«Распространенные ошибки при создании сценического костюма»
Детско-юношеский центр № 14
«Распространенные ошибки при создании сценического костюма»
Педагог дополнительного образования
Д.В. Фирсова
г. Набережные Челны
2016 год.
Театр - это такой вид искусства, где все рассчитано на внешний эффект. И роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была и остается первостепенной. В оформлении сценической постановки, танцевального номера или целого спектакля, входят декорации, сценический костюм, грим, бутафория и реквизит, световое и шумовое и музыкальное оформление. Театральный костюм в сочетании с аксессуарами и гримом, соответствующий эпохе, месту и другим обстоятельствам сценического действия, помогает актеру «вжиться в образ» и добавляет реальности и красочности театральному действию.
Театральный костюм - это не только средство преображения актера. Но это и объект творчества театрального художника, и изделие над которым трудиться немало специалистов. Режиссер совместно с актером и художником по костюмам формируют образ будущего костюма, а закройщик, технолог, портной, специалист по вышивке, бутафор воплощают задуманное в материале.
Но такой порядок работы над сценическим костюмом могут позволить себе только большие творческие коллективы. Для педагогов, работающих в системе дополнительного образования, характерно совмещение нескольких или всех перечисленных специальностей в одном лице.
Исходя из этого, предлагаю вашему вниманию обобщение собственного опыта по изготовлению театральных костюмов. Надеюсь, что мое выступление поможет вам избежать распространенных ошибок при их создании.
Прежде всего, рассмотрим ряд требований, предъявляемых к сценическому костюму. Наиболее значимы функциональные требования, определяющие степень соответствия костюма основной целевой функции - раскрытия замысла режиссера, создание целостного визуального образа.
Эстетические требования - визуальная гармония, художественная выразительность, стилистическое единство с эпохой постановки. Костюм должен не только эффектно смотреться, но и вписываться в общую визуальную концепцию спектакля.
Эргономические требования - костюм должен быть по возможности удобным и комфортным, не стеснять движения. Вес костюма необходимо максимально сокращать.
Эксплуатационные требования - сохранность внешнего вида, долговечность и ремонтопригодность.
Если костюм соответствует перечисленным требованиям, то в нем появляется определенная энергетика, помогающая актеру раскрыть характер персонажа, произвести на зрителя максимальное впечатление.
Не следует забывать и о законах сцены, нарушение которых недопустимо. Сценический костюм рассчитан на зрительное восприятие с расстояния на менее 5-6 метров. Следовательно, ему должна быть присуща некоторая декоративность. Не желательно применять подлинные вышивки. Сценически не переработанные, они не будут видны из зрительного зала. „Вышивка" на сценическом костюме достигается аппликацией, различной тесьмой. Не следует увлекаться также мелким орнаментом и тонким перенесением рисунка вышивки на имитацию. Из зрительного зала тонкость выполнения не будет видна, а мелкие элементы орнамента сольются и превратятся в бесформенные пятна. Орнамент надо выбирать крупный, четкий, хорошо „читающийся" с расстояния.
При выборе цвета костюма важно не допускать частую ошибку - нельзя выбирать цвета, близкие к цвету «одежды сцены».
Цвет костюма - это тема для отдельного исследования. Хотелось лишь упомянуть о соответствии цвета костюма персонажу, времени, месту, общему замыслу спектакля. Сюда входит понятие группового костюма, или костюма группы. Существует такая распространённая ошибка. Часто художники, создавая костюмы отдельных персонажей, не учитывают, что актёры могут появляться в разных мизансценах в одном и том же костюме. И часто получается, что, например, в розовато-сиреневой гамме костюмов одной сцены появляется зелёный костюм (персонаж) из другой сцены. Картинка нарушена. Да, «свести» все костюмы очень трудно, но для этого художник должен присутствовать хотя бы на одной - двух репетициях, чтобы иметь зрительное представление о происходящем в пьесе, и иметь возможность исправить все недочёты. Не следует забывать об освещении. В свете софитов блестящая фактура тканей становится еще более блестящей. Любой цвет на сцене становится на один или даже два тона светлее. А бархат или велюр поглощают свет, и их цвет становится глубже.
Остановимся на стилистических ошибках при создании театрального костюма на основе исторического или народного костюма:
Вольное обращение с формой и силуэтом костюма;
Использование нехарактерных материалов;
Неправильно подобранная цветовая гамма;
Некорректное обращение с орнаментом;
Совмещение элементов костюма, характерных для различных регионов, временных периодов и социальных слоев.
Но к ошибкам в интерпретации можно относиться снисходительно, оправдывая их театральной условностью и свободой авторского замысла. И все же хотелось бы подчеркнуть важность изучения истории костюма. И призвать к бережному и уважительному отношению к первоисточникам, особенно если это касается народного костюма.
В заключительной части предлагаю рассмотреть несколько чисто технических особенностей пошива сценических костюмов:
Юбка и лиф обрабатываются отдельно. Для удобства переодевания и чистки.
Для обеспечения жесткости корсета и используется ригелин, который крепится настрачиванием на рельефные швы или вставляется в « кармашки», если отстрочка по рельефам не соответствует стилистике костюма.
Верх и низ корсета можно дополнительно укрепить шнуром.
Для регулировки корсета по размеру применяется шнуровка. Юбка регулируется по поясу, на котором обрабатывается несколько петель, а боковой шов не застрачивается на 25-30 см.
Для обеспечения свободы движения в нижнюю часть проймы вшивается ластовица или в узле пройма- рукав оставляют отверстие 13-15 см.
К изнанке костюма в ручную пришивается сменная подкладка из х.б ткани.
Для облегчения переодевания широко используется липа.
Технологические припуски на обработку швов увеличивают до 2-3 см.
Важно правильно подбирать иглы и нитки для качественного выполнения швов.
При выборе тканей следует отдавать предпочтение качественным и прочным тканям. Обязательно проверять устойчивость окраски ткани.
Подъюбник обрабатывается отдельно от костюма для удобства утюжки и чистки.
Рекомендуется сохранять обрезки тканей от костюма на случай ремонта или переделки.