Конспект урока по теме «Свободная роспись по солевому грунту» по дисциплине «Художественная роспись по ткани»
КГАПОУ
«ПЕРМСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. А.С. ПОПОВА»
Конспект урока
по теме «Свободная роспись по солевому грунту»
по дисциплине МДК 02. 02 «Основы ДПИ с практикумом: художественная роспись по ткани»
54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Пермь-2014
Конспект урока по теме «Свободная роспись по солевому грунту» по дисциплине «Художественная роспись по ткани» Шушуновой Эллы Евгеньевны, преподавателя специальных дисциплин, КГАПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова».
Задание: Выполнить практическую работу : « Сказочный (фантастический) пейзаж» в технике свободной росписи ( акварельная техника) по солевому грунту (7 часов).
Материал, инструменты : синтетический шелк, акриловые краски по ткани «Гамма», кисти разные, рамка для росписи
Краски с загустителем, солевая грунтовка ткани.
Размер: Картон 45Х65. Размер ткани 70Х50.
Цветной эскиз А4.
Вводное занятие (1 час). Свободная роспись с применением солевого раствора
Техники свободной росписи на ткани:
а) Свободная роспись по солевому раствору;
б) роспись “по сырому”;
в) роспись “сухая кисть”.
В одной работе можно совместить несколько техник свободной росписи.
Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Свободная роспись подобна акварельной живописи, с той разницей, что работа выполняется на ткани, натянутой на подрамник.
Свободная акварельная роспись - производится на основе солевых растворов или акварельных грунтов, которые наносятся на натянутую ткань, а потом расписываются красками. Соляная основа хороша тем, что не дает растекаться жидкой краске по ткани и позволяет работать свободными мазками.
Суть способа заключается в пропитке ткани солевым раствором (или раствором крахмала), который препятствует растеканию краски по ткани, позволяя делать роспись свободными мазками.
Натянутую на подрамник ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом .Роспись производят при помощи кистей различной величины(либо ватных тампонов ), более или менее пропитанных краской, благодаря чему можно выполнять сочные, насыщенные цветом или полутоновые мазки различного характера. Если рисунок требует мелких разработок - деталей, берут более мелкую кисть(либо тампон делают с тонким заостренным концом).
Приготовление солевого раствора: 2 столовые ложки на стакан воды. Разведите соль в горячей воде, в стеклянной или эмалированной посуде, все кристаллики соли должны раствориться.
Нанести на ткань предварительный рисунок мягким карандашом, если вы будете делать детализированную роспись. Загрунтовать натянутую ткань широкой кистью ( флейц) с обеих сторон, если был нанесен предварительный рисунок.
Если его нет, ткань можно смочить в растворе, а затем натянуть на раму, высушить, перенести рисунок.
Загустители ( позволяют работать по ткани без ограничителей) :
1.Желатин – 1 ч.ложка, 1 стакан воды. Желатин заливается водой до набухания кристаллов, затем нагревается на водяной бане до полного растворения, не кипятить.
В холодном виде подмешивается к краске на палитре. Хранить в холодильнике, портится.
2.Крахмал – 1 ч.ложка, холодная вода – 1 стакан. Воду довести до кипения, добавить крахмал, разведенный в небольшом количестве холодной воды. Крахмальная загустка варится на водяной бане, при непрерывном помешивании до получения однородной консистенции, остудить, процедить.
Добавляется в краски на палитре.
Густую загустку можно развести кипяченой водой, хорошо размешать.
Создание эффектов солью или мочевиной
Для работы потребуется разная по размеру соль - крупные кристаллы, средние и мелкие. Соль может заменить мочевина, она дает совершенно другой результат за более короткий промежуток времени. Эффект этой техники основан на свойстве соли поглощать влагу. Если вы положите кристаллы соли на только что прокрашенную ткань, то увидите, что соль начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты, то есть краску, в результате краска как бы вытравливается, становится светлее, в некоторых местах даже обесцвечивается, цвета смещаются , возникают причудливые контуры, абстрактные узоры. Результат всегда будет разный, все зависит от влажности ткани, состава красителей и концентрации состава соли. Эту технику лучше всего использовать, как дополнение к любой другой, а не как самостоятельную. Например, в солевой технике можно сделать фактуру кувшина в натюрморте и т.д. Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов, и от фактуры ткани. Предугадать конечный итог работы в этой технике практически невозможно, поэтому сколько раз вы примените эту технику, столько новых открытий сделать для себя.
Мелкая соль на влажном шелке, например, создаст изящную структуру рисунка, многочисленные, близко расположенные друг к другу относительно темные участки пигментных скоплений, крупная соль - узоры с четкими цветовыми смещениями. Действие соли можно чуть-чуть подкорректировать. Для этого на только что положенный крупные кристаллы соли нанесите по капельке воды - от большого количества воды получатся разводы. Форму узоров можно менять с помощью соли, если между кристаллами соли осторожно нанести по капельке краски разного цвета. Тогда проявятся цветовые смещения, зависящие от концентрации соли, типа ткани и способности красителей к растекаемости.
Мочевина дает аналогичный результат, но краситель почти полностью выедается этим химикатом. Если на каждую горошинку мочевины, положенную на только что покрытую красителями ткань, нанести осторожно капельку другого цвета, то через некоторое вы увидите сказочный результат., напоминающий вспышки фейерверка. Обработанные солью и мочевиной участки ткани сложно прокрасить заново. После высыхания ткани осторожно снимите кристаллы соли или мочевины.
Последовательность выполнения практической работы:
1.Выполнение цветного эскиза на А4(любые цветные материалы: акварель, гуашь,темпера, акварельные карандаши)
2.Увеличить эскиз и сделать картон росписи
3.Сделать загустку для росписи
4.Загрунтовать ткань, ткань перед этим должна быть подготовлена к росписи
6.Перенести рисунок на ткань
7.Прокладка больших цветовых пятен широкой кистью, перетекания из цвета в цвет, роспись можно дополнить эффектами солью или мочевиной, подсушить
8.Проработка росписи детальная более мелкими кистями
9.Снять с рамы, закрепить роспись проглаживанием утюгом
10.Через сутки работу аккуратно постирать, щадящая стирка в тёплой воде, просушить, погладить, оформить работу
Домашнее задание: приготовить загустители для росписи , сделать картон, подготовить ткань к росписи.