будет большой прут. На нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждём тебя!
- Такую же телеграмму прислал Незнайка и мне. Прочитаем текст вслух. ( слайд)
- Как вы думаете, ребята, какие слова вызвали недоумение у Белоснежки? (лук, прут, плод, кос).
- Почему?
- Выпишите из текста слова, которые написаны с ошибкой, верно, выделите орфограмму, подберите проверочное слово.
Проверка.
Упражнение по развитию речи.
- Идёт Белоснежка дальше. И что же она видит. Какие - то непонятные слова. Что в них непонятного?
Сне ки сколь кий шу ка
лё сугро сне лё кий
избу ка снегопа
- Вставьте пропущенные буквы и докажите.
- На какие две группы вы бы разделили данные слова?
( слова с парным звуком в конце слова и слова с парным звуком в середине слова;
слова с парным звонким согласным и слова с парным глухим согласным).
- Запишите в первый столбик слова с парным звуком в середине слова, а во второй – слова с парным звуком в конце слова.
- Прочитайте слова 1ого столбика.
- Прочитайте слова 2 ого столбика.(9 слайд)
снежки снег
шубка лёд
скользкий сугроб
лёгкий снегопад
избушка
- Какая орфограмма объединяет все эти слова? Какое правило нужно помнить, чтобы безошибочно писать слова с парными звонкими и глухими согласными?
- А теперь давайте попробуем составить небольшие предложения, используя данные слова. Лучшие мы запишем. ( запись 2 – 3 предложений с комментированием)
- Среди данных слов есть одно лишнее. ( избушка)
- Как вы думаете, почему? ( все слова относятся к зиме, а избушка что-то сказочное)
- А еще? ( во всех словах звонкий парный согласный, а здесь глухой)
- Какое образное выражение приходит к вам на ум, как только вы слышите слово избушка? (избушка на курьих ножках) (10 слайд)
- А как вы понимаете это выражение? Избушка действительно стоит на куриных ножках?
/ В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой кривобокой избушки, в которой действительно могла жить только Баба Яга./
- Попробуем составить предложение с выражением избушка на курьих ножках.
- Давайте запишем такое. Самостоятельно.
Баба Яга живет в избушке на курьих ножках.
- Разберите это предложение по членам предложения.
- Какие знаете сказки, где есть Баба Яга?
Итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
(Обобщили все, что знаем о парной согласной, как ее проверять, если она стоит в слабой позиции).
- Что делать, если в слове встречается парный согласный?
(11 слайд)Белоснежка дружна с гномами, и она вам на память дарит стихотворение, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда и в сказке, и в жизни.
Парные звуки согласные.
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный
И согласный неопасный.
- Почему согласный стал неопасный?
Итог урока. -