Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

Конспект открытого урока литературного чтения
(обучение грамоте)
в 1 А классе
Тема: Согласные звуки (х(, (х’(, буквы Х, х.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный

Формы организации деятельности:
парная, фронтальная
индивидуальная

Средства обучения:
учебник «Азбука» , В.Г. Горецкий, ч.2
толковый словарь русского языка С. И. Ожегова
мультимедиа проектор
наглядные пособия.

Цель урока: создание условий для:
- овладения обучающимися знаниями о звуках [х], [х’], буквах Х, х;
- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- для формирования культуры поведения.




Планируемые результаты:
Предметные: Выделять звуки (х( и (х’( из, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять звуки (х] – [х’(, выявлять сходство и различие в их произнесении. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв».
Метапредметные: Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, производить анализ, обнаруживать и исправлять ошибки.
Личностные: Желание продолжить свою учебу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Этап урока
Цель урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты





Личностные
Метапредметные
Предметные

I.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Подготовка учащихся к работе на уроке; положительный настрой.
Приветствие учащихся.
Вот звонок нам дал сигнал;
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце:
Все ребята – молодцы!
Проверяет готовность к уроку.
Предлагает показать настроение цветом.
Настраиваются на успешную работу.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться
Регулятивные: волевая саморегуляция;
Коммуникативные:
уметь взаимодействовать с учителем и учащимися.


II. Артикуляционная разминка.
Речевая разминка.

Подготовить артикуляционный аппарат к чтению.
Вырыл дом подземный ловко,
Натаскал пшена в кладовку.
Вечно в сумке за щекой
Носит зернышки с собой.
Кто же он?- наверняка
Вы узнали(хомяка)
Предлагает выполнить упражнение «Хомячок».
Скороговорка:
-Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок.
Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
Смыслообра-зование
Регулятивные: осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.
Правильно проговаривать звуки, читать скороговорки.

III. Актуализация знаний.


Постановка учебной задачи.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Хомячок торопился на поезд, толкал всех и рассыпал багаж со знаниями.
Предлагает распределить буквы по вагончикам (гласные, согласные, согласные твердые)
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?
Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»
Хома сел на петуха. Мы смеялись: ::! (ха - ха - ха!)
Сочинять он стал стихи - Мы смеялись ::! (хи - хи - хи!)
С каких звуков начинались досказанные слова? Тема:
- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.
- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомиться с (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Итак: Что мы сделали?
Назвали тему, поставили задачи урока?
Распределяют буквы и характеризуют их звуки.


Выделяют звуки [х], [х’]. Знакомство с новыми звуками и буквой, их обозначающей.








Определяют задачи урока.

Нравственно-этическая ориентация.




Смыслообра-зование
Познавательное (логическое):
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Выделять звуки (х( и (х’( из слов

IV. Выявление места и причины затруднений.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения
-Можем ли мы сразу сказать, в каком вагоне будет ехать эта буква?
Пытаются ответить на вопрос и определить пути решения этой проблемы.
Желание продолжить свою учебу.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- прогнозирование.
Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


V. Построение проекта выхода из затруднения.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву?
Составим план
работы:
1.Услышать звуки.
2.Дать характеристику звукам.
3.Познакомиться с буквой.
4. Узнать место на ленте букв.
5. Читать слоги, слова и предложения.

Составляют план работы совместно с учителем.
Желание продолжить свою учебу.

Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации4
- смысловое чтение;
- построение логической цепи рассуждения.
Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.


VI. Реализация построенного проекта.
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение.
1.Какие первые звуки слышали в досказанных словах, когда мы смеялись??
2.Как характеризуем звуки?
Что мы делали на этом этапе?
ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.
Игра «Назови слово со звуками[х], [х’] »
Какую задачу выполняли?
Оцените свои успехи.
Я умею слышать и отличать звуки [х], [х’] .
3. Знакомство с буквой
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной ПОКАЖИТЕ в учебнике.
«Ха» - большой (заглавной).
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.

- На что похожа буква Ха?
(на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

- На что похожа буква?
«Х» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – режешь,
Хочешь – шьешь,
Хочешь сам себя стрижешь.
- Посмотрите, какое место на ленте букв занимает буква Ха?
Оцените по второму критерию свои успехи.
Я знаю букву Х
Чему еще научимся на уроке?
Отвечают на вопросы учителя.










Называют слова с новой буквой.

























Сравнивают букву с разными предметами.











Оценивают успехи.

Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения.






Познавательные (логические): установление причинно-следственных связей, сравнение, анализ.

Моделирование схем, слов
(анализ-синтез слова)
Осмысление соответствия звука букве.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)


Физминутка
Профилактика утомления.
Проводит физкультминутку.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –
Хочет Хомка сильным стать.
Выполняют упражнения.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.
Коммуникативные:
Сотрудничество. Умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность.



VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Чтение слогов с новой буквой.
- Посмотрите на задачи урока.
Первую задачу мы выполнили.
- Вторую цель достигли.
- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.
- Почитаем слоги.
Читают слоги.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

Регулятивные:
уметь организовать свою деятельность.

Выделять звуки [х] и [х,] из слов, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.


VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Предлагает в парах соединить слоги с нужной схемой.

Выделить звуки в словах – пастух, пастухи.
Работают в парах. Соединяют слоги со схемами.
Заинтересованность в приобретении новых знаний и умений.
Регулятивные:
саморегуляция.
Познавательные:
Выделение существенных признаков, классификация.
Понимать информацию, представленную в виде текста, схем.
Коммуникативные: сотрудничество как взаимодействие.
Выделять звуки [х] и [х,] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

IX. Включение в систему знаний, повторение.
Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание.
Отгадайте загадки:
1) Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». - Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:
.ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)
ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.)
Родственные слова.
- Ласково назовём ... (хлебушек)
- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)
- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)
- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)
- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
- Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

С. 39 Чтение слов, анализ.
Чтение текста:

2. Подбор заголовка.
3. Работа по содержанию текста:
- Какое время года наступает?
- Почему дрожат осины?
- Где появился ледок?
- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?
Отгадывают загадку.







Повторяют пословицы о хлебе.





Узнают значения слова «хлеб» из словаря.


Называют родственные слова к слову «хлеб».













Читают текст, подбирают заголовок, анализируют содержание, отвечают на вопросы учителя.
Желание узнавать новое.







Нравственно-этическая ориентация.







Устанавливают связи между другими словами.














Нравственно-этическая ориентация.
Уважительное отношение к мнению другого человека.
Регулятивные:
прогнозирование
Познавательные:
- уметь извлекать информацию из текста.
Коммуникативные:
Умение объяснять свои действия.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения.




















Познавательные:
- уметь извлекать информацию; установление причинно-следственных связей.




















Познавательные:
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной речи.
- слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, саморегуляция, анализ.
Читать слова и предложения с изученной буквой.





Узнавать из источников значение слова.








Уметь подбирать родственные слова.













Читать текст, подбирать заголовок, отвечать на вопросы по содержанию.

X. Рефлексия УД на уроке.
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- Какие задачи ставили?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
- Оцените свою работу по критериям.
Я знаю букву Х и её звуки х,х,.
Я умею слышать и отличать новые звуки от других.
Я умеючитать слоги , слова и предложения с буквой х.
Отвечают на вопросы.
Анализируют свою работу и работу товарищей на уроке.
Высказывают своё мнение
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.

Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи.
- слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Смыслообразо-вание.


15