Проектная деятельность на уроках технологии (девочки).
Проектная деятельность на уроках технологии.
Учитель технологии Нестерова Елена Николаевна
МОУ общеобразовательная средняя
школа№1 г. Грязовец Вологодской обл.
В условиях обновления содержания образования подрастающего поколения одной из главных задач, стоящих перед школой становится воспитание и обучение творческой личности, умеющей воплощать свои идеи в действительность, разрабатывать и создавать свой продукт учебно-познавательной деятельности.
Главной целью в образовательной области “Технология” в системе общего образования становится формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских качеств их личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
В 8 классе учащиеся готовят итоговый « Творческий проект», в работе над проектом выполняются и осваиваются конкретные трудовые действия, решаются разнообразные конструкторские, технологические задачи, анализируются факторы, влияющие на форму и дизайн изделий. Результатом проектной деятельности является изделие, наглядное пособие, которое можно использовать в качестве экспонатов на выставке, подарком для своей семьи и может быть в качестве учебного материала на уроке.
Тема творческого проекта может быть выбрана учащимися из разделов по технологии: «Пошив изделия», «Вышивка изделия», «Вязание изделий крючком». На выполнение творческого проекта отведено 10-12 часов.
Технологическая последовательность выполнения творческого проекта
I Подготовительный этап:
· поиск и выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;
· определение совместно с педагогом необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;
· составление плана работы по реализации проекта;
· определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проектируемого изделия.
II Поисково-исследовательский этап:
· сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации о выполняемом объекте и процессе его изготовления;
· рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального из них;
· продумывание перечня необходимого для работы сырья, оснастки и оборудования;
· примерная оценка себестоимости изделия.
III Технологический этап:
· разработка соответствующей технико-технологической документации (технологические, инструкционные карты и т. д.);
· материальная реализация проекта: подбор необходимых конструкционных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования;
· выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна;
· текущий контроль качества выполнения технологических операций;
· соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культура труда, техника безопасности;
· внесение при необходимости изменений в конструкцию изделия и технологию его изготовления.
IV Заключительный этап:
· контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытание;
· самооценка качества выполненной работы;
· расчет экономических затрат на выполнение проекта;
· изучение возможностей использования результатов проектной деятельности и их реализация;
· общий анализ работы, проведенной над творческим проектом и вытекающие из нее выводы;
· защита проекта.
В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований (готовое изделие и сопровождающая документация в виде презентации), защищают свой проект перед одноклассниками.
По содержанию презентация включает следующие слайды:
1. Титульный лист.
2. Актуальность проблемы
3. Цель и задачи
4. Исследования по данной теме
5.Разработка идей и выбор лучшего варианта
6.Выбор инструментов и материалов
7. Технология изготовления.
8. Экономическое обоснование проекта.
9. Экологическая оценка проекта.
10. Самооценка.
11. Библиографический список использованной литературы.
12. Приложения.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.
Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.
При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.
Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта. На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.
О дате защиты проекта сообщается учащимися заранее. Также до учеников доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. В своем выступлении ученик должен:
* рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);
* рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;
* дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);
* рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);
* рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);
* рассказать о решении экологических задач;
* сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия).
После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.
При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.
При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.
При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.
При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
число класс
Критерии оценивания баллы
1.Оценка пояснительной записки (10 баллов)
1.1 Общее оформление 1 1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта 1 1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов 1 1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи 1 1.5 Выбор технологии изготовления изделия 1 1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления 1 1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики. 1 1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта) 1 1.9 Описание окончательного варианта изделия 1 1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия 1 1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия. 1 2.Оценка готового изделия(25 баллов)
2.1 Оригинальность конструкции 5 2.2 Качество изделия 10 2.3 Соответствие изделия проекту 5 2.4 Практическая значимость 5 3.Оценка защиты проекта (15 баллов)
3.1 Формулировка проблемы и темы проекта 2 3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи 1 3.3 Описание технологии изготовления изделия 3 3.4 Четкость и ясность изложения 1 3.5 Глубина знаний и эрудиция 2 3.6 Самооценка 3 3.7Ответы на вопросы 3 итого 52 Оценка «5» - 52-40б «4» - 39-27б «3» - 26-14б «2» - от 13б
В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует межпредметные знания, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни. При проектировании у школьника реализуются возможности проявить свои знания, способности и креативность мышления.
Защита творческого проекта .
195834066408302197100259080-62293546310554819652354580