Открытый урок математики 3 класс по теме Доли
Урок математики в 3 классе
Учитель: Зуева Галина Сайфулловна, МКОУ «Замзорская СОШ»
Технологическая карта урока
Тема урока
Доли
Тип урока
Урок освоения новых знаний
Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
Метапредметные УУД:
Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого
Основные понятия Целое, доля целого
Межпредметные связи Русский язык, информатика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- М.И.Моро, В.И.Волкова «Математика. Учебник. 3 класс. Часть 1»
- раздаточный геометрический материал
- карточки с заданиями
- слайд-презентация
- лист самооценки
Технология: Проблемно-диалогическая, технология сотрудничества, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода
Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа
Методы обучения Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный
Технология проведения Деятельность
учителя и учащихся Планируемые результаты
Предметные Личностные и метапредметные УУД
I. Организационный этап
Цели:
- формирование готовности к выполнению учебной деятельности;
-уточнение типа урока
(2,5 мин) – Прозвенел звонок!А теперь проверь, дружок,Ты готов начать урок?-Настроенье, каково!
-Во!
-Все такого мнения?
- Все без исключения!
- Может вы уже устали?
- Мы с собой таких не брали!
-Может, ляжем, отдохнем?
- Лучше мы урок начнем!
Девиз нашего урока:
Думаем – быстро!
Отвечаем – правильно!
Считаем – точно!
Пишем – красиво!
- Улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.
– Откройте тетради и запишите дату, классная работа
– Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач.
Писатель А.П. Конфорович сказал: «Математика уступает свои крепости лишь только сильным и смелым».
– Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное)
- Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)
– Помогать при исследовании нам будут научные книги: наши учебники.
Исследовать тему мы будем по этапам, по ступенькам мы поднимемся с вами на самый верх крепости знаний:
Зарядка для ума.
Определение темы, цели.
Практический этап.
Работа с книгой.
Проблемный этап.
Итоги исследования.
-На партах у вас листы самооценки(ёлочки), в которых будем фиксировать оценку своей работы (шарики) на разных этапах урока.
Эмоциональный настрой на урок
Слайд 1
Слайд 2 - девиз
Уметь ориентироваться в тетради.
Личностные:
воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
II. Мотивации к учебной деятельности
Цели:
- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- формулирование темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися
( 8 мин)
III. Работа над новым материа-
лом I этап. Зарядка для ума.
1) - Проверим таблицу умножения и деления. Расставьте скобки в выражениях.
4 + 2 · 3 = 18
31 – 10 – 3 = 24
54 – 12 + 8 = 34
2) - Решите задачи:
- Стороны комнаты прямоугольной формы 5м и 7м. Найдите площадь комнаты. (35м2)
- Карандаш стоит 4 руб. Сколько стоят 8 таких карандашей?
- Велосипедист за один час проезжает 13км. Сколько километров он проедет за 3 часа?
- Булка хлеба стоит 20 руб. Сколько стоит половинка булки?
- Что значит “половина”? (Целое разделим на две равные половины и возьмем одну часть)
Оцените свою работу в листе самооценки.
3) Актуализация опорных знаний. Устный счет.
-Постарайтесь выполнить задание в группе правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.
Повторяем таблицу умножения. Записываем ответы в строчку. Для каждого ответа есть своя буква. Посмотрите на таблицу, соберите слово по буквам.
72а 8п 32е 48л 35ь 18с 24и 64н
4∙8=е 6∙3=с 2∙4=п 5∙7=ь
4∙6=и 8∙9=а 8∙6=л 8∙8=н
Какое слово получилось? (апельсин)
– Вы скажете, при чём тут апельсин, когда у нас урок математики? Этот вкусный фрукт нам поможет назвать тему урока.
- Посмотрите м/ф!
-Почему рассердился волк? (ему не досталось апельсина)
-В чем его ошибка? (он не умеет дружить и делиться с друзьями)
-Что получил каждый из животных мультфильма? (дольку апельсина)
- Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)
- Где в окружающем мире еще встречаются доли?
– Приходилось ли вам делить что-то на части?– А как по-другому называют части?
II этап. Определение темы, цели.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( доли)
- Что вы хотите узнать на уроке по этой теме?
1. Что такое доли?
2. Как образуются доли?
3. Как называются доли?
4. Как записываются доли?
5. Как сравнить доли?
6. Где в жизни встречаемся с долями?
- Перейдем к следующему этапу исследования Знать таблицу умножения и деления;
Слайд
На доске примеры
уметь решать простые задачи;
работа с перекид. таб-
лоСлайд
уметь решать примеры на внетабличное умножение и деление;
слайд
просмотр м/фильма
уметь формулировать ответы на вопросы
Слайд Личностные:
проявлять интерес к учебному процессу,
выполнять самооценку.
Познавательные:
обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Регулятивные:
осуществлять самоконтроль, учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта.
Коммуникативные:
слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
IV. Актуализация знаний
Цели:
актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала
- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;
-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;
- организация постановки цели урока учащимися
III этап. Практический.
-Ребята, а как это - разделить на доли?
- Что такое доля? (Доля – это часть) (карточка – часть)
-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части)
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а Саша маленькая, ей можно поменьше.
-Правильно я поступила? (Нет)
-Получились доли? (Нет)
- Почему? (Части неравные)
-А как правильно разрезать? (разделить на равные части) (равные – карточка на доску)
-Какой вывод можно сделать? (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.)
Что такое доля? (Одна из равных частей).
-Как яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам)
- Возьму целое яблоко, делю его на части.
-На сколько равных долей разрезано яблоко? (На 2)
- Одну такую долю (часть) яблока дам Мише, другую Насте. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше? (мнение детей). (Одну долю из двух, половину)
- А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем)
– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)– Сложите круг пополам.– Разверните.– Сколько равных частей получили? (2)– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.– Как они называются? (Половинки)
Половина – это часть целого числа. Закрасьте половину круга.
- Еще на столе у вас лежит полоска бумаги. Она целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? (На 4 части)
- Заштрихуйте одну долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? (Не знаем).
- Сколько же у нас вопросов. Где же мы можем найти ответы? (в учебнике) Знать понятия: целое, доля целого;
уметь делить целое на доли;
знать, как называются доли Личностные УУД:
учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам;
применять правила делового сотрудничества.
Познавательные:
на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя;
Регулятивные:
оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
V. Усвоение новых знаний
IV этап. Работа с книгой
- Верный ответ мы найдем в учебнике на стр.92. Прочтите про себя, что написано возле красной черты.
- А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник.
- Как же мы назовем нашу половинку яблока? (одна вторая)
- А как мы назовем ту часть, которая поменьше? (одна четвертая)
- А какая часть, доля больше? (одна вторая)
№ 3 с.92
- Рассмотрите отрезки.
- На сколько частей разделили эти отрезки?
- Назовите мне доли этих отрезков.
- Оцените в листе самооценки, как вы поняли новый материал.
- Ребята, а как записать в математике доли. Кто знает?
- На этот вопрос мы ответим после физминутки.
Знать, как образуются, называются и записываются доли целого
Знать, что такое приставка и как пишется приставка со словом Личностные УУД:
способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.
Познавательные:
извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь инструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим
ФизминуткаЦель:
-снять физическое и эмоциональное напряжение Танцы под песню «Паровозик новогодний» Песня Регулятивные:
организовывать свою деятельность
VI. Закрепление
V этап. Проблемный
- Вернемся к нашему вопросу и полоске бумаги. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать?
Мы взяли одну полоску, разделили ее на 4 части и взяли одну ее часть.
Черта означает знак деления.
- Запишите на штрихованной части.
– Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю.
«Назови доли» один на откидной доске для проверки.
- На экране вы видите фигуру, разделенную на доли. Вам нужно правильно назвать долю и записать ее.
- Оцените себя, у кого получилось правильно?
Работа в группах (ноутбуки, Paint )Задача с долями.
1 группа: Мама купила пирог и разделила его на 4 части. Две части пирога съели. Изобрази на рисунке данную задачу. Ответь устно, сколько долек пирога осталось.
2 группа: Артем поделил шоколадку на 5 друзей, три дольки он уже отдал. Изобрази на рисунке задачу. Ответь устно, сколько долек осталось у Артема.
3 группа: Лена делила разделила апельсин на 8 долек. Три дольки она уже съела. Изобрази задачу на рисунке. Ответь устно, сколько долек осталось съесть?
- Оцените свою работу в листе самооценки. Уметь объяснять, как образуются доли;
уметь называть доли;
уметь различать доли
слайд
слайд
взаимопроверка Личностные УУД:
проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
Познавательные:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: организовывать свою деятельность высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции
VII. Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель:
- применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач;
-организация выполнения самопроверки, самооценки Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику, стр. 93 №8. Проверка.
- А сейчас проверим то, что сделали. Проверьте свою работу и оцените её в листе самооценки.
- Увидели свои трудности, ошибки?
- Над чем нужно поработать? Уметь различать и записывать доли целого
Взаимопроверка Личностные:
сформированность познавательного интереса и учебной мотивации;
осуществление самооценки
Познавательные:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; оценивать результат Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
VIII. Рефлексия
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
1. Повторение сведений о долях.
- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?
- Что мы должны были узнать? (Что такое доля)– Что такое доля? (Часть целого)
- Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть и записывать доли.)
- Достигли мы поставленных целей?
- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)
- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)
Осознание учащимися своей учебной деятельности
- Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений:
Я знаю…
Я умею…
Я научился…
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
3.Самооценка учениками своей учебной деятельности
- Давайте вместе приготовим для гостей шуточный пирог из долек. У вас на партах лежат три цветные доли пирога. Если вам было интересно на уроке и если в листах самооценки у вас набрано много баллов, то есть вы всё поняли, не допускали ошибок, то выберите желтую долю. Если возникали затруднения, то синюю; если осталось много непонятного, то красную.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
– Каких долек больше? Что это значит?
– Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?
Работа в группах. НА ЗАПАС!!!!
- Задание на смекалку: разделите головку сыра на 8 равных долей, сделав только 3 разреза.
МОЛОДЦЫ!
- Благодарю всех за работу! Знать, что такое доля;
что обозначают числа в записи доли целого;
Слайд
уметь делить целое на доли Личностные:
осуществлять самооценку.
Познавательные: уметь сравнивать цель и результат.
Регулятивные:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в группе;
соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
IX. Д/З
Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению
- А теперь познакомимся с домашним заданием.
Я приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности.
- Зеленая – самое легкое задание: определить и записать доли с.93 №9;
жёлтая – задание посложнее: указать доли, решить примеры с.92 №1, 7
белая – указать доли, решить задачу с.93 №3, задание под чертой
Слайд Личностные:
самоопределяться при выборе индивидуальных заданий