Программа факультативного курса практический курс русского языка
Программа элективного курса «Практический курс русского языка» для учащихся 10-11 классов.Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса. Адаптированная программа «Практический курс русского языка» составлена на основе программ опытных российских и казахстанских учителей. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. Программа предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализировались на уроках русского языка, но не рассматривались в достаточно полном объёме и в определённой системе. Цель данного курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой – и это главное – в совершенствовании их коммуникативных умений и навыков. Его главные задачи могут быть сформулированы следующим образом:
Расширить и углубить знания о стилистических средствах орфоэпии, лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
Углубить знания о дифференциации языка, дав характеристику основных стилей.
Вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями;
Научить школьников осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом.
Основные виды деятельности с учащимися на занятиях практического курса: беседы с целью уяснения учащимися назначения стилистики, рассмотрение стилевой и эмоционально-экспрессивной окрашенности языковых единиц, анализ текстов, редактирование. Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
Определять стили речи; уметь проводить анализ текста;
Уметь работать со словарями разных типов;
Уметь анализировать лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие информационность текста, его цельность, модальность;
Уметь анализировать оттенки значений слов-синонимов; уметь выбрать из ряда возможных необходимый для данной ситуации общения вариант слова.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Виды деятельности
Дата проведения
1.
Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования 1 Лекция с элементами беседы
2.
Стили речи
5
Стилистический анализ текстов, относящихся к разным функциональным стилям. Подбор учащимися текстов разных функциональных стилей, определение их жанровой природы. Круглый стол на тему «Стили речи и их особенности» 3.
Стилистическое использование фразеологизмов
2
Семинар, посвящённый закреплению сведений и наблюдению над функциями фразеологизмов, приёмами их использования в художественных текстах разных жанров. Работа с фразеологическим словарём. 4.
Форма слова и стиль
9
Комплексный анализ художественных текстов разных жанров. Упражнения на замену в текстах одних средств другими, функционально близкими; подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний; развёртывание и свёртывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент). 5. Синтаксис и стилистика 5 Подготовка и проведение игры «Кто хочет стать отличником». Работа с использованием разных видов словарей 6.
Слово и стиль
8
Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли. Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости). Деловая игра «Исправь стилистические ошибки». Работа над устной речью: выразительное чтение, прослушивание магнитофонной записи, пересказ текстов. Наблюдения над словом с привлечением репродукций картин. 7
Культура и правильность речи
4
Семинар «Культура речи: нормы современного русского литературного языка». Практикум «Культура письменной и устной речи. Формирование стилистического мышления». Выступления учащихся с рефератами, подготовленными на основе лекций учителя, практических занятий, рекомендованной литературы и анализа конкретного языкового материала. Выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, самостоятельная практическая работа с использованием разных видов словарей, творческие работы. Содержание программы.
Тема 1. Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования.
Значимость функциональной (речевой) стороны языка. Функционирование языка – основа стилистики.Тема 2. Стили речи. Научный стиль речи; официально-деловой стиль; художественный стиль. Сфера использования. Основные черты. Языковые признаки. Типичные нарушения норм в вышеуказанных стилях речи.Тема 3. Стилистическое использование фразеологизмов. Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Экспрессивно окрашенная фразеология.Тема 4. Форма слова и стиль.Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных; полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных; количественных и собирательных числительных; глагольных форм. Стилистические качества служебных слов и междометий.Тема 5. Синтаксис и стилистика. Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Стилистические синонимы и параллельные синтаксические конструкции.
Тема 6. Слово и стиль.
Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная лексика; её разряды: общекнижная лексика и лексика, закреплённая за определённой сферой общения (научная, официальная, публицистическая). Разговорная лексика, её разряды. Нейтральная лексика. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии. Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики.Тема 7. Культура и правильность речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Средства языка, обеспечивающие качества правильной речи: нормы русского литературного языка; словарное богатство языка; эмоциональная стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций. Словари, фиксирующие нормы русского литературного языка. Нормы ударения и произношения. Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка в устной и письменной речи и их предупреждение.
Литература
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы. - М.: 2003
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочник для учащихся. – М.: 1988
Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М.: 1980
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: 1984
Розенталь Д.Э. Русский язык». Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: 2003
Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Изд. 2-е. – Л.: 1990
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: 1993
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса «Практический курс русского языка» рассчитан на 34 часа. Курс предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализировались на уроках русского языка, но не рассматривались в достаточно полном объёме и в определённой системе. Цель данного курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой– в совершенствовании их коммуникативных умений и навыков. Его главные задачи могут быть сформулированы следующим образом:
Расширить и углубить знания о стилистических средствах орфоэпии, лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;
Углубить знания о функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
Вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями;
Научить школьников осмысленнее и эффективнее пользоваться словом.
Основные виды деятельности с учащимися на занятиях практического курса: беседы с целью уяснения учащимися назначения стилистики, содержания её основных понятий; рассмотрение стилевой и эмоционально-экспрессивной окрашенности языковых единиц; анализ текстов, редактирование.Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
Определять стили речи; уметь проводить анализ текста;
Уметь работать со словарями разных типов;
Уметь анализировать лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие информационность текста, его цельность, модальность;
Уметь анализировать оттенки значений слов-синонимов; уметь выбрать из ряда возможных необходимый для данной ситуации общения вариант слова.
№ п/п Тема занятия Часы Дата Виды деятельности
1 Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования 1 Лекция с элементами беседы.
2 Стили речи. Слово и стиль. Официальный и неофициальный стиль 1 Стилистический анализ текстов.
3 Научный стиль 1 Анализ текста научного стиля. Языковые особенности научного стиля.
4 Официально-деловой стиль 1 Составление текстов официально-делового стиля.
5 Публицистический стиль 1 Определение языковых особенностей текстов публицистического стиля.
6 Художественный стиль 1 Определение жанра текстов художественного стиля.
7-8 Стилистическое использование фразеологизмов 2 Наблюдение над функциями фразеологизмов, приёмами их использования в художественных текстах разных жанров. Работа с фразеологическим словарем.
9 Форма слова и стиль. 1 Упражнения на замену в текстах одних средств другими функционально близкими.
10-11 Комплексный анализ художественного текста. Комплексный анализ текстов разных жанров. 2 Анализ текста.
12-13 Редактирование текстов. 2 Подбор, подстановка подходящих единиц, устранение неуместных слов и словосочетаний. Анализ сочинений.
14-15 Развертывание и свертывание отдельных отрезков текста 2 Работа со сплошными и несплошными текстами.
16 Стилистический эксперимент 1 Составление текстов разных жанров.
17 Подготовка к игре «Кто хочет стать отличником» 1 Анализ текстов с недочетами.
18 Работа с использованием разных видов словарей. 1 Работа в парах.
19 Синтаксис и стилистика. Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов 1 Работа с текстом на использование синонимических вариантов для выражения одной и той же мысли. Работа в группах.
20 Стилистический эксперимент. 1 Конструирование стилистических вариантов.
21 Деловая игра «Устрани стилистические ошибки» 1 Работа по устранению стилистических ошибок. Чей вариант лучше.
22 Работа над устной речью 1 Выразительное чтение. Пересказ текстов. Мастера художественного слова. Секреты хорошей речи.
23-24 Слово и стиль. 2 Лекция учителя. Доклады и сообщения учащихся.
25-26 Самостоятельная практическая работа с использованием разных видов словарей. 2 Работа с текстом, использование словарей.
27-28 Творческие работы учащихся. 2 Самостоятельная работа.
29-30 Наблюдения над словом с привлечением репродукций картин. 2 Самостоятельная работа со взаимопроверкой.
31 Семинар «Культура речи: нормы современного русского литературного языка». 1
Деловая игра «Исправь стилистические ошибки». Работа над устной речью: выразительное чтение, прослушивание.
32-33 Практикум «Культура письменной и устной речи. Формирование стилистического мышления». 2
Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости).
34 Выступления учащихся с рефератами, подготовленными на основе лекций учителя, практических занятий, рекомендованной литературы и анализа конкретного языкового материала. 1 Выступления учащихся.