Конспект занятия на тему: Калмыцкий головной убор


Конспект занятия.
Тема: Калмыцкий национальный головной убор.
Цель: Познакомить обучающихся с образом калмыцкого национального головного убора, отличие женского головного убора от мужского.
Планируемый результат: обучающихся с образом калмыцкого национального головного убора, изображая орнамент калмыцкой национальной вышивки.
Обучающиеся будут знать: символическое значение образа калмыцкого головного убора, народные традиции и их, важное, значение для человека.
Оборудование и материалы:
1. Презентация «Калмыцкий головной убор»
2. Художественные материалы для работы.
3. ТСО (компьютер, мультимедийное оборудование).
План урока:
1. Беседа о символическом значении в жизни калмыцкого народа.
2. Текущий контроль умения и знания приемов работы с художественными средствами.
3. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов. Выставка работ.
Ход занятия.
СЛАЙД 1
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
СЛАЙД 2
Посмотрите на слайд и скажите что общего в этих картинках?
СЛАЙД 3
- В каждой из них изображены орнаменты, вышивка, головные уборы.
СЛАЙД 4
Тема нашего урока: «Калмыцкий национальный костюм».
СЛАЙД 5
В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые, большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета — улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
СЛАЙД 6
Каждый момент жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.
Давайте рассмотрим женский головной убор.
СЛАЙД 7
Наиболее распространенным повседневным головным убором калмычек была маленькая круглая шапочка, которую пожилые женщины носят и сейчас. Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
СЛАЙД 8
Типом женского головного убора была так называемая «тамша» — круглая плисовая шапочка с закругленным верхом. Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины — халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей (нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки — джатаг, — сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой. Пожилые и преклонного возраста женщины носили шапку хаджилга, довольно высокую и объемистую, околыш ее делался на черной мерлушки, иногда из шкурки ягненка-выкидыша (каракульчи).СЛАЙД 9
Давайте теперь рассмотрим мужской головной убор.
Распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити — его лучи). Начиная с середины XIX в., в калмыцкую среду стали проникать привозные городские головные уборы. По сообщению П. Небольсина, хошеутовские калмыки иной раз летом носили фуражки с глянцевыми козырьками и красными околышками, заимствованные от астраханских казаков. В 80-х гг. XIX в., согласно свидетельству И. А. Житецкого, летом зансанги носили обыкновенно серые фуражки с зеленым околышем и красными кантами. В XX в. фуражки городского производства получили широкое распространение, их носили все калмыки, начиная от мальчиков и кончая пожилыми.
Практическое выполнение задания.
Постараемся создать композицию калмыцкого головного убора.
Закрепление нового материала.
СЛАЙД 9
- Назовите виды головных уборов?
СЛАЙД 10
- Перечислите какие приметы связаны с калмыцким головным убором?
Подведение итогов.
В конце урока на доске организуется выставка готовых работ.