Технологическая карта урока чтения (обучения грамоте) на тему «Знакомство с согласными звуками [х], [х’], буквами Х, х» (1 класс)
Урок литературного чтения (обучения грамоте) в 1-1 классе
Тема урока: «Знакомство с согласными звуками [х], [х’], буквами Х, х»
УМК: «Школа России», учебник «Азбука», В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина., М. Просвещение, 2016.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.
Задачи урока:
Предметные УУД:
образовательная:
общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели;
логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
развивающая: развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия, способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, способствовать воспитании доброты, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям.
Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Этап мотивации
(1-2 мин)
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. - Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать, точно, бойко отвечать!
- Прочитайте запись на доске Чтение – вот лучшее учение. Подумайте. Объясните.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать,
Должен научиться.
- Почему надо стремиться к лучшему чтению? Какие умения развивает чтение?
- Я желаю вам быть на уроке внимательными, наблюдательными, активными!
Приветствуют друг друга и учителя.
Дети слушают учителя, включаются в активную работу.
Отвечают на вопросы учителя. Личностные:
самоопределение – мотивация учения
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановка учебной задачи
(4 мин)
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии - Продолжаем учиться читать слова и предложения с изученными буквами, а также наблюдать над словами, выполнять интересные задания.
- Сегодня я вам расскажу сказку:
Жила-была девочка, которая ещё не ходила в школу, но больше всего любила... А что любила? Прочитайте.
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО
- Назовите одним словом (фрукты)
- По первым буквам узнайте имя девочки (Галя)
И вот однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусок хлеба. Галя раскапризничалась: "Не буду есть этот невкусный хлеб!"
И только это сказала, как вдруг оказалась в незнакомой стране. А правил этой страной царь.
- Прочитайте, как его зовут: КАРАВАЙ
Рассердился каравай на Галю и пообещал её отпустить домой, если она выполнит его задания!
- Почему слова Гали рассердили царя Каравая?
- Поможем Гале вернуться домой? Как?
- Прочитайте название жителей страны Каравая: БУЛКИ, ПИРОГИ, БАРАНКИ, ЛЕПЁШКИ, ПРЯНИКИ, БАТОНЫ
- Назовите одним словом (Хлеб).
Родственные слова.
- Ласково назовём ... (хлебушек)
- Небольшой хлеб ... (хлебец)
- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)
- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)
- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)
- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
- Можно ли эти слова назвать родственными?
(Да. У них есть общая часть, общее в значении.)
- По какому признаку их можно перечислять вместе? (Начинаются с одного звука).
- Чем сегодня на уроке чтения будем заниматься? (Наблюдать над новым звуком, читать слова, предложения с новой буквой, говорить о значении хлеба в жизни человека).
Отвечают на вопросы учителя
Повторяют и систематизируют знания
Читают, обобщают.
Формулируют тему урока.
Познавательные
(логические).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3.
Этап реализации предложенной учебной задачи
(6 мин)
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
1.Звук-буквенный анализ слова «хлеб» и «пастухи» на доске и в тетрадях.
ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть твердым, мягким, непарным.
2. Знакомство с буквой Х, х.
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой) и «Ха» - большой (заглавной).
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
Имена собственные и начало предложений пишутся с большой
буквы, а остальные слова – с маленькой.
Найдите в учебнике буквы Х,х.- На что похожа буква Ха? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)
Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернем,
На четыре – развернем.
Буква спряталась внутри,
Кто догадлив – назови!
3. Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Х?
Загадка.
Вырыл дом подземный ловко,
Натаскал пшена в кладовку.
Вечно в сумке за щекой
Носит зернышки с собой.
Кто же он?- наверняка
Вы узнали…(хомяка)
Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –
Хочет хомка сильным стать.
Делают вывод.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Делают вывод.
Учатся ориентироваться в учебнике.
Отвечают на вопрос учителя, сравнивают.
Выполняют действия
Находят букву в алфавите
Отгадывают загадку
Повторяют за учителем
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
1.Чтение слогов с буквой х с доски.
2.Чтение слов из учебника с.39
3. Чтение текста с. 39. Подбор заголовка (работа в парах).
Работа по содержанию текста:
- Какое время года наступает?
- Почему дрожат осины?
- Где появился ледок?
- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?
Хором читают слоги на доске.
Формулируют высказывают свои мысли.
Работают в парах.
Отвечают на вопросы.
Учатся ориентироваться в учебнике.
Повторяют за учителем, читают.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция,
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: самоопределение, осмысленное обучение
5. Этап включения в систему знаний и повторения
(7-8 мин)
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
- Отгадайте загадку:
Рос сперва на воле в поле,Летом цвел и колосился,А когда обмолотили,Он в зерно вдруг превратился.Из зерна – в муку и тесто,В магазине занял место
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.
- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:
ХЛЕБ – растение (колосок пшеницы)
ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
ХЛЕБ - любая пища человека,
( продовольствие.)
Чтение и обсуждение поговорки «Без труда хлеб не родится никогда» с.38.
Чтение стихотворения с.42
- Хвала хлебу и труду людей, выращивающих его.
Физкультминутка. Давайте совершим с вами волшебное превращение от зернышка до хлеба-продукта.
Мы зернышки (присели).
Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись).
Скосили колоски (движение руками).
Смололи зернышки в муку (потерли ладошки).
Замесили тесто (сжимаем-расжимаем кулачки)
Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны).
Вот какой хлеб получился!
- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?
Рассказ учащихся:
а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;
б) зерно сеют на поле;
в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;
г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.
д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.
е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки.
Вывод:
- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.
-Как мы должны относиться к хлебу? Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб. Какой совет дадим Гале? Как ей выбраться из царства царя Каравая? Отгадывают загадку.
Слушают учителя, рассуждают, прослеживают путь хлеба от зернышка к булке
Читают текст.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают, доказывают свою точку зрения, прослеживают путь хлеба от зернышка к булке (повторяют все этапы пути производства хлеба).
Отвечают на вопросы
Формулируют вывод о том, что в производство хлеба вложен труд многих людей разных профессий. Дети должны бережно относится к хлебу. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
логические – построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные: самоопределение
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(7 мин)
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
- Прочитайте пословицу.
Хлеба – всему голова.
- Почему так говорят в народе? Прочитайте на с.42 и объясните.
Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку, пошаговое сравнение с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: смыслообразованиеПознавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
(2-3 мин)
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Оцените свою работу по критериям.
Я знаю… букву Х и звуки
Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.
Я умею…читать слоги, слова и предложения с буквой х.
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне ещё надо поработать над…
Оценить смайликом настроения:
Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение.
испытывает затруднение.
много затруднений , плохое настроение.
- Спасибо за урок! Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Оценивают свои знания по критериям
С помощью смайликов оценивают свою работу на уроке Познавательные: рефлексия
Личностные:
нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
1032510199390Приложение 1.
Приложение 2.
370840121285
45148585090
Приложение 3.
Хлеб- важный продукт питания
Вспашка и боронование земли
Посев семян
Хлеб созрел. Налились тяжелые колосья.
Пришло время уборки.
В поле вышли комбайны
В элеваторе хлеб хранится про запас
Другая часть хлеба отправляется на мельницу
Автомобиль – муковоз на хлебозавод муку повез
На большом хлебозаводе станет тестом там мука
От завода- автомата льется теплый хлебный запах
Все что хочешь испечет, этот сказочный завод