Исследовательская работа Свадебный обряд семейских
Министерство образования и науки РБ
Мухоршибирский район
МБОУ «Никольская средняя» общеобразовательная школа»
X Республиканская научно-практическая конференция
Учащихся 5-6классов «Серебряная альфа»
Номинация: «История родного края»
Исследовательская работа
Тема:
«Свадебный обряд «семейских»
Автор: Лошкарева Светлана, ученица 6 класса
Никольской СОШ Мухоршибирского района
Домашний адрес:с.Никольск, ул.Пионерская,5
Телефон:27-346
Руководитель: Соколова Лариса Анатольевна
Телефон:89503930243
с Никольск, 2015г
Оглавление:
1. Введение---------------------------------------------------------------1-2
2.Что обозначает слово «свадьба»?-----------------------------
3.Брак «умычкой»или «убегом».
4.Обряд свадьбы с «открытым сватовством».
5.Заключение.
6.Список использованной литературы.
7.Приложение
Цель: выявить особенности и своеобразие свадебного обряда «семейских».
Задачи:
Изучить литературу по данному вопросу
Исследовать свадебный обряд «семейских».
Представить свою работу одноклассникам.
Актуальность темы: исследование обрядов «семейских» важно, чтобы мы помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен. Интересно и самобытно потому, что оно является частью общемировой и национальной культуры.
Методы исследования:
1 Поиск и сбор материала.
2. Исследование материала.
3. Анализ материала и систематизация.
1. Введение
Без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего, как не бывает реки без истока, как не бывает сына без матери, как не могла бы родиться на свет книга без алфавита. И разве может тот называться человеком, кто забыл свои обычаи, обряды и традиции.
У каждого народа есть свои национальные традиции, обряды, праздники. Многие из этих фольклорных обрядов родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа - меняются, а народный фольклор обычаи и традиции продолжают и продолжают жить. Ибо фольклор, традиции и обряды — это праздники сердца, души народа.
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а так же одухотворенным. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий свои обряды, обычаи и традиции, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь».
В своей работе я хотела показать, как в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Всё меньше остаётся истинных носителей культуры. И нам надо успеть записать, сохранить то, что ещё живо в народе, о чём помнят наши бабушки и дедушки.
До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, обычаи, мы никогда не научимся уважать самих себя.
Слайд-1
2.Что обозначает слово «свадьба»?
Свадьба – от слова «свой», «свойский», свой человек». В основе обряда свадьбы – дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь, дорога превращающая ранее разрозненное в единое. В старые времена свадьбы игрались очень торжественно, потому что люди осознавали брак действительно как таинство, понимая, что этим шагом определяют свою жизнь до смерти и дороги назад не будет. Свадебный ритуал строго исполнялся. Это был целый спектакль со множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя роль.
Брак «умычкой»или «убегом».
Браки семейские заключали очень рано. Девушки выходили замуж в 15 -18 лет, а парни женились в 17 - 20 лет. В оформлении браков было много особенностей: «клонили дерево по себе», то есть выбирали себе ровню «по достатку»; запрещались браки между людьми разных религиозных толков, веры или национальности, между родственниками до восьмого колена. Среди старообрядцев было распространено несколько форм заключения брака. А.Чесноков дал описание способов «соединения молодых людей в основу семьи»: это брак «умычкой» и открытое сватовство.
Брак умычкой имел две формы: по соглашению парня с девушкой или без согласия невесты - силой. В первом случае невеста убегала из родительского дома в дом возлюбленного. Наиболее часто это было связано с тем, что родители невесты противились браку. Кража невесты женихом силой совершалась тогда, когда невеста не давала согласия на брак.
Брак умычкой или «убегом» имел свой ритуал. После кражи невесту публично везли в дом жениха, нередко с полным свадебным «поездом». В доме жениха происходило расплетание косы. Спустя некоторое время молодые ехали на «прощение» к родителям, вымолить которое было не так-то легко. Заранее велись переговоры относительно примирения, и, когда родители давали согласие, молодые приезжали. При входе в избу падали на колени и так лежали иногда целыми часами, ожидая, когда их поднимут родители. Если это происходило, начинался пир.
Иногда браки заключались с согласия родителей против воли невесты. Часто совершались браки «по сговору», когда жених из другой деревни впервые видел свою невесту только во время сватовства и сватал девушку по совету родных или знакомых.
Обряд свадьбы с «открытым сватовством».
Более полное оформление имел свадебный обряд с открытым сватовством. Обряд включал несколько этапов:
сватовства, сговора,
смотрины невесты, битьё по рукам,
богомолье,
«пропой»,
дары и благословение.
После успешного сватовства у невесты в доме устраивалась вечеринка, на которую приходил жених и угощал девушек сластями.
Просватание невесты не всегда решалось в первое посещение сватов. Бывало так, что лишь на третий раз они получили согласие. Сваты же договарились и о приданом. Часто оно состояло из сундука, в котором лежала одежда молодой. Шилась постель, ткались половики. (Их должно быть у состоятельной невесты до десяти «стен».) В приданое входила телка - кормилица, поросята для «расплоду». Запрещалось выходить замуж во время постов. «Постом замуж не ходють. Хоть филипповский пост, хоть Великий пост. Ни в коем случае замуж не ходитя - не будет счастья. Все равно или хто - разобьется или убьется, или помреть муж»
В день свадьбы невеста готовилась с самого утра, подруги ее наряжали и украшали. Девушки пели песни, причитали, а невеста голосила о том, что увозят ее на чужую сторону. Потом приезжал жених в сопровождении дружков и родственников. В доме невесты ее подруги просили выкуп «за косу» - своеобразный калым, о котором договаривались во время сватовства. Крестьяне среднего достатка платили «за косу» рублей по 40, а богатые - по 100 - 150. Если жених давал мало денег, подруги не соглашались продавать косу, и он прибавлял еще. В семейской свадьбе был театрально-драматический характер и минорный тон этого обряда. Бывшие староверы и сейчас еще иногда разыгрывают многие моменты старой свадьбы, как бы инсценируя их в расчете на зрителя. Драматизируются, например, такие эпизоды, как купля-продажа невестиной косы и места возле невесты, вывод невесты к жениху перед регистрацией. При выкупе косы подруга невесты требует выкупа за косу (красоту), которую символизируют ленты, прикрепленные к палочке, произнося распространенную поэтическую формулу:
- Чем торгуешь?
- Русой косой,
Девьей красой.
- Чего она у тебя стоит?
- Конь с седлом, Коробка с серебром
Эта формула произносится косником (лицом "продающим" косу) или тысяцким. После этого диалога родственники со стороны жениха одаривают косника. Однако этот эпизод в современной свадьбе приобрел совершенно иное звучание: теперь он разыгрывается с единственной целью - повеселить публику, разнообразить свадьбу.
Слайд-4
Если еще в середине нашего века коснику за исполненный обряд давали деньги и подносили чарку вина, то теперь косника одаривают разными шуточками самодельными сувенирами. Причем награду стараются придумать оригинальнее и смешнее. Ею может быть и разрисована бумажная медаль, нить которой торжественно вешают на шею, и шарж на продающего - все, на что способна фантазия и умение "покупателя".
"Перенесён" из дома невесты в дом жениха и другой драматизированный эпизод - "вывод" невесты. В традиционной свадьбе был обязателен обряд, называемый в народе "бранье". Жених приезжал за невестой, чтобы отправиться с нею к венцу. Девушку торжественно передавали "с рук на руки, одному гостю навеки" под пение обрядовой песни "Выводы, выводы", отражающей этот момент. А чуть раньше разыгрывалась другая сценка: подруги невесты пели песню "Вьюн над водой извивается", в которой троекратно выражалась просьба (требование) жениха (зятя) "вывести ему его сужено, его ряжено". Девушки по каждому требованию соответственно выносили "сундук с добром, короб с серебром", затем выводили подругу невесты, наконец, требуемую невесту.
На семейской свадьбе молодожены не сидели за общим столом, тем более никогда не пили спиртного. Гости веселились за столом, дарили молодым подарки, за которые брачующиеся благодарили поясным поклоном. Позже, когда перестали придерживаться этой традиции и молодоженам разрешалось сидеть вместе с гостями, они все равно не должны были есть, так как боялись порчи через еду.
Подарки молодым подносили в доме жениха. Посередине горницы на полу стлали новый потник, на него ставили новобрачных.
Молодуха дарила свекру и дружку чулки, варежки и другие вещи. Утром молодуха кланялась в ноги свекру и свекрови и просила у них благословения: без этого нельзя было умываться. Три раза вымыв руки, она должна была перекреститься и затем умыть лицо. Так начиналась ее новая жизнь.
Второй день свадьбы проходил в доме невесты. Родители приглашали «сватов» (так называли не только родителей, но и родственников). Приезжали на «разнаряженных» санях или телегах, конь тоже украшался лентами, бумажными цветами. «Сами разнаряживались, как машкараты. Для смеху. Если без шуток и без нарядов - это была плохая свадьба. Люди-ти и бежали на свадьбу смотреть, как гуляють.»
Непременным атрибутом второго свадебного дня являлось специальное обрядовое блюдо - яичница. Целый порядок выпечки нужно было соблюсти, чтобы она «поднялась», «не посинела». За столы ее несли неожиданно и быстро, обманув тех, кто хочет ее выкрасть без выкупа. Жених и невеста продавали ее гостям. По выручке судили, как будут жить молодые.
Третий день празновался у жениха. В старину в этот день родители жениха украшали бутылку, прикрепляя ее к потолку. Если бутылка была «одета» в красное — «Все видють, что честная девушка... Если в красном — родителям приятно, моя дочка в почете. Были случае - это мама ишо моя рассказывала, наряжали в синее. Значит невеста не девушка. И это не то, что позор, но вроде наш сын взял не деуку, если что - не обижайтесь.» Обязательным ритуалом на свадьбе было ее «тушение». На улице, возле ворот, разжигали костер, прыгали, пели и плясали возле него. Когда костер догарал, его затаптывали. Родственники, теперь сваты, прощаясь, расцеловывались. После свадьбы молодые жили с родителями.
Свадебные празднества продолжались попеременно в доме жениха и невесты от трех до шести дней. Разводы в семейских селах были крайне редкими явлениями, так как в них прочно сохранились черты домостроя и патриархальности. «В семье главным должен быть муж. Раньше как говорили: Церковь большая, а крест маленький. Дак церковь повинуется кресту. Крест-то над церковью стоит. Мне мама так сразу сказала: Не вздумай идти, сор на улицу выносить. Переплачь и спрячь, чтобы нихто не узнал. Ето перемелится - мука будеть. Видели очи, кого купили к ночи - вот так и живи.
У нас, если деука выходила замуж, да ушла от мужика - ей считали «партизанкой». И потом ее оббигають, можить, она и много раз душою лучше, а вот почему-то ее пренебрегают. Почему она жить не стала? У нас так говорили: храни очаг семейный, это первая любовь и первое счастье твое.» 'Заключение.
Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводу, что мы имеем богатое культурное наследие. Мною проделана определенный объем работы. Как выяснилось, что некоторые свадебные обряды и обычаи сохранились и в наши дни. Устраивают жизнь в доме так же, как их матери, отцы и деды. Они убеждены, что без знания обычаев и без соблюдения традиционных правил можно нажить беду. Эти знания помогают быть уверенным в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Велика роль поверий, традиций и обычаев, связанных с дорогой в жизни . Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая. Но не все школьники и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их
Выводы:
Проведя исследование, я многое узнала об обрядах семейских. Я поняла, что у семейских есть богатое уникальное наследие. А наша миссия, миссия учеников — изучать и не забывать родные традиции и бережно передать их своим детям.
6. Используемая литература:
1. Ф.Ф. Болонев «Календарные обычаи и обряды семейских». Улан-Удэ. 1975
2. В. П. Мотицкий. «Старообрядчество Забайкалья». Улан-Удэ. 1976
3.И. Чернев. «Семейщина». Улан-Удэ. 1987.
4. Сокол И.А. Семейные торжества - Харьков «Книжный клуб», 2005