Открытый урок по химии на тему: Генетическая связь между классами неорганических соединений


Открытый урок химии в 8 классе.
Тема: Обобщение и систематизация знаний. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели урока:
Образовательная: опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам.
Развивающая: развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательная: способствовать созданию условий для формирования умений работать в коллективе; воспитать взаимопомощь, положительноеотношение к изучению химии, культуру умственного труда, ответственность за результаты своей работы.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить на практике знания о классах неорганических соединений, умения записывать и решать генетическую задачу между классами неорганических соединений.
Развивающие: продолжить формирование навыков химического эксперимента.
Воспитательные: продолжить формировать умение работать в группах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.
Методы и методические приёмы: наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный.
Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления знаний с применением тренировочных упражнений.
Вид урока: обобщающий.
Оборудование:
Компьютер;
Интерактивная доска;
Карты «Мои достижения»;
Метапредметные связи: биология, экология.
Технологическая карта урока химии.
Этапы урока. Содержание учебного материала. Деятельность учителя.
I.Орг.момент Приветствие. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям!
Хотелось бы узнать, какое у Вас настроение
поднятый вверх большой палец – настроение отличное, вниз – плохое, в сторону-нормальноеНу, молодцы! Такое позитивное начало. Раз все готовы, начнем урок.
Давайте вспомним, какие темы мы с вами изучили и что нам предстоит узнать.  Исходя из темы урока, попробуйте кратко сформулировать основную цель нашего занятия, не забывая, что урок у нас «обобщающий».
Учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока.  (Обобщить знания об основных классах неорганических веществ, о генетической связи и генетическом ряде. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов. Продолжать развивать умения составлять уравнения реакций.)II. Мотивация познавательной деятельности. Эпиграф нашего урока на слайде:
«Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это неприятно?»
Конфуций. Древний мыслитель, философ Китая
Каждый человек мечтает о путешествии. Я предлагаю сегодня совершить путешествие в страну Веществ.
Прежде чем отравиться в путешествие, определимся, кто в каком вагоне поедет. Для этого посмотрите, с нижней стороны вашей парты находится листочек, прочтите. И мы узнаем, кто в какой вагон сядет.
III. Обобщение и систематизация знаний. 1.Проверка багажа
Прежде чем отправиться в путешествие, вы, ребята, собрали багаж. У каждого на парте всё необходимое для путешествия.
На бланке «Проверка багажа» в каждом задании выберите один правильный ответ. (1 балл)
1. Формула основного оксида
а) СО2 б) СuO в) SO2 г) NO2
2. Формула амфотерного оксида
а) N2O б) ZnO в) Na2O г) СО2
3. Формула одноосновной кислоты
а) H3PO4 б) H2SO4 в) HNO3 г) H2S
4. В реакцию с кислотой вступает:
а) СО2 б) P2O5 в) MgO г) SO3
5. Нерастворимым в воде основанием является:
а) KOH б) NaOH в) Ba(OH)2 г) Fe(OH)2
6. Оксид, который реагирует с водой с образованием кислоты:
а) Na2O б) P2O5 в) SiO2 г) CаО7.   К щелочам относится каждое из 2-х веществ:      а) H2O, Na2O    б) KOH, NaOH        в) HPO3, HNO3      г) KOH, NaCl8. Формулы солей приведены в строке:
а) CaCO3 ; Na2SO4 ; FeCl3 б) Cu(OH)2 ; CuS ;CuSO4
в) H2S; Ba(NO3 ) 2; FeS г) Al(OH)3; CuСl2; BaO9.   9. Формула сульфата натрия:
а) Na2SO4            б) Na2S              в) Na2SO3             г) Na2SiO3
10. Реакция между кислотой и основанием называется:
        1) реакцией соединения              2) реакцией разложения
        3) реакцией нейтрализации        4) реакцией замещения
Поменяйтесь своими бланками, проверьте работу товарища.
Багаж собран. Мы отправляемся в страну Веществ на химическом экспрессе.
Я приветствую пассажиров нашего экспресса. В экспрессе четыре вагона (четыре команды). Выберите, пожалуйста, капитана.
1. Станция «Мыслительная»
Из элементов: Na, H, O, K, S, P составьте как можно больше формул оксидов, оснований, кислот, солей.
Распределите их по классам. (1 балл)
Оксиды Основания Кислоты Соли
2. Станция «Интеллектуальная».
Соедините стрелочками центральное вещество с теми веществами, которые будут с ним реагировать.
Запишите уравнения реакций. (1 балл)

 
 
 
 
 
 
 

3. Станция «Ботаническая»
Физкультминутка Задание «Собери ромашку».
На лепестках нужно записать формулы веществ, которые соответствуют вашему классу соединений.
 Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Нельзя вырубать деревья.
Охраняя растения, нельзя загрязнять воздух и воду.
Не повреждайте деревья.
Не бросать спички в лесу, нельзя разжигать костров в лесу.
Не оставлять в лесу, в парке, у реки, на лугу мусора.
Никогда не выбрасывать мусор в водоёмы.
Нельзя охапками собирать растения для букетов.
Собирать лекарственные растения только в тех местах, где их много.
9. В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
Я называю вещества, а вы должны выполнить соответствующее действие
Класс соединений Действие Оксид Поднять правую руку Основание Поднять левую руку Кислота Поднять обе руки Соль Хлопок в ладоши Гидроксид кальция, оксид азота (V), соляная кислота, нитрат магния, сульфат бария, гидроксид меди (II), оксид натрия, серная кислота, хлорид серебра
Голова идет кругом.
Взгляд налево,
Взгляд направо,
Ведь разминка не забава,
Покачали головой,
И усталость с нас долой.
Глаза закрыли, глубоко вдохнули, выдохнули, еще раз вдох, выдох. Забыли обо всем плохом, открыли глаза. Продолжаем урок.
4. Станция
« Химические реакции»
Когда Кальций пришел на завод, там уже сидели Кислород, Сера, Хлорид Натрия в растворе, разбавленная Серная Кислота и Гидроксид Меди (II). Присутствие каких веществ испортило ему настроение? Запишите все возможные уравнения химических реакций.
5. Станция «Мозговой штурм»
Третий лишний 1. P, Na, Na2O
2. K, Mg, S
3. H2S, SO2 , CuO4. MgO, Al2O3, BaO
5. KOH, KNO3, Al(OH)3
6. H3PO4, H2 SO3 , Na2 SO3  
6. Станция «Шифровальная»  Осуществите цепочку следующих превращений:    
   Mg → MgO→MgCl2→Mg(OH)2 →  MgO    
IV. Подведение итогов. Наше путешествие подходит к концу. Понравилось ли вам наше путешествие?  Я надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам при подготовке к контрольной работе (домашнее задание). С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему? Также предлагаю вам заполнить лист учета знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».
V. Домашняя работа.
 1-ый уровень - §30-33, № 6
2-ой уровень - §30-33, № 6, 8
3-ий уровень - §30-33, № 3, 4, составить генетический ряд для любого металла и неметалла и уравнения реакций
VI. Рефлексия. Также предлагаю вам заполнить лист учета знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».