Приемы развития речетворчества учащихся на уроках русского языка и литературы
Приемы развития речетворчества учащихся на уроках русского языка и литературы.
« Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую».
В.О. Ключевский
Введение.
Коммуникативная культура - одна из характеристик современной личности.
Известные методисты, исследуя проблему коммуникативности учащихся, выносят на обсуждение понятие «коммуникативная культура». Очевидно, что коммуникативная культура-это основа общей культуры личности, базовый компонент её. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатство его содержания, отражающее жизненные идеалы, направленность личности, культуру, т. е. жизненное самоопределение.
Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры.
Термины "коммуникативная культура", "языковая личность", "речевая компетенция" необходимые, жизненно востребованные. Ни один учитель-словесник не испытывает удовлетворение от своей работы, не услышав речь своих учащихся - речь логически выстроенную, убедительную, яркую, эмоциональную, содержащую структурные элементы языка в их совокупности; не увидев свободного речевого общения учащегося.
Почему современные учащиеся не пользуются литературным языком? Как "включить" в их речь, речь образную, выразительную, грамотную? Как добиться того, чтобы речь образная, грамотная, выразительная стала нормой, потребностью учеников?
Для решения этих задач необходимо изучить следующие темы:
Учитель - словесник в условиях модернизации образования.
Анализ поэтического текста. Поэтика словесного искусства.
Основа анализа литературного произведения.
Речевой практикум. Современные нормы орфоэпии.
О культурно - речевой подготовке учащихся.
Технология встречных усилий на уроках русского языка.
Интеллектуальное речевое развитие учеников на уроках русского языка.
Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс
Анализ лирического произведения. Организация системы работы.
Коммуникативная методика преподавания родного языка.
Современные подходы к обучению речи.
Мало желать услышать от ученика грамотную речь, мало учить этому, необходимо, чтобы педагог сам владел образцовой речью.
Критерии, которым должна соответствовать речевая деятельность учителя на уроке:
учитель свободно владеет материалом урока, облегает его в доступную, но научную форму;
речь выразительная эмоционально окрашенная.
формулировки вопросов побуждают учащихся к учебному диалогу;
речь выступает как организующее начало в учебном и коммуникативном плане;
Речь учителя не только побуждает учащихся к коммуникации, но и создает условия для творчества;
Учитель активно пропагандирует грамотную речь, построенную в соответствии с орфоэпическими нормами, борется за чистоту речи, способствует ее формированию у учащихся.
Продуктивные приемы развития речетворчества учащихся на уроках русского языка и литературы.
Приемов, методов, способствующих активному развитию речи учащихся, "изобретено" множество. Остановлюсь на тех, считаю наиболее действенными, продуктивными.
Прием речевого самоконтроля.Формирование речевого самоконтроля (РСК) - одно из важных направлений речевого развития учащихся. Умения совершенствовать написанное базируется на развитии у обучающихся способности эффективно регулировать свои психические процессы: контролировать свою логику изложения мыслей, своевременно замечать и устранять ошибки и недочеты как в содержании, так и звуковом оформлении текста.
РСК можно определить как сопоставление пишущим (или говорящим) хода и результата своих речевых действий и операций с образцом, которое производится с целью регулирования речевой деятельности и совершенствования ее продукта. Приемам редактирования текста учащихся надо учить специально. Для этого я анализирую тексты, содержащие характерные для учеников ошибки и недостатки плана содержания. При проведении этой работы особое значение придаю тому, чтобы ученики осознали, какие действия они выполняют, почему эти действия в определенной последовательности необходимо выполнять.
С этой целью вместе с учащимися мы разработали памятку "Как редактировать текст".
1.Читай текст в первый раз, обрати внимание на содержание написанного.
Определи:
а) соответствует ли содержание заявленной теме;
б) раскрыта ли основная мысль;
в) все ли изложено последовательно:
г) соразмерны ли части текста;
д) не нарушена ли логическая связь между частями.
Подумай, как сделать текст более интересным для читателя. Внеси необходимые изменения, украсив текст изобразительно-выразительными средствами в соответствии с заявленным стилем.
2. При повторном чтении в каждом предложении исправь замеченные тобой речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
1.2. Особое значение для развития умения РСК имеет отсроченная повторная
работа с текстом сочинения. Этот прием эффективен и дает результат.
Ученики с учетом полученных знаний и с опорой на литературный образец редактируют сочинения своих одногруппников, т.е. осуществляют взаимопроверку. Ориентация на литературный образец не только активизирует деятельность учеников, но способствует воспроизведению и совершенствованию текст. Компоненты текста-образца служат ориентирами действий учеников.
Учащийся видит недостатки своей работы, учится их классифицировать, ищет пути устранения. Как правило, допускаются речевые ошибки разного вида, страдает выразительность (недостаточное употребление тропов), отличается бедность синтаксических конструкций, стилистические отклонения. Возвращаясь к тексту, ученик получает возможность критически оценивать и совершенствовать свое высказывание.
Но перед применением этого приема необходимо соблюдение следующих условий:
1. учащиеся должны быть обучены работе с черновиком;
2. иметь четкое представление о видах речевых ошибках и причинах их появления;
3. должны знать критерии качества текста.
Без соблюдения этих условий применение приема отсроченной повторной работы с текстом оказывается неэффективным.
После создания первого варианта сочинения с учетом полученных знаний и с опорой на литературный образец предлагается ученикам осуществить взаимопроверку: отредактировать тексты друг для друга. В ходе этой работы демонстрируют учащимся некоторые технические особенности правки текста, оказывают индивидуальную помощь. Затем по отредактированному другими первому варианту ученики пишут второй вариант работы.
После того как значительная часть учащихся начнет успешно справляться с работой по взаимоконтролю, следует перевести учеников от контроля над речевыми действиями других к контролю за их собственными действиями. Задачу усложняют за счет обращения к текстам разных композиционных форм, стилей и жанров.
При работе над сочинением речевые действия учащихся становятся в полной мере самостоятельными: они вынуждены ориентироваться не на реальный, как при изложении, а на предполагаемый образец, то есть, задачи речевого самоконтроля существенно усложняются, ученик опирается лишь на представление об эталоне. Представление о хорошем тексте как о структуре, целостность которой обеспечена общим замысла сообщения, создается путем анализа текстов-образцов и редактирования реформированных текстов. Представление о хорошей речи формируется прежде всего на основе отрицательного речевого материала путем демонстрации того, как не надо строить микротекст.
1.3. Составление плана.
Эффективным приемом работы над умением находить и устранять различные нарушения на уровне макроструктуры текста является составление развернутого плана к данному или создаваемому тексту. Умение составлять план и пользоваться им повышает качество высказываний: при работе над сочинением план помогает осознать внешне и внутреннее строение текста, сохранить композицию, облегчает работу памяти; может служить опорой для контрольных действий, если сочинение пишется в одном варианте и нет возможности его доработать.
План служит действенным средством речевого контроля, позволяя сопоставить то, что предполагалось написать, с тем, что в итоге получилось.
Работа педагога над обучением учащегося самоконтролю должна быть кропотливой. Нельзя отвергать сам замысел пишущего, учитель должен побудить ученика к поиску слов, адекватных его замыслу. Взяв текст, учитель должен показать, почему в некоторых местах его вообще нельзя понять и что необходимо сделать, чтобы понять текст. Надо ввести пишущего в атмосферу той взыскательности, которая обычно называется "муками слова". Таким способом вырабатывается механизм критики собственного текста и приобретается собственный, оригинальный стиль речи.
2. Упражнения, способствующие развитию речетворчества.
Не секрет, что при обучении учащихся письменной и устной речи, остается еще большой запас неиспользованных резервов. Задача учителя - работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности этого запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.
Письменные творческие работы - замечательный материал для многосторонней аналитической работы учителя.
Используют ряд упражнений, способствующих реализации выше указанных задач.
А) "Распространи предложение". Задача учащегося достроить предложение указанными учителем синтаксическими конструкциями (второстепенными членами предложения, обобщением однородностью, обращением; распространить причастными и деепричастными оборотами т.д.)
Б) Упражнение " Я начну, а ты продолжи..."' (проба поэтического пера). Это наиболее любимая страничка уроков. На доске записываются две стихотворные строки или одна (как покажу ниже), на основе которой нужно построить четверостишие. Если у ученика возникает желание постоянно выполнять подобные задания, это поможет развитию его поэтических способностей, о которых он не всегда догадывался. Пусть строчки, рожденные воображением, нескладные, "корявые", но зато в них отражена трепетная душа юного поэта. Это первые открытия самого себя".
В) Упражнение "Я чувствую, что я...."( рассказ - фантазия).
Все учащиеся любят фантазировать, поэтому предлагается им на мгновение превратиться в солнце, цветок, мяч, дом, слезу... Превратившись в столь неожиданный предмет (явление) ученик должен попытаться описать свои чувства, ощущения: подумать каковы будут его действия, постараться свои мысли записать в форме рассказа или стихотворения.
Каждое итоговое творческое задание по развитию речи учащихся - это результат осмысления какой-либо темы, связанной с грамматикой, языковыми явлениями. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уроке.
Г)" Ассоциативные диалоги"- диалоги, построенные на ассоциациях. Важно от "земного, "конкретного образа перейти к обобщенному, общечеловеческому. Этот прием в конечном итоге имеет целью формирование "правильного" взгляда на проблему.
"Ассоциативные диалоги" уместны на уроке литературы при анализе ключевых слов, фраз, основных образов, пейзажных отступлений, помогает учащимся определить сюжетные линии художественного произведения.
Приступая к первичному обсуждению произведения, учащиеся "перевоплощаются" в художника (композитора) и окрашивают "полотно" произведения в какие-либо тона (звуки). В основе работы - личное восприятие прочитанного каждым учеником.
Заключение.
Художественная речетворческая личность способна видеть, слышать, чувствовать глубоко, тонко, по - особенному. Основными ее качествами являются "эстетическое отношение к жизни, способности вживаться в мир персонажа, стать на его позицию, выходя за пределы собственного «Я», развитое воображение, наблюдательность, чуткость к слову и оттенкам значений". Она обладает ассоциативным мышлением, ей нужно только помочь, что и должен сделать учитель, иными словами, ввести ученика в речетворческую ситуацию.
Чтобы научить нацию говорить правильно, грамотно и красиво, нужно не одно столетие и не одна человеческая жизнь. Это кропотливый, трудоёмкий процесс. И если мы видим, как с трудом, медленно рождаются поэтические "жемчужинки ", как вместо "жёлтой осины" появляется "робкая, трепещущая осинка", если мы видим, что учащийся сам, без принуждений и понуканий берется за творческую работу, - значит, работа не зря.
Список литературы
1. М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества.- М., 2009.
2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы, в двух частях, М., «Владос», 2009.
3.Злобина Т.А. Лингвистические знания – основа умений и навыков, М., «Просвещение», 2009.
4. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения, М., «Дрофа», 2009.
5. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя, М., «Просвещение», 2009.
6. Мучник Б.С. Культура письменной речи, М., 2009.
7. Вопросы психологии способностей/под ред. В.А.Крутецкого. М., 2009
8. Муехалишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ//Вопросы психологии. – 2009.
9. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа над языком художественного произведения. М., 2009.