Методические рекомендацииСовременные подходы и методы преподавания истории и обществознания в связи с реализацией ФГОС и переходом на новый историко- культурный формат».
Ботева Н.А. МОУ СОШУИП № 3
г. Лабытнанги , учитель истории и обществознания
«Современные подходы и методы преподавания истории и обществознания в связи с реализацией ФГОС и переходом на новый историко- культурный формат».
Основная задача образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Для формирования универсальных учебных действий эффективным является системно-деятельностный подход. Главная задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.
Функция учителя на уроке заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
При подготовке к уроку перед учителем возникает много вопросов:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?
Очень важно учителю на каждом этапе урока продумать систему упражнений. Предлагаю следующий конструктор урока: на этапе вызова- прием «Поясните цитату», «Слова- ассоциации», «Верите ли вы, что…», «З-Х-У»(знаю, хочу узнать, узнал). На этапе осмысления - прием «Тонкие и толстые вопросы», «Фишбоун», «Что? Где? Когда?». На этапе рефлексии- прием «Три вопроса по теме», «Мое мнение».
На примере урока истории России в 6 класса по теме «Расцвет Руси при Ярославе Мудром» как, с точки зрения системно - деятельностного подхода, можно сформировать универсальные учебные действия. На этапе вызова предлагается высказать почему Ярослав вошёл в историю - Мудрый? Учащиеся по словарю выясняют значение слова «мудрый» - основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный, высказывают предположения о «мудрой» политике Ярослава . Предлагается учащимся вспомнить политику первых киевских князей, для этого необходимо выполнить задание на подведение итогов деятельности князей. (Приложение №1). Возникает проблемная ситуация : почему именно Ярослав вошёл в историю как Мудрый?
На этапе осмысления составляем план, по которому решаем данную проблему: 1. Приход к власти? 2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. 3. Внешняя политика. 4. Вклад в развитие Древнерусского государства. На данном этапе урока организуется работа в группах, первая группа : выберите из текста (страницы 80 – 82) предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый». Вторая группа, работая с документом (Приложение № 2), делает вывод о внешней политике Ярослава Мудрого. Третья группа , работая с текстом учебника, делает вывод , о принятии «Русской Правды», о значении закона для регулировании общественного порядка. Четвертая группа, составляет рассказ о развитии культуры при Ярославе Мудром ( работа с иллюстрациями).
В результате деятельности четырех групп составляется кластер « Расцвет Руси при Ярославе Мудром». (Приложение № 3).
На последнем этапе урока можно предложить составить синквейн на тему «Ярослав Мудрый», можно использовать прием «Тонкие и толстые вопросы».
Таким образом, применение системно-деятельностного подхода в обучении отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.
Приложение № 1
Соотнесите первых киевских князей и итоги их деятельности?
В чем политика князей была «мудрой»?
Приложение № 2
«И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа».Приложение № 3.
________________ __________________
___________________ Ярослав Мудрый ___________________
Приложение № 4. 1 строка - Существительное (название темы)
2 строка - Два прилагательных (определение темы)
3 строка - Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка - Фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка - Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.
Список литературы:
1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
3.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
4.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
5. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. - М.: Школьные технологии, 1998. - № 4.
6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236