Рабочая программа по дополнительному образованию Человек. Земля. Космос.
Пояснительная записка
Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, поскольку затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире. Наметившаяся тенденция исключения астрономии как отдельного предмета, её интеграция в курс физики, повышенный интерес лицеистов к изучению астрономии предполагает изучение предмета в рамках дополнительного образования.
Особенностью программы является её практическая направленность. Основной упор делается на накоплении достаточного количества разнообразных наблюдений, на основе которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира. Работа объединения не только знакомит учащихся со звёздным небом, но и помогает им лучше понять происходящие явления, что даёт возможность, при желании, производить систематические научные наблюдения.
Цель программы:
формирование у учащихся первичных представлений о строении Вселенной, о тех небесных телах, которые её заполняют, о движении звёзд, планет и их спутников, о физических условиях на поверхностях и в атмосферах планет, о наземных и внеатмосферных, космических методах наблюдений небесных тел.
Познавательные задачи:
Прививать навыки исследовательской работы, ведения астрономических наблюдений.
Накопление достаточного количества разнообразных наблюдений, на основании которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира.
Научить пользоваться астрономическими приборами для ведения наблюдений.
Развивающие задачи:
Развивать положительную мотивацию к занятиям астрономией.
Развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной работы.
Научить, не только наблюдать, но и делать правильные выводы.
Воспитательные задачи:
Прививать любовь и интерес к изучению астрономии через занятия астрономического кружка.
Воспитывать умение работать группой и самостоятельно.
Направленность - естественнонаучная.
Формы работы, используемые при реализации программы:
В процессе реализации программы используются следующие формы работы с учащимися:
теоретические занятия кружка;
практические занятия: ведение астрономических наблюдений;
тематические экскурсии.
Ожидаемые результаты:
участие в научно-практических конференциях;
участие в творческих конкурсах;
занятость учащихся во второй половине дня, в каникулярное время;
открытые мероприятия, приуроченные к юбилейным датам.
Учебно-тематический план
№п/пПеречень разделов, тем Количество часов теоретических занятий Количество часов практических занятий Итого
1 Введение 4 4 8
2 Звёздное небо 16 8 24
3 Движение Луны 6 10 16
4 Солнце и его движение 12 12 24
5 Календарь 8 2 10
6 Планета Земля 10 4 14
7 Планеты Солнечной системы 10 12 22
8 Малые тела Солнечной системы 6 2 8
9 Солнце – типичная звезда 2 6 8
10 Солнечная система 6 4 10
144
Режим работы: четыре часа в неделю. Всего 144 часов.
Список используемой литературы:
Научно - методическая литература
Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Астрономические наблюдения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – 10-е изд., перераб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009.
Литература, адресованная учащимся, родителям:
Керрод Робин. Космическое пространство: иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС 21 век, 2001.
Космос. – Смоленск: Русич, 2001. (Школьная энциклопедия).
Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия / Ил. Н. Красновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Школьный астрономический календарь на 2011/2012 учебный год. Вып. 59 : учеб. пособие для учащихся 7 -11 кл. / авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С. Угольников. – М.: Дрофа, 2010.
Школьный астрономический календарь на 2012/2013 учебный год. Вып. 60 : учеб. пособие для учащихся 7 -11 кл. / авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С. Угольников. – М.: Дрофа, 2011.