Урок по литературе в 6 классе на тему «…подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия» (А.П.Чехов. Рассказ Толстый и тонкий).
«…подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия». (Го Мо-жо)
Цель урока – 1) повторение и закрепление материала по биографии и творчеству писателя;
углубление понятий о юморе, сатире, псевдониме, о жанре рассказа; определение
способов и средств создания комического в рассказах А.П.Чехова,
2)совершенствование навыка анализа текста; определение идейного содержания рассказа
А.П.Чехова, рассмотрение особенностей чеховского стиля в создании характера героя.
Чехов – несравненный художник… Художник жизни.
И достоинство его творчества в том, что оно понятно и
сродно не только всякому русскому, но и всякому
человеку вообще.
Л.Н.Толстой
Оборудование – 1)Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.
Часть 1. Под редакцией В.Я.Коровиной;
2)презентация;
3)инсценирование рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» - старое радио
http://www.staroeradio.ru/collection 4) видеофильм о писателе http://www.radostmoya.ru/project/moi_zhivoi_zhurnal/I.Актуализация знаний. Слово учителя о Чехове.
Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока. «…подлинный поэт, рассказы и пьесы его поэзия». (Го Мо-жо). Так сказал об этом писателе Го Мо-жо, китайский писатель, поэт, историк, чей портрет вы видите на презентации.
- Скажите, творчество какого поэта или писателя мы будем сегодня изучать? (ответы)
- Почему вы так думаете?
- Посмотрите на портрет. Кто изображён на этом портрете? Узнали? (А.П.Чехов)
- Запишите тему сегодняшнего урока, годы жизни (1860 – 1904). А еще Л.Н.Толстой, великий русский писатель, автор многих произведений, в том числе и рассказа «Кавказский пленник», сказал: «Чехов – несравненный художник… Художник жизни». Эти слова будут эпиграфом к уроку. Тоже запишите (напомнить, как пишется эпиграф)
- Вы согласны с мнением Толстого? Почему?
- Что вы знаете о жизни и творчестве этогоА.П.Чехова? (ответы)
- Задача нашего урока: повторить сведения о жизни писателя, его творчестве, прочитаем его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся проанализировать, то есть понять, что хотел сказать своим рассказом Чехов. Действительно ли, «Чехов - подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия»?
II.Работа над новым материалом.1.Биография А.П.Чехова (кадры из «Живого журнала») Задача: смотреть и слушать внимательно.
(включить: 1.45 – 2.50; 3.15 – 6.05; 9.07 – до конца)
- Что нового узнали о Чехове? (ответы)
2.Словарная работа
Ребята, в рассказе вам встретятся незнакомые слова. С некоторыми из них мы сейчас и познакомимся (флёрдоранж, херес, портсигар, лютеранка – см. Приложение), с остальными - чуть позже, при анализе рассказа.3.Прослушивание инсценированного рассказа - «Старое радио» - 5.42 (дети следят по учебникам)
4.Беседа по рассказу. (по ходу беседы обучающиеся заполняют таблицу)
- Понравился вам рассказ? Что особенного понравилось вам?
-Что необычное можно отметить в названии рассказа? (толстый и тонкий – слова-антонимы; противопоставление)
- Кто встретился на железнодорожном вокзале? (Два школьных друга)
- Как же зовут друзей детства? (Толстый – Миша, тонкий – Порфирий)
- Сколько раз звучат в рассказе их имена? (один раз)
- Как вы думаете, почему? (Чехову важно было показать поведение героев по ходу рассказа)
- Как выглядит толстый? (губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни)
- Чем от него пахнет? (херес – сорт крепкого виноградного вина; флёрдоранжем – вид дорогого одеколона с запахом цветов)
- Как выглядит тонкий? (навьючен чемоданами, узлами и картонками)
- Как вы думаете, почему тонкий навьючен чемоданами? (не может позволить нанять себе носильщика, нет лишних денег в семье)
- Чем от него пахнет? (ветчиной - еда простонародья; и кофейной гущей – низкий сорт сваренного кофе)
-Как выглядят остальные члены семьи тонкого? (Жена с длинным худым подбородком. Сын – гимназист с прищуренным глазом) - Кто первым обратил внимание на друга детства? (Толстый)
- Какова первая реакция друзей? (Троекратно облобызались; глаза, полные слёз; приятно ошеломлены)
- О чем они ведут беседу? (вспоминают о школьной жизни; тонкий знакомит со своей семьёй)
- Сколько раз знакомит тонкий со своей семьёй? Почему? О чём это говорит? (первый и второй раз – гордится; ему хочется поделиться, что чего-то и он в жизни добился; третий – от неожиданности, от волнения)
- Как дразнили их в детстве? (Герострат - толстый - за то, что казенную книжку папироской прожег, Эфиальт – тонкий - очень уж любил ябедничать)
КОММЕНТАРИЙ: Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии.
Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.
- Чем же занимаются теперь два друга? (тонкий - 2-ой год как коллежский асессор; Станислава имеет; портсигары делает; переведён столоначальником; а толстый – тайный советник, 2 звезды имеет, т.е. два ордена) - Почему тонкий делает портсигары, а его жена даёт уроки музыки? (Они таким образом получают дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде)- Какова реакция на это сообщение? (Побледнел, окаменел, лицо искривилось; сам съёжился, сгорбился, сузился, стал заикаться, хихихать; подбородок жены стал длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт, застегнул все пуговки своего мундира).
- А толстый как отреагировал? (друзья с детства, а потом его чуть «не стошнило») - Какая проблема раскрывается А.П.Чеховым в этом произведении? (Чинопочитание)
- На сколько частей можно разделить этот рассказ? (две части: 1-ая – до сообщения о роде занятий;
2-ая – остальная часть) - Можно ли сказать, что эти две части противопоставлены друг другу? (да, противопоставлены слова в названии и эти две части; такой приём называется антитеза)
ВЫВОД: В основе сюжетом многих чеховских рассказов лежит короткая занимательная история. Значительную часть рассказа «Толстый и тонкий» занимает диалог, описание сокращено до минимума. На первый план Чехов выдвигает психологическое состояние людей. Смешное, комическое в сюжете заключается именно в этом резком изменении.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Действительно ли, « Чехов - подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия»? (Да, действительно, стихотворение – это небольшое по объёму произведение, при помощи стихов можно сказать о многом: нарисовать картину природы, нарисовать состояние души человека, состояние природы. Чехов несколькими штрихами рисует яркую картину.)- В каком веке жил писатель?
- Почему мы в 21 веке продолжаем читать его произведения?
(Прошло уже 154 года со дня рождения А.П.Чехова и 110 лет со дня его смерти, а его произведения по-прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров России, да и многих других стран, его книги издаются почти на всех языках мира). Домашнее задание: 1) стр. 296 – 299 (выписать псевдонимы Чехова);
2) попробуйте представить, может ли что-то подобное произойти с вами лет через 20 (написать мини-сочинение);
3) подготовить чтение по ролям.
Приложение № 1 – таблица
Герои рассказа «Толстый и тонкий»
Толстый Тонкий Сопровождающие
Имя Прозвище 1-я реакция служба награды 2-ая реакция Приложение № 2 – таблица готовая
Герои рассказа «Толстый и тонкий»
Толстый Тонкий Сопровождающие
Имя Миша Порфирий Жена - Луиза, лютеранка, урождённая Ванценбах, сын – Нафанаил, ученик 3-го класса
Прозвище Герострат (казённую книжку прожёг) Эфиальт (ябедничать любил) 1-я реакция Троекратно облобызались; глаза, полные слёз; приятно ошеломлены служба До тайного дослужился Коллежский асессор, 2-ой год; портсигары делает; переведён столоначальником Жена уроки музыки даёт
награды Две звезды имею Станислава имею 2-ая реакция стошнило Побледнел, окаменел, лицо искривилось; сам съёжился, сгорбился, сузился,; захихихал, как китаецПодбородок жены стал длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт, застегнул все пуговки своего мундира; шаркнул ногой, уронил фуражку