Наблюдения за погодой осенью 1 — 4 классов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 63 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Картотека
игр, заданий и наблюдений
за природой (осень)
для детей 3, 4 классов с ОВЗ
Составила: воспитатель
Шарипкулова Дилара Рауфовна
Уфа 2015
СЕНТЯБРЬ
Карточка №1.
Наблюдение за погодой. Какое небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? ( ветреная, тихая) Холодно сегодня или тепло? Что надето на детях? Как можно сказать про такую погоду? (тепла, потому что одеты в кофточках, или прохладная, если они одеты в куртках).
Д/и «Поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него – итог идем по ветру».
П/игра: «Ловишки» – развитие бега, ловкости.
И/р по ФИЗО: бег с препятствиями.
Труд. поручения: убрать листья с веранды.
Карточка №2.
Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера, позавчера (другой день недели)? Во что мне одеты? Как можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная).
Игровые моменты: ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.
Примета: в сентябре и листья на деревьях не держаться.
П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: перепрыгнуть дорожку из листиков.
Труд. поручения: собрать букет из листьев.
Карточка №3.
Наблюдение за неживым объектом – рассматривание березы. Березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней листья? Каких листьев больше зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше на дереве или под ним?
Рисование березки на листе бумаги и в календаре.
Хоровод: «Во поле береза стояла».
П/игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, воображения.
И/р по ФИЗО: прыжки на двух ногах с передвинем вокруг березы.
Труд. поручения: собрать листья березы для гербария.
Карточка №4.
Наблюдение за погодой – на прогулке самостоятельно понаблюдать за погодой, и в конце рассказать о ней – сделать самодельную вертушку. Подвести детей к березе, еще раз полюбоваться ей, получше ее рассмотреть и в группе нарисовать ее для календаря.
Д/и: «Назови осенние месяцы».
П/игра: «Ловишка, бери ленту» – развитие бега, ловкости.
И/р по ФИЗО: перепрыгивание через дорожку из листьев.
Труд. поручения: собрать семена цветов.
Карточка №5.
Наблюдение за неживым объектом - обойти участок, рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть коров земли и отметить, что трава еще зеленая, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного). Вопросы: много ли на участке зелени цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-то домом? Для кого? Что есть кому-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?
П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.
Труд. поручения: собрать семена цветов.
ОКТЯБРЬ
Карточка №1.
Наблюдение за живым объектом – наблюдение за лягушкой. Какая лягушка по размеру? Какая у нее кожа? Что у нее на голове? Сколько у лягушек ног? Чем отличаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост? Какие особенности тела помогают ей плавать в воде? Зачем у нее перепонки на пальцах? Почему у нее выпуклые глаза и расположены они вверху головы?
П/игра: «Классики» - учить детей прыгать через скакалку, «Бездомный заяц» - упражнение в беге, ловкости, смелости.
И/р по ФИЗО: прыжки в виде лягушки.
Труд. поручения: привести в порядок песочницу.
Карточка №2.
Наблюдение за неживым объектом – рассматривание на клумбе цветов. Как называются эти цветы? Что есть у цветовых растений? Что нужно для того, чтобы красивые были цветы? Учить детей делать простейшие выводы – осенью всегда красивые клумбы, цветочные грядки, разноцветные цветы.
Пословица: от осени к небу – поворота с лету.
П/игра: «Прыгалки» - учить детей прыгать через скакалку, «Забей гол» - развитие глазомера, ловкости, «Палочка - выручалочка» - упражнение в беге, ловкости, смелости. И/р по ФИЗО: пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).
Труд. поручения: привести в порядок веранду.
Карточка №3.
Наблюдение за природой – наблюдение за листопадом. Что такое листопад? На что похоже это явление? Когда листья? Почему? Почему листья падают во все стороны?
Д/и: «Назови осенние явления природы» - листопад, дождь, ветер, холод.
П/игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, красоты движений.
И/р по ФИЗО: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Труд. поручения: покормить животных.
Карточка №4.
Наблюдение за неживым объектом – в сентябре одна ягода, да и та рябина горькая. Что это за кустарник? Как он называется? Что из этой ягоды делают взрослые? Чем она полезна?
Д/и: «Угадай, какие это ягоды?» - учить детей узнавать и называть ягоды.
П/игра: «Бросить и поймать» - учить детей бросать и ловить мяч.
И/р по ФИЗО: отбивание мячи от земли.
Труд. поручения: убрать сухую траву граблями
Карточка №5.
Наблюдение за погодой – наблюдение за дождем. Что это? Какой дождь? Как он идет? Какая сегодня погода?
Д/и: «Что изменилось» - дать картинки по времени года «Осень» найти на них изменения.
П/игра: «Ловля обезьян» - учить детей показывать движения и угадывать их.
И/р по ФИЗО: упражнение на равновесие, учить ходить по ограниченной поверхности.
Труд. поручения: убрать большой мусор с участка.
НОЯБРЬ
Карточка №1.
Наблюдение за погодой. Знакомство с октябрем. Октябрь – предзимье, первый суровей месяц осени. Октябрь месяц близкой пороши. В октябре на одном часу и дождь и снег. Кажется, вчера осень справляла новоселье, привечала за скатертями – самобранками, а сегодня оглянись вокруг – мягко стелет, да жестко спать. Разбойный ветер кусты за вихри дерет. В лесу гул, стон. Достиг своего ветер, косо зачертил мелкий снег. Таков октябрь: когда чем кроет – когда листком, когда снежком. А вот имена который дал русскому народу октябрь: листобой, грязник, ветродуй, и еще хлебник.
Д/и «Назови осенние месяцы» - учить детей по приметам называть осенние месяцы.
П/игра: «У кого мяч» – передача мяча за спиной, развитие мышц кисти рук и пальцев.
И/р по ФИЗО: запрыгнуть в круг и выпрыгнуть из круга, выложенного из листьев.
Труд. поручения: собрать разлетевшиеся от ветра листья.
Карточка №2.
Наблюдение за живым объектом. Объяснить детям, что в октябре меняет цвет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний, голубовато-серый. Барсук чистит нору, потом натаскивает внутрь свежих, сухих листьев, и утеплившись залегает на зимнюю спячку. И еже можно увидеть на поляне - наколов иголки листьев, он тоже несет их к себе в нору, готовит там мягкий и теплый матрац на зиму.
Д/и «Назови животных, которые готовятся осенью к зимней спячке»
П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: прыжки с пенечков.
Труд. поручения: собрать крупный мусор.
Карточка №3.
Наблюдение за живым объектом – рассказать детям о рыбах, которые живут в реке Тобол (щука, окунь, чебак, ерш, судак). Показать детям картинки, указать, что поздней осенью рыбы тоже готовятся к спячке: зарываются в ил, но в иле нужно дышать, а для этого ранней осенью нужно долбить лунки, чтобы рыбы дышали. Познакомить детей с тем, какую пользу приносит рыба и вред (хищная щука).
Д/и: «Каких рыб вы еще знаете» - по картинкам
П/игра: «Караси и щука» - развивать бег, ловкость.
И/р по ФИЗО: упражнение на равновесие, учить ходить по ограниченной поверхности.
Труд. поручения: навести порядок на веранде.
Карточка №4.
Наблюдение за живым объектом – наблюдение птицами. Показать детям как птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Рассказать о том, что к нам с наступлением холодов прилетают зимующие птицы, люди для них готовят птичьи столовые. Сало соленое и семечки для мышки, веточкам рябины для снегирей, зернышки и хлебные крошки для воробья, сороки, вороны.
Д/и: «Назови на картинки птиц» - узнавать, называть, описывать какую пользу приносят и чем питаются птицы.
П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, ловкость. Смелость, хитрость.
И/р по ФИЗО: ходьба гуськом, прыжки на двух ногах.
Труд. поручения: дать метлы и подмести участок от листьев.
Карточка №5.
Наблюдение за неживым объектом. Наблюдения за растениями. Вспомнить правила бережного отношения к растениям:
а) не ломать и не рубить деревья и кустарники.
б) не рвать дикорастущие растения, а то они исчезнут.
в) беречь ягодные и грибные угодья, плодовые деревья и кустарники.
г) строго соблюдайте сроки сбора диких плодовых, ягод, лекарственных растений.
д) строго соблюдайте правила пожарной безопасности в лесах.
Д/и «Рассказать о том, что изображено на картинке»
П/игра: «Палочка - выручалочка» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: ходьба по кривой дорожке.
Труд. поручения: собрать крупный мусор с участка.
Карточка №6.
Наблюдение за живым объектом – наблюдение птицами. Продолжать рассказывать о птицах: одни покидают родные места днем, другие ночью; одни летят по одиночке, другие стаями. По одиночке скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зырянки, чуть позже полетели хищники, коршуны, ястребы, соколы. Но большинство птиц улетает стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы – в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камнем.
Д/и: «Назови птиц перелетных» - по картинкам
П/игра: «Мяч водящему» - развивать ловкость, смелость, метание, ловлю.
И/р по ФИЗО: ходьба гуськом, прыжки на двух ногах.
Труд. поручения: дать метлы и подмести участок от листьев.