Технологическая карта урока по теме:Звуки( ф) ( ф,) . Буква Ф. 1 класс период обучения грамоте
Голюк Наталья Николаевна
учитель начальных классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №6»
города Обнинска Калужской области.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» ( период обучения грамоте) в 1-ом классе на тему: «Звуки [ф ] [ ф,] буква Ф. Чтение слогов и слов»
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
Авторы УМК:
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунееева
Образовательная система «Школа 2100»
Цели урока:
Развивающие:
- развивать умение делить и объединять слова по заданным признакам; расширять словарный запас обучающихся при знакомстве с новыми словами;
-развивать умение анализировать предложения и текст, извлекать из него нужную информацию.
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие, способность к познанию;
- формирование умения слушать и понимать других; работать в группе.
Познавательные:
– формирование умения различать и правильно называть звуки; давать характеристику, группировать
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Познавательные УУД
1.Формирорание умения обобщать и
классифицировать по заданным признакам;
2.Формирование умения ориентироваться в учебной литературе;
3. формирование умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов;
Коммуникативные УУД
1. формирование умения оформлять свои
мысли в устной форме;
2. Формирование умения совместной слаженной работы;
3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
регулятивные УУД
1.формирование умения осуществлять
познавательную и личностную рефлексию;
2. формирование умения прогнозирования
предстоящей работы (составлять план, ставить цель)
Личностные УУД:
1.формируем умение выказывать своё отношение к поступкам героев, выражать свои эмоции;
2.формирование мотивации к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
Оборудование:
Проектор, ноутбук
Образовательные ресурсы:
презентация к уроку: картинки к изучаемым словам (наиболее сложным для понимания лексического значения первоклассниками)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование УУД
Приёмы, технологии
Орг.момент
Слова учителя
-Здравствуйте, ребята. Скажите друг другу: »Доброе утро!», улыбнитесь друг другу. Проверьте готовность к уроку
Ребята здороваются,
проверяют рабочее место и садятся.
Актуализация знаний
На доске карточки с
буквами
п ж ч к с т ш ц й м л й г д ч щ
Задание учителя (буквы на карточках доске)
-Ребята, скажите, с какими буквами мы познакомились на прошлом уроке?
-Что узнали об этих буквах?
-Найдите карточки с данными буквами и
покажите цветом мягкость и твёрдость.
-Назовите оставшиеся буквы, записанные на доске (п ж ч к с т ш й м л й г д)
- Что общего?
-Какие буквы отнесём к букве ц? Почему?
- Какие буквы отнесём к букве щ? Почему?
-А что скажите об остальных буквах?
-Сколько групп на доске?
Ребята называют буквы ц и щ
Ответы детей (буква ц обозначает всегда твердый звук, буква щ всегда мягкий)
Показывают мягкость буквы щ, твёрдость буквы ц.
Называют буквы.
-они согласные
-Называют буквы ж ш ,т. к. они обозначают всегда твёрдые звуки, как и ц.
[Ч, щ, й,]- всегда мягкие
- Остальные буквы
обозначают два звука.
- Три группы.
Познавательные УУД
формируем умение обобщать и
классифицировать
по заданным признакам;
КоммуникативныеУУД
формируем умение оформлять свои
мысли в устной
форме
метод - поисковый
Постановка учебной
проблемы
- Открою секрет, что нам предстоит знакомство с ещё одной буквой.
-А вы, проведя исследование, должны будете сделать вывод, к какой из трёх групп, отнесёте новую букву.
Открытие нового знания
Решение
Проблемы
Рефлексия данного этапа урока
Учитель загадывает загадки и ребусы
1.Этот глаз - особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотография)
2.Играть оно умеет
И «форте» и «пиано»
За это и прозвали его .. (фортепиано)
3.Отгадайте ребус (фасоль)
-Назовите слова отгадки.
-Что общего в словах?
-Используем приёмы, определяем какой звук [ф]?
Учитель звук обозначает синим кружком
- Ещё отгадайте загадки
1.Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён.
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (февраль)
2. Днём сидит как слепой,
Только вечер – за разбой.
Ловит по лесу мышей,
Сероухих малышей. (Филин)
-Что общего в этих словах?
-Используем приёмы, определяем какой звук [ф, ]?
Учитель звук обозначает зелёным кружком.
-Ребята, а кто знает, какой буквой обозначаются звуки [ф ] [ф, ] ? Как называется правильно эта буква?
Физкультминутка
Встаньте, пожалуйста
Руки в боки, и, посмотрите друг на друга.
-Что скажите?
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
(Г. Виеру)
-Вернёмся к проблеме.
-На какой вопрос вы должны были найти ответ?
-К какой группе букв мы отнесём букву ф?
Молодцы, проблема решена.
Оцените свою работу.
-Кому было легко справляться с заданиями: разгадывать загадки, ребусы, находить ответы на вопросы - поднимите зелёный кружок, небольшие затруднения - жёлтый, очень сложно-красный.
Ребята разгадывают загадки
И ребусы
Ребята называют 3 слова-отгадки
-Слова начинаются со звука [ф]
Ребята определяют, что он согласный, твёрдый, глухой.
Ребята отгадывают загадки
Произносят слова и находят, что они начинаются с мягкого звука [Ф,]
Исследуют звук, называют, что он согласный, мягкий,
глухой.
-Ребята называют букву, а один ученик печатает на доске.
Стали похожи на букву Ф
Ребята отвечают на вопрос и относят букву ф к буквам,
обозначающим 2 звука.
КоммуникативныеУУД
формируем умение оформлять свои
мысли в устной
форме
регулятивные УУД
формируем умение осуществлять
познавательную
и личностную рефлексию.
метод – поисковый
Исследовательская работа
Технология оценивания
Работа по «Букварю»
1.Составление плана работы
2.Работа со слогами
3.Работа со словами
4 .Работа с
презентацией
5.Работа с предложением,
поиск информации.
Рефлексия данного этапа работы
Откройте «Букварь» стр.140
-Скажите, пожалуйста, какую работу мы выполнили?
-А, что ещё мы должны сделать - составьте дальнейший план работы.
1 Работа со слогами
.Прочитайте слоги про себя.
-Чем отличаются слоги верхней и нижней строчек?
-Разделите слоги верхней строчки на группы
- Предложите задание, которое мы можем выполнить со слогами
2.Работа со словами
– Просмотрите на слова на этой странице.
– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)
– Прочитайте слова про себя. Работаем с карандашом.+ - значение понятно, - непонятно, когда узнаёте новое – v
- Встанут ребята, которым понятно значение всех слов.
- Значит, есть слова, значение которых непонятно.
-Сейчас вы объединитесь в группы, выясните значения слов.
Не забывайте отмечать v, то, что узнали нового.
-Проверим, работу
.Вы должны подобрать к слайдам слова и пояснить значение:
1 слайд – фуфайка
2 слайд - фен
3 слайд-фрак
4 слайд - флот
5 слайд-факел
6 слайд-Африка
-Почему на слайде несколько предметов?
7 слайд – гриф (птица, часть музыкального инструмента, печать оттиск подписи)
8 слайд - Фигура (шахматная, геометрическая)
9 слайд – животные
-А как по-другому можно назвать животных? Ответ найдёте, если в «Букваре» внимательно прочитаете предложение.
- Как же можем назвать животных?
- А ещё какое слово встретилось в предложении? (флора)
- А на слайде, что отнесём к флоре?
-Поработаем с остальными словами в «Букваре»
-Прочитайте военные слова
-Однокоренные слова
-Название растений
-Слово, обозначающее действие
Что оно обозначает? (выпускать воздух, смеяться, выражать недовольство)
-Съедобные слова
Имя собственное. Уже встречалось раньше.
-Конечный пункт спортивного состязания
Вы молодцы, хорошо поработали! Слова были непростые. Оцените работу в группе своих товарищей. Кто вам помог узнать значение новых слов.? Назовите этих учеников.
Познакомились с новой буквой
Ребята составляют план работы (примерный)
1.Прочитать слоги
2.Значение слов
3.Работа с предложением
4.Познакомиться с текстом
Читают слоги, отвечают на вопросы
Предлагают задания н-р:
Составить слова, дополнив слоги; прочитать с различной интонацией)
Выполняют задания
Ребята читают и карандашом делают пометки.
Работа в группах - выяснение значения слов
Ребята подбирают слова к слайдам и называют слова, объясняя значение.
Многозначные слова - гриф и фигура.
Ребята находят предложение и слова фауна и флора. Объясняют, что животные представители фауны.
К флоре относят: цветок,
на котором сидит бабочка, растущую траву,
деревья
Офицер, фронт
Телефон, телеграф
Фиалка, фикус
Фыркает.
Слово многозначное
Кофе, конфеты
Уфа-столица Башкортостана
финиш
Оценивают – отмечают, того, кто работал активно и помог узнать много нового
Личностные УУД
формируем мотивацию
к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности
Регулятивные УУД
формируем умение прогнозировать
предстоящую работу (составлять
план)
Познавательные УУД
Формирование умения ориентироваться в учебной книге
КоммуникативныеУУД
Формируем умение совместной слаженной работы
Коммуникативные УУД.
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Познавательные УУД
формируем умение извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов;
Поисковый метод
Самостоятельная работа со словами
Метод
Инсерт-технология развития критического мышления
Самостоятельная работа
Технология оценивания
Музыкальная физкультминутка
Имеет ли разминка отношение к нашему уроку? (Танец утят)
Встречаются животные – фауна
Опора на жизненный опыт
детей (просмотр презентаций с фотографиями детей)
Работа со словарём
-Посмотрите и скажите, когда это было?
Это было давно, а мы видим сейчас, благодаря чему?
-Прочитайте слова внизу страницы 140. Что общего?
-Как назовём слова?
Что же обозначает фото?
Давайте обратимся к толковому словарю
-Объясните значение каждого слова
Ребята объясняют, что это День знаний, поход в музей, посвящение в первоклассники.
Благодаря фотографиям.
Читают слова и объясняют, что общее часть слова фото.
-Однокоренные
Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке.
2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреждение, мастерская для съемок.
Фотоаппарат – аппарат для фотографии.
Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию
изображение человека.
Опора на жизненный
опыт
Игра «Фоторобот»
-Предлагаю вам поиграть в детективов.
Но мы будем искать не преступников, а
по словесному описанию будем узнавать героев сказок
-Работать будем в группах.
У каждой группы описание своего героя.
Обсудив, вы должны узнать его.
Ребятам дается описание:
Карлсона, Снежной Королевы, Незнайки, Дюймовочки, Мальвины.
Ребята читают описание,
обсуждают и отгадывают героя. Представляют героев и выражают своё от- ношение к поступкам героев.
Познавательные УУД
формируем умение извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов;
Личностные УУД:
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; КоммуникативныеУУД
Формируем умение совместной слаженной работы; формируем умение оформлять свои
мысли в устной
форме
Игровой метод
Групповая работа
Итог урока и
рефлексия
Что нового мы узнали?
-Какое задание на уроке вам показалось самым интересным?
-Кому было легко работать?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать
-Познакомились с новой буквой Ф, узнали значения новых слов, смогли назвать героев сказок.
Высказывания детей
самооценка
Домашнее задание
Прочитать текст на стр.141 очень внимательно и вдумчиво. Выполнить задания:
1.Найти слова в тексте, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.
2.Нарисовать рисунки -1 вариант растение, которое мог сфотографировать папа героя произведения
2 вариант – животное, которое мог сфотографировать папа героя произведения. И объяснить свой выбор.
Познавательные УУД
Формировать умение представлять информацию в виде рисунка (схемы)
ѓђЗаголовок 115