Технологическая карта урока.Обучение грамоте.Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
Технологическая карта урока. Обучение чтению.
Тема Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, фПедагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф, развития речи,
памяти, логического мышления
Планируемые результа-
ты (предметные) Выделяют звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, читают слоги и слова с изученной буквой. Различают парные по звонкости-глухости согласные звуки [в] – [ф] и [в’] – [ф’] в словах. Читают стихотворные тексты, выполняют задания к стихотворным текстам; озаглавливают тексты
Личностные результаты Проявляют интерес к изучению нового
Универсальные учебные
действия (метапредметные) Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач в художественных текстах; логические – умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Коммуникативные: выразительно читают стихотворения, проявляют эмоции
Основное содержание темы, понятия и термины Буквы Ф, ф; звук [ф] и [ф’]; слого-звуковой анализ слова; парные по звонкости-глухости согласные звуки [в]
– [ф] и [в’] – [ф’]; слоги-слияния; стихотворение, рассказ
Образовательные ресурсы Презентация Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф (диск АБВГДЕЙКА)
Сценарий урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой наурок Приветствие учащихся.
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
-Проверим готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Речевая разминка Скороговорка
Жалко Фёкле свёклу,
Жалко свёкле Фёклу.
Жаловалась Фёкла:
– Заблудилась свёкла! Проговаривают скороговорку Готовят артикуляционный аппарат к чтению
Постановка учебной задачи Игра «Кто внимательный?»
Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.
– Сформулируем для себя учебную задачу – [ф].
– Познакомиться со звуком [ф] и буквой его обозначающей, читать слова с новой буквой Формулируют
учебную задачу
Усвоение новых знаний и способов действий.
Слого-звуковойанализ слов (учебник, с. 71) Что изображено на картинке?
– Как можно сказать о шарфе, если он
маленький?
Выполните слого-звуковой анализ
слов шарф и шарфик, используя схемы.
– Выделите звук [ф]. Охарактеризуйте его – Шарф.
– Шарфик.
Рассматривают схемы,
выполняют слого-звуковой анализ слов шарф и шарфик.
– Твердый согласный[ф] в слове шарф, мягкий согласный [ф’] –шарфик Выполняют слого-звуковой анализ слов с опорой на схемы-модели слов. Выделяют
звуки [ф] и [ф’] в процессе слого-звукового анализа слов и характеризуют их
Игра «Кто внимательный?» 1. Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.
2. Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов: фрукты, ель, дом, яблоко.
Ответ: Федя.
Слушают слова, рас-
познают одинаковый
звук [ф], [ф’]
Отгадывают имя мальчика. Распознают звуки [ф] и [ф’] в словах. Правильно произносят
звуки. Умеют работать
коллективно,исправляют ошибки товарищей
Игра «Твердый –
мягкий» – Какой звук – твердый или мягкий в словах: Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фи-
кус, светофор, финиш, флаг,
ферма, телефон? Слушают слова, показывают синюю карточку, если звук [ф] твердый, зеленую – звук
[ф’] мягкий Различают твердый звук [ф] и мягкий звук [ф’] в словах. Умеют обозначать мягкость
и твердость символически
Физкультминутка Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
Выполняют действия по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке
Знакомство с буквой Ф Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
В. Степанов
– На что похожа буква (эф)Ф?
Как вы думаете, с какими звуками составляют пары звуки [ф] и [ф']? Находят букву Ф на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Находят букву Ф на «ленте букв».
Чтение слогов и
слов (учебник, с. 71) – Прочитайте слоги и слова.
– Какие звуки обозначены
буквой Ф?
Охарактеризуйте их .Подберите примеры слов с этими слогами, чтение слов. Читают слоги и слова.
– Согласные, глухие,
бывают твердый и мягкий.
Выделяют звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризуют их, сравнивают, читают слоги и
слова с изученной буквой подбор примеров с этими слогами
Работа с иллюстрацией (учебник, с.70).
Вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя. Человек издревле мечтал о покорении небесного и водного пространства и постоянно совершенствовал механизмы, которые помогли бы ему в этом. Человек не может, как рыба, дышать кислородом, растворённым в воде, а силы его не хватит, чтобы переплыть большое пространство, поэтому нужно было изобрести какие-то плавательные средства, чтобы пересекать большие реки, плавать по озёрам, морям, океанам.
Проблемный вопрос: «Как вы думаете, какое плавательное средство было у древнего человека первым? (Бревно.)»
Обращает внимание на изображение сторон света на морских картах в левом нижнем углу иллюстрации.
В завершение этапа зачитывается отрывок из «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пушкина (с. 70).
«Это отрывок из того же произведения А.С.Пушкина «Медный всадник», что и отрывок «Красуйся, град Петров...». В этой поэме (большом стихотворном произведении) рассказывается об основании ... (Ответы детей.) В этот город Пётр I перенёс столицу, чтобы было легче общаться с помощью моря с другими странами Европы («в Европу прорубить окно»), чтобы в новый город приплывали зарубежные корабли «по новым им волнам» (путям) с иностранными флагами («все флаги в гости будут к нам»)». Обратить внимание на Андреевский стяг на корме парусника.
Учащиеся рассматривают рисунки на с. 70—71.
Слушают рассказ учителя. Называют корабли, которые сейчас уже не используются: галера, парусник, пароход, затем современные корабли: атомный ледокол, круизный лайнер, подводная лодка, военный корабль (на корме флаг военного флота России — Андреевский стяг).Закрепление знаний и способов действий.
Работа с текстами о светофоре на с. 72 и 73. Стихотворение озаглавливается.
–Для чего нужен светофор?
-Какие еще знаки для пешехода вы знаете?
– Выполняете ли вы сигналы светофора? Читают стихотворение, озаглавливают,
отвечают на вопросы Осмысленно читают
стихотворение, озаглавливают текст.
Воспроизводят известную информацию, проявляют готовность выполнять правила дорожного движения
Чтение антонимов (учебник, с. 72) – Прочитайте пары слов.
Сравните их Читают.
– Противоположные слова Объясняют значение противоположных по
смыслу слов
Работа с «лентой
букв» (учебник, с.73) – Определите место буквы Ф
на «ленте букв».
– Расскажите друг другу о рас-
положении букв – Согласная, глухая,
в паре с В, обозначаю-
щей звонкий звук Определяют и обосновывают место новой буквы на «ленте букв»
Рефлексивно-оценочный – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение?
Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок Отвечают на вопросы
учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают
свою работу на уроке