Народный праздничный костюм. Головной убор
Тема урока №7: «Народный праздничный костюм. Головной убор».
Дата проведения урока:
Тип урока: практическая работа.
Цели урока: - познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде;
- воспитывать интерес к народной культуре;
- расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.
Ожидаемый результат: учащиеся научатся выполнять эскиз праздничного русского народного головного убора, познакомятся с символикой цвета, орнамента в одежде.
Оборудование: иллюстративный материал на тему: «Народный праздничный головной убор», художественный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент 1. Приветствие. 2. Проверка посещаемости, подготовки к уроку.
II. Формирование художественных знаний.
Просмотр иллюстративного материала. Определение темы урока.
Сегодня на уроке мы повторим материал о народных костюмах, как они выглядели и какое значение имел цвет в одежде.
Вспомним, что представляет собой мужской праздничный костюм. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами. Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы
Женский костюм был намного сложнее и многослойнее. Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве. В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл: Праздник. Просьба плодородия. Благодарность богу за содеянное.
В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой и нёс символику, связанную с землёй ( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Понёву носили только замужние женщины.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам.
Головной убор – очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока. Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
- Какое значение имел цвет?
Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере. Белый цвет – символ духовного света, веры, истины. Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности. Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость. Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.
III. Практическая работа.
Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного головного убора. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.
IV. Итог урока.
Рефлексия.
-Чему посвящен был сегодня урок? - Справились ли вы с работой? – С какими трудностями столкнулись?
Проводится выставка и анализ работ. Оценка работ учащихся.
V. Домашнее задание
Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.