Технологическая карта урока по русскому языку на тему Алфавит
Технологическая карта урока
Учитель Карпова Евгения БатуровнаДата 12.12.16.
Класс 5
Предмет Русский язык
УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова
Тема урока Алфавит. Расширение знаний об алфавите.
Тип урока Комбинированный
Цель урока Систематизировать и расширить знания о современном русском алфавите
Задачи урока 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие творческого мышления
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях
Методы и формы Методы: наглядный, частично-поисковый
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование мультимедийный проектор , учебники, раздаточный материал.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучаемых Формируемые УУД
Организационный момент (мотивационно-мобилизирующий)
Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем наших сегодняшних гостей. Пожалуйста, садитесь. Вы сегодня прекрасно выглядите. Обратите внимание, чтобы руки были перед собой. Чтобы урок был успешным, какими мы должны быть на уроке?
(Внимательными, активными, дисциплинированными, внимательно слушать учителя, дружно работать)
Волевая саморегуляцияЛичностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Возникновение проблемной ситуации
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) Сегодня у нас урок русского языка и нам предстоит окунуться в удивительный мир. А какой, скажите вы мне. И начнем с того, что прослушаем песню известного поэта, автора и ответим на вопрос:
- О чем она? Внимание…
(Прослушивание песни про алфавит).
- Скажите, пожалуйста, о чем эта песня?
(Об алфавите).
- Об алфавите, правильно, молодец.
- И эпиграфом нашего урока будет, ребята, следующее известное выражение: «Азбука - к мудрости ступенька»
- О чем эта пословица?
(Изучая азбуку, учишься читать, если умеешь читать, можешь что-то новое узнать. Узнавая что-то новое постепенно увеличивается кругозор знаний. И со временем ты становишься всё умнее и умнее. Вот и получается, что постепенно идешь вверх по лестнице к мудрости. Но первая ступенька именно Азбука).- Хорошо.
- Обратите внимание на азбуку (алфавит), которая представлена. Это не простая азбука, это азбука не современного русского литературного языка, это азбука устаревшая, а вот какая, мы тоже с вами выясним на уроке.
- Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
-Темой нашего урока будет «Алфавит, расширение знаний об алфавите».
- И сейчас настало время, чтобы познакомиться с раздаточным материалом, который лежит у вас на столе. У каждого есть индивидуальная опорная карта урока, это ваш план урока, то, как вы будете действовать, достигать поставленной цели. Файл с раздаточным материалом, в котором находятся «тучки и солнышки». Солнышко вы будете поднимать, если выполнили упражнение правильно, верно, а если неверно или есть ошибки, то поднимаем тучку. Но я надеюсь, что солнышко будет светить ярче в нашем классе. И индивидуальные задания, к которым мы будем обращаться по ходу урока.
- Что мы должны сделать, чтобы узнать, расширить, систематизировать знания об алфавите?
(Узнать, откуда произошел алфавит, кто создатели алфавита, для чего его создали)
- Хорошо, спасибо.
(Что такое алфавит, где мы его можем использовать, встретить в нашей жизни)
- Самое важное: как он произошел и чем же отличается буква от звука. Это очень важный момент, потому что это помогает нам избегать ошибок при написании слов.
- Поэтому целью нашего урока будет систематизация и расширение знаний о современном алфавите и истории его развития. И сегодня на уроке мы будем работать как индивидуально, так в парах, так и в группе. А для того, чтобы работа у нас была слаженной, цельной, продуктивной нужно соблюдать правила работы в группе. Давайте их вспомним.
- (Уважительно относиться друг к другу, не шуметь, работать сообща).
Формулируют тему и цель урока
Объясняют смысл пословицы Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Усвоение новых знаний.
- Ребята, а что же такое Алфавит?
-(Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке).
- Хорошо.
- Сейчас мы с вами отправимся на поиск информации об истории возникновения алфавита и истории возникновения русского алфавита. Подумайте, где можно добыть информацию?
- (В интернете, библиотеке)
- Хорошо.
- (Можно найти информацию, спросив у родителей, одноклассников)
- А самый близкий помощник каждого ученика это….УЧЕБНИК.
- Будем решать первую задачу-использование алфавита в повседневной жизни.
А для того, чтобы получить информацию, мы обратимся к раздаточному материалу. Взяли файлы, достали схему использования алфавита в повседневной жизни, это зеленый лист и в течении 2-х минут в паре, соблюдая правила работы в группе, паре выполняем.
- (Проверяем. Использование алфавита в повседневной жизни).
- Ребята, какие сведения об алфавите мы сейчас обобщили?
- (Вспомнили, где используется алфавит в повседневной жизни).
Время вышло. Объединяемся в группы по 4 человека. Поворачиваемся. Сразу назначьте в группе ответственного, который будет представлять ответы всему классу.
Отвечают на вопросы
Работают в паре.
. Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтезКоммуникативные: слушать и слышать других
Первичное закрепление
- Два человека вызываются к доске, чтобы проверить, как используется алфавит в библиотеке.
(Остальные работают над заданием «Типография»).
- Ваша задача расположить эти книги в алфавитном порядке, напоминаю, что алфавитный порядок считается первая буква фамилии автора книги. Пожалуйста, работаем.
(Отвечают дети, которые расставляли книги в алфавитном порядке – А.Барто, Н.В.Гоголь, В. Маяковский, Яшин).
- Ребята все выполнили правильно, расставили книги в алфавитном порядке.
(Дети согласны и подняли солнышки).
- А сейчас проверим задание «Типография». Вашей задачей было расставить слова также в алфавитном порядке.
- Проверяем. Посмотрите на слайд – Австралия, айсберг, алфавит, аккордеон, Андерсен. Обратите внимание на слово аккордеон, запишите его в графу слова для заметок, подчеркнув орфограммы в этом слове. Взяли карандаш, линейку, подчеркнули.
- А что же такое типография?
- Кто знает из вас? (Тихо)
- Сложно? Если не знаем незнакомое слово, куда нужно обратиться?
- (К толковому словарю)
- А вы знаете авторов толковых словарей?
- (Словарь Ушакова Дм.Ник.).
- (Даля Влад.Иван., Ожегова Серг.Иван.)
- Хорошо. И вот именно к толковому словарю мы с вами сейчас и обратимся для того, чтобы узнать значение слова «типография»
(На слайде толкование слова типография по словарю Ушакова, учащийся читает).
- По словарю Ушакова информация предложена. Хорошо. Молодцы.
- Проверяем задание. (Ответ на слайде).
- Ребята, а как вы расставили слова в алфавитном порядке, если они все начинаются на букву А?
- (Ориентировались- по 2-3 букве слова)
Кто правильно выполнил задание-поднимаем солнышко, у кого ошибки и нужно доработать-тучки.
- Хорошо, молодцы. У нас в основном солнышки, но есть несколько тучек. Ребята обратят внимание, доработают. Спасибо. Положили.
-Выполняя это упражнение, что мы закрепили?
- (Учились ориентироваться по 2-3 букве слова)
- Мы с вами узнали, что действительно в библиотеке алфавит важен, в типографии алфавит важен и в словаре важен, иначе как мы найдем слово.
- И вот сейчас нам предстоит поработать с толковым словарем, который находится в учебнике русского языка. Открываем стр.175 и работаем в группе, соблюдая все правила. Берем из файла карточку раздаточного материала, оранжевая карточка, заполняем ее. На работу отводится 2 минуты. (Работа в тетради).
- Значение первого слова из толкового словаря учебника:
- (Жюри)
- Кто согласен, поднимите солнышко. Хорошо, молодцы, опустили.
- Значение второго слова Лексикон. Хорошо, если согласны, поднимите солнышко. Молодцы.
- значение слова Пурга.
- Согласны? Хорошо, молодцы.
- И последнее: Шарада. Что же такое шарада?
- Хорошо, молодцы.
- Вашим домашним творческим заданием было познакомиться с возникновением русского алфавита и подготовить вопросы с ответами для класса. Давайте выберем знатоков русского языка, которые представят свои вопросы классу. (Знатоки выходят к доске.
Сейчас мы с вами будем отвечать на вопросы знатоков русского языка.
1. Где появился алфавит? (Греция)
2.Когда появился алфавит? (1000 лет до н.э.).
3.У кого заимствовали азбуку? (У Др.греков, получается, что славяне заимствовали у древних греков, а те в свою очередь у финикийцев, и отчасти ……. был прав).
4.Почему возникла необходимость в письменности? (письменность возникла у славян, т.к. им нужно было торговать и нужны были слова, которые быстро запоминались и учились).
5.В каком году была создана славянская азбука? (863г).
6.Из какого алфавита была создана азбука? (Из греческого).
7.Как звали братьев, которые разработали азбуку? (Кирилл и Мефодий).
- А как звали Кирилла? (Константин). Это было его церковное имя.
- Хорошо.
8.Как называлась первая славянская азбука? (Кириллица)
9.Когда наша страна отмечает День славянской письменности и культуры? (24 мая)
- кто согласен, поднимите солнышко.
- Солнечный лес рук, солнечные флажки у наших знатоков. Спасибо. (Знатоки садятся на свои места).
- Интересные вопросы подготовили ребята?
-Да!
- Что мы узнали?
(Мы узнали много нового об истории русского алфавита).
- И сейчас нам предстоит последний шаг. И этот шаг называется «Различение буквы и звука». А поможет нам в этом, ребята, следующее задание.
- Задание «Физкультминутка»
Чем лучше мы будем знать алфавит, тем быстрее сможем находить необходимую нам информацию.
Выполняют задание
Выполняют задание самостоятельно
Работают со словарем в группах.
Отвечают на вопросы знатоков русского языка
Отвечают на вопросы учителя
Познавательные:
Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Регулятивные:
Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе
Личностные: понимают в чем значение знаний для человека
Физкультминутка
- Встали. Прямо встали. Посмотрите по сторонам, ребята. А что это лежит такое у нас на полу? Давайте поднимем наши буквы. Поднимайте осторожно. Посмотрели на солнце, как светится наша буква, передали букву другу, соседу по парте. А что это была за буква, давайте покажем. Буква «О».
-Молодцы. Сели.
Выполняют физминуткуЛичностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтезЗакрепление - Какой звук может обозначать буква «О»?
- (Буква «О» может обозначать звук О,А)
(Слайд отличие буквы от звука)
- Давайте еще раз проговорим и вспомним, букву мы всегда что делаем?
- (Видим, пишем)
- А звук мы..?- (Слышим и произносим).
- Сколько букв в русском алфавите?
- (33)
- Сколько звуков в русском алфавите?
-(В русском алфавите 42 звука)
- Послушайте внимательно загадку, шараду. Вспомните, мы с вами нашли толкование шарады. Это загадка и сейчас мы с вами будем ее решать.
-Учитель читает загадку.
- Что это такое?
- Предположения. Различие должно быть в одном звуке, даже скажу по твердости-мягкости.
- (Шест).
- А вторая часть с мягким знаком?
- (Шесть).
- Какой вывод мы можем сделать, исходя из выполненного задания?
- одна буква может полностью изменить значение слова.Отвечают на вопросы учителя
Разгадывают шараду Работа с учебником - Сейчас у нас будет работа с учебником. Откройте учебник, упр.294. Ваша задача прочитать правильно слова Российская Федерация, Содружество Независимых Государств, газета «Московский Комсомолец», Соединённые Штаты Америки. Правильно прочитать, а для этого нам помогут знания, что же такое аббревиатура и какая она бывает.
(Аббревиатура - сложносокращенное слово, составленное из начальных элементов: универмаг, вуз, ООН).
- Бывает буквенная, когда мы читаем буквами и бывает звуковая, когда мы произносим звуки. Работаем самостоятельно 1 минуту.
Проверяем.
- Российская Федерация произносим РФ
- Содружество Независимых Государств ты произнесешь СНГ
- Газета Московский комсомолец – МК
- И последнее Соединённые Штаты Америки – США
- Ребята, а вы можете привести примеры аббревиатуры и расшифровать ее?
(ОРТ-общественное российское телевидение, МОАУ-муниципальное общеобразовательное автономное учреждение, ООО-общество с ограниченной ответственностью, ЗАО-закрытое акционерное общество, ОГУ-Оренбургский государственный университет)
Выполняют упражнение в учебнике Подведение итогов урока
Рефлексия - Итак, где используется алфавит в повседневной жизни?
- (В библ., школе, списках, словарях, типографии).
- На основе какой азбуки возник современный русский алфавит?
- (На основе кириллицы)
- Чем отличается буква от звука?
- ( Букву видим пишем, звук-слышим и произносим)
- А для того, чтобы наши знания были понятны и систематизированы сейчас каждый в течение минуты заполнит карточку:
- Я узнал, узнала новое на уроке…
- Я знал, знала ранее…
Составление синквейна со словом «Алфавит»:
1 строка – существительное2 строка – 2 прилагательных3 строка – 3 глагола4 строка – фраза из 4 слов5 строка – существительное – синоним первому
Алфавит
определённый, строгий, (загадочный, большой)
составляет, распределяет, рассказывает
в алфавите 33 буквы
азбука
Алфавит.
2. Определённый, строгий.
3. Определяет, следует.
4.Родные сестрицы.
5.Азбука.
Отвечают на вопросы учителя
Составляют синквейнЛичностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Предлагаю выполнить по выбору:1.упр. 298
2.упр.299
3.Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию)
Вы сегодня хорошо работали, благодарю вас за работу, всего доброго, урок окончен.