Конспект урока географии в 7 классе на тему «Африка. Особенности географического положения и история исследования материка»
Урок географии в 7 классе на тему
«Африка. Особенности географического положения история исследования материка».
Планируемые результаты:
личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной исследовательской деятельности;метапредметные: формирование навыков обработки новой информации;
ознакомление с характерными чертами ФГП Африки; своеобразие природы, исследователей материка; умение охарактеризовать ГП материка по плану, рассказывать об основных этапах исследования материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, атласы, контурные карты, учебники.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока:
Организационная часть.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
- Ребята, сегодня мы начнем изучать следующий раздел курса «География материков и океанов», который называется «Материки». Попробуем вспомнить: (слайд 1)
БЕСЕДА:
Что называется материком?
Назовите основные материки Земли. Покажите их на карте.
Покажите на карте океаны и назовите их.
Как вы считаете, почему изучение курса «География материков и океанов» началось с океанов?
- А теперь посмотрите на слайд, на котором приведен план изучения материка. С помощью этого плана мы будем знакомиться с загадочными по-своему материками. (слайд 2).
План изучения материка:
Географическое положение материка.
Исследование материка.
Рельеф. Полезные ископаемые и закономерности их размещения.
Климат.
Воды суши.
Почвенно-растительный покров.
Природные зоны.
Природные ресурсы, природоохранные территории.
Население и хозяйство.
Главные государства.
Прием «Мозговой штурм»
- Сегодня на уроке мы уделим внимание первому пункту плана – это Географическое положение материка. Скажите, пожалуйста, почему изучение любого географического объекта целесообразно начинать изучать с ГП?
(слайд 3) Именно физико–географическое положение определяет природные условия материка.
- Итак, тема нашего урока – «Африка. Особенности географического положения и история исследования материка». Попробуйте сами определить цели нашего урока. (дети называют цели урока, потом мы их все объединяем в общую: (слайд 4) СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СОГЛАСНО ПЛАНУ И УСТАНОВИТЬ ЕГО ОСОБЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ИСТОРИЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИКА.
Первый материк, который мы будем изучать, - это материк тропических широт, куда не советовал попадать К.И. Чуковский: «Не ходите, дети, в Африку гулять!» Но дети не послушали и побежали в Африку. Мы тоже сегодня познакомимся с привлекательностью этого материка. Почему? Да видимо потому что на его просторах остались места, где не ступала нога человека. А в век, когда люди побывали практически везде, так хочется быть первопроходцем!
Мотивация учебной деятельности.
С каким словом у вас ассоциируется материк «Африка»? (когда дети будут называть ассоциации, я их записываю на доске в виде паутины).
1510665340360
Что вы знаете о ней?
- К сожалению, мы еще мало знаем об этом материке. На следующих уроках вы не только поймете это, но и расширите свои знания об Африке. И нашу паутину мы с вами продолжим заполнять.
- Африка… сколько загадочности в этом слове! Африка – это континент чрезвычайно разнообразных ландшафтов: пустынь, полупустынь, лесов, жарких саванн, горных вершин, покрытых снегом. Животный мир Африки – это живая коллекция тропической фауны. Африка – это сотни племен, ведущих интересный образ жизни.
- Вот такая она, Африка, необычная и загадочная.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие. Под палящим солнцем, проливным дождем, через болта и джунгли. Под горячими ветрами повторим маршрут Давида Ливингстона. А это ни много ни мало, 28 000 км, поэтому впечатлений будет много.
- А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему Африку назвали Африкой? Существует несколько версий происхождения этого названия. (слайд 4)
«Афор» (ФИНИКИЙСКИЙ) – «тот, который отделился.
«Фарака» (арабское) – «разделение».
«Афры», «авриги», «афарики» - название арабских племен Северной Африки.
«Афрос» (древнегреческое) – «пена».
«Африкус», «афри» (латинское) – «безморозная.
- Финикийцы употребляли термин «Афор», т.е. «отделённые», при характеристике городов, образовавшихся на северном побережье Африки, жители которых вели самостоятельной, отдельный от родной Финикии, образ жизни.
- Арабы словом «Фарака» называли земли Северной Африки, отделенные от Саудовской Аравии водами Красного море.
- Какая из версий кажется вам наиболее убедительной?
4. Изучение нового материала.
а) название «Африка» появилось во 2 веке до н.э.
б) площадь Африки – 30,3 млн. км 2.
в) работа с картой и планом характеристики ГП материка (форзац учебника 2) , особенности географического положения материка.
(Слайд 5) Определить особенности географического положения материка:
вытянут с севера на юг;
почти посередине пересекается экватором;
располагается в 4 полушариях;
береговая линия слабо изрезана;
немного островов;
взаимосвязь материка с другими материками: с материком Евразия Гибралтарским проливом, Суэцким каналом.
- В чем заключается особенность географического положения Африки?
- Найдите на физической карте Африки ту часть береговой линии, которая по своему очертанию напоминает огромный зуб? (полуостров Сомали)
- Посмотрите на карту, что напоминают очертания материка? (буква Р развернутая справа налево, или неуклюжий каменный топор). Многое о природе материка может рассказать и положения его крайних точек.
(слайд 6) Практическая работа. Определение географических координат крайних точек материка Африка.
Цель: закрепить умение определять географические координаты крайних точек материка и наносить их на контурную карту.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, контурная карта Африки, карандаши, линейки.
Ход работы:
Определение крайних точек Африки и их координат.
(класс работает парами по двум вариантам)
1-й вариант – определяет координаты северной и южной крайних точек Африки.
2-й вариант – западной и восточной крайних точек.
(все варианты детей проверяем на слайде)
(слайд 7)
Северная – мыс Рас - Энгела - 37ºс.ш.10ºв.д.
Южная – мыс Игольный - 35ºю.ш. 20 ºв.д.
Западная – мыс Альмади - 15ºс.ш. 17ºз.д.
Восточная – мыс Рас-Хафун - 10ºс.ш. 51ºв.д.
Задание: покажите на карте крайние точки материка.
Определите протяженность материка.
- Составьте рекламный проект о воображаемом путешествии вокруг материка. Нанесите на контурную карту объекты, которые будут встречаться в рекламном проекте.
5. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Игра «Верю – не верю».
Верите ли вы, что Африка – крупнейший по размерам материк Земли? (Не верю)
Она является самым большим обломком Гондваны. (Верю)
Она лежит во всех полушариях (верю)
Её омывают три океана (верю)
На севере его омывает Красное море (не верю).
Африку называют любимицей Солнца (верю).
Мозамбикский пролив самый длинный в мире (верю).
Африку открыл Васко да Гама.
Знаешь ли ты карту?
На столе у меня лежат перевернутые карточки с надписями географических названий к данной теме. Ученики показывают на физической карте указанные объекты.
6. Итог урока.
- Скажите, достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока? (повторить слайд 4)
РЕФЛЕКСИЯ.
- Вот и подошло к концу наше фантастическое путешествие. Страна Знаний раскрыла перед вами широкую дорогу. Вы работали с различными источниками знаний.
Чему вы научились во время путешествия?
Какие трудности возникли?
Что нравилось на уроке?
7. Домашнее задание. Поработайте параграф учебника. Составьте воображаемое путешествие вокруг Африки или кроссворд, используя изученную на уроке географическую номенклатуру.