Контрольная работа на уровень сформированности УУД для учащихся 10 класса по теме Лексика и фразеология

Тестовая работа на уровень сформированности УУД для учащихся 10 класса
по теме: «Лексика и фразеология».

1.На анализ.
1.1.Найдите соответствие:
а) Фразеологизм 1) Образное определение
б) Анафора 2) Единоначатие
в) Эпитет 3)Устойчивое сочетание слов

1.2. Впишите пропущенные термины (определения, понятия):

Антонимы -., противоположные по значению.
- ...., но разные по лексическому значению.
Синонимы - ..
..

1.3.Какой из терминов лишний и почему?
Метафора, парцелляция, синекдоха, метонимия
_______________________________________________________________________________

1.4. Подчеркните диалектизм.
Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием. Казаки днем собирались на проулках и в куренях, спорили, толковали о колхозах, высказывали предположения.

2. Задания на синтез и обобщение.
2.1. Общим в написании корней слов: собирать, промокнуть, стелить – является
_______________________________________________________________________________

2.2. Отметьте словосочетание, соответствующее определению:
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.
а) скорбный лик;
б) отплясывать под чужую дудочку;
в) победно кричали об этом газетные заголовки.

2.3. Выберите правильный ответ.
1.десница;
2.вернисаж;
3.губернатор;
4.харизма.

3 Задания на сравнение:
3.1. Чем отличается метафора от сравнения?
1. ___________________________________________________
2.___________________________________________________
3.___________________________________________________

3.2. Что общего между метафорой, метонимией и синекдохой?
1) являются лексическими средствами выразительности;
2) являются тропами;
3) тропы, значение которых основано на переносном значении слова.

3.3. Что общего и чем отличаются слов а– глава и голова?
1)_____________________________________________________
2)_____________________________________________________
3)_____________________________________________________

4.Задания на причинно-следственные связи:
4.1. Продолжите ряд: большой, огромный, _________________ ,________________, колоссальный.
4.2.Расположите в логической последовательности.
Антонимы, парцелляция, метафора, эпитет, литота.
_______________________________________________________________________________________
4.3. Постройте схему из понятий.
Стилистически окрашенная лексика, лексика, заимствованные слова, диалектизмы, неологизмы, профессионализмы, жаргонизмы, устаревшие слова, стилистически нейтральная лексика.

5. Задания на умения делать выводы.
Лексика – совокупность слов того или иного языка. Словарный состав русского языка насчитывает несколько десятков тысяч слов. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, составляют его активный словарный запас. Следовательно, пассивный словарный запас человека – это________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.

6. Задания на уровень развития регулятивных УУД:
6.1.Составить план устного ответа на тему «Неологизмы в русском языке»?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. Определите из нескольких алгоритмов действий самый эффективный, свое мнение докажите:
Как найти обращение в предложении?
1) Найти слово, называющее того, к кому обращаются с речью;
2) Найти слово или сочетание слов (кроме местоимения), называющее того, к кому обращаются с речью, членом предложения не является;
3) Найти слово или сочетание слов (кроме местоимения), называющее того, к кому обращаются с речью;

6.3. Какое слово имеет значение «происшествие, недоразумение, столкновение»?
1)прецедент;
2)консенсус;
3)конфронтация;
4)инцидент.

7. Задания на уровень коммуникативных УУД.

7.1. Прочитайте текст, сформулируйте главную мысль, сделайте и объясните вывод.
“Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться; горная спина согнется; черная борода поседеет; кудрявая голова облысеет; прекрасное лицо покроется морщинами; глубокий взор потускнеет; но доброе сердце подобно солнцу и луне; и даже скорее солнцу , чем луне; ибо оно сияет ярким светом, никогда не изменяется и всегда следует верным путем» В.Шекспир.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15