Выступление на пед. совете на тему Причины неуспеваемости младших школьников, методы их коррекции


Причины неуспеваемости младших школьников, методы их коррекции
Среди специалистов, уделяющих внимание этой проблеме, не существует единой точки зрения на причины неуспеваемости, но анализ соответствующей литературы позволил выделить несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе: физиологический; социальный; психологический. Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение (дайте им краткую характеристику):
познавательная: недостаточная сформированность у учеников определённых качеств
познавательных процессов: низкий уровень развития памяти (зрительной, слуховой,кинестетической), которая лежит в основе обучения; недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения и как следствие, невозможность применения полученных знаний на практике; недостаточный уровень развития свойств внимания, в основном распределения и переключения; построение программы обучения без учета активного канала восприятия (визуального, аудиального, кинестетического). Перед учителем встаёт необходимость развития у учащихся всех каналов восприятия. Рекомендуется многосенсорное обучение.
мотивационная: формирование волевых качеств может быть осуществлено лишь при положительном отношении ребёнка к школе. Неуспеваемость школьников может быть связана и с низкой мотивацией обучения. Учитель должен ставить перед собой задачу сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка.
эмоционально-волевая: высокая тревожность, которая приводит к отклоняющемуся поведению и снижению результативности учебной деятельности; на успехи ребёнка в школе влияет и самооценка. Низкий уровень самооценки создает проблемы, как в освоении учебного материала, так и в отношении с одноклассниками и учителями. Неадекватно завышенная самооценка также может привести к конфликтным ситуациям между учителем и учеником, учеником и учеником. Формирование адекватной самооценки зависит и от установки учителя по отношению к ребёнку, и от его положения в коллективе сверстников. Отрицательно сказываться на школьной успеваемости
ребёнка может и отсутствие таких волевых качеств как инициативность, самостоятельность, организованность.
Что Вы отнесете к физиологическим причинам неуспеваемости (напишите):
основными формами детской психической патологии являются неврозы, психопатии, девиантное поведение. Отмечается чёткая тенденция к ухудшению психического здоровья детей. Успешность учебы должна быть отмечена не только оценками в дневнике, но и сопутствующим хорошим здоровьем. Учителям и родителям необходимо учитывать состояние здоровья ребенка и вариант его индивидуального развития при организации учебного процесса как в школе, так и дома. Детям с ослабленным здоровьем в большей степени необходимы щадящий режим, контроль над учебной нагрузкой, внимательное отношение со стороны учителей и родителей.К психологу чаще всего обращаются родители по поводу:
леворукостиповышенной утомляемости (астения)
гиперактивности.
К социальным причинам относят многие факторы. Одним из факторов является «методика преподавания». Перечислите конкретные причины неудач в учебе исходя из данного фактора:
1.Жёсткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей.
2. Единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении.
3. Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.
4. Пренебрежение развитием учеником, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёшку.
Как Вы считаете какая причина (из методов преподавания) проявляется наиболее часто в современном обучении и почему? (напишите). Прокомментируйте на основе своего педагогического опыта. 
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д. Кроме того, успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников: как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, одноклассниками, характера самооценки и др. Проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной.
Я работаю в 1 классе. Количество уч-ся в классе-13. Среди них 4 слабоуспевающие учащиеся. С этими учащимися проводится большая работа как с моей стороны, так и со стороны психолога, социального педагога и администрации школы. Работа осуществляться как на уровне, так и вне урока (дополнительные занятия). На уроке я рекомендую карточки с индивидуальными заданиями, рекомендую давать больше времени для обдумывания ответа у доски. Помогаю излагать содержание урока, используя план, схемы.
Но не надо забывать, какую роль играют тут воспитательная работа, привитие интереса к учению, выработка необходимых для интеллектуального труда волевых качеств, установление правильных отношений между учащимися и педагогом, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Применяю в своей работе такую вот памятку, при помощи которой в конце каждой четверти отчитываюсь о проделанной работе перед завучем.
Ф.И.О. уч-ся
Класс
По каким предметам не успевает
Поведение ученика
Причины, которые привели к плохой успеваемости
Какие средства (дидактические, воспитательные, внеклассные, дополнительные) использую в работе с уч-ся
Кто привлечён к работе по преодолению неуспеваемости
Сколько времени уже длится эта работа
Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Задание 3. Тема: «Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника»
Неуспевающие были, есть и будут. Необходимо знать основные пути преодоления неуспеваемости, которые предлагает нам современная дидактика. После изучения материала по теме, выделите 4 пути преодоления неуспеваемости и кратко опишите их.
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.К.Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации УВП. В США идут по пути автоматизации, индивидуальности, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, современное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К. Бабанский предложил педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа и работа с семьёй школьника.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия: 
1 - отсутствие существенных недостатков умственного развития;
2 - достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
3 - материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
4 - мастерство учителей работающих с ребенком в школе.
Работая учителем начальных классов на протяжении ряда лет, я могу предложить свои, на мой взгляд важные условия, необходимые для хорошей учёбы:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности;
• ситуация успеха.
Чёткий режим дня, обеспечивающий правильное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения. Только соблюдая правильный режим дня, ребенок сможет хорошо учиться и быть всегда здоровым и бодрым. Но важным условием является то, что ребенок должен сам, без посторонних напоминаний, помнить о том, что он должен сегодня делать. Нужна еще и целесообразная помощь старших. Она выражается в первую очередь в осведомленности родителей в делах ученика. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю. При выполнении домашних заданий не нужно выполнять работу за школьника, дети отучаются думать и ждут подсказки. А надо учить преодолевать трудности в учении и приучать ребят к самостоятельности. Применяю на уроках «ситуацию успеха». Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость. При выполнении контрольной работы настраиваю ребят: “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”. “У вас обязательно получиться”. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
В процессе работы над темой соотносите теорию с Вашей педагогической деятельностью!