Урок Типы химических реакций на примере свойств воды



Тема: Типы химических реакций на примере свойств воды
Цель урока:
Обобщить знания о типах химических реакций на примере свойств воды.
Обратить внимание учащихся на уникальность воды.
Познакомить с понятиями «анализ и синтез как способы познания», «гидролиз», «электролиз».
Тип урока урок повторения
Образовательные аспекты урока
создать условия для формирования у учащихся знаний о химических свойствах воды
содействовать развитию представлений учащихся о типах химических реакций, умения применять знания полученные ранее
способствовать воспитанию интереса к процессу познания нового, расширению кругозора школьников и пополнению словарного запаса, экологическому воспитанию школьников
Оборудование: презентация к уроку

Ход урока
І. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

Урок начинается с показа слайда 1, слышен крик чаек, потом появлются титры – слова А.С.Экзепери (зачитываем)
- О чем сегодня пойдет речь? Правильно о воде. (Сл.2)
- что означает формула воды?
- что означает число 18? Что это за величина?
- как найти число 18?
Вода самое удивительное вещество на нашей планете. Это единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном.(сл.3,4,5,6)
( сл7) вода занимает большую часть нашей планеты.
( сл.8) Где встречается вода в природе? 3/4 занимает мировой океан, 20% суши – ледники, рассеяна в атмосфере в облаках в виде пара. А вы знаете сколько пресной воды на земле? Если представить всю воду на планете в виде трехлитровой банки воды, то одна капля из этой банки приходится на пресную воду.
Наша родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды.
Сообщение учащегося. На территории России сосредоточена 1/5 часть ее мировых ресурсов. Речной сток составляет 4270 км3 (10% мирового речного стока). Засушливые или полузасушливые регионы мира (а это 40% суши) имеют только 2% мировых запасов пресной воды. За источники чистой воды в некоторых странах Азии и Африки идут настоящие войны. К 2025 году нехватку воды будут испытывать 2/3 населения планеты.
И хотя в России, кроме рек, 26 км3 пресных вод сосредоточено в озерах и существует 2000 водохранилищ, проблема загрязнения водоемов и нехватки питьевой воды является очень актуальной.
(Сл.9) каковы же физические свойства воды?

Но описывать воду можно, как и любое другое вещество, только имея чистый образец. Природная вода таковой не является.

(Сл.10). основными загрязнителями воды являются: текст слайда.

Поэтому воду необходимо очищать.
(Сл.11). очистка воды. Отвечают учащиеся.


(Сл.12) стих-е о воде.
- у меня к вам два вопроса.(сл.13)
- какая вода называется дистиллированной?
- чем отличается природная вода от дистиллированной? Правильно, природная вода никогда не является химически чистым соединением, формула которого Н2О. (Сл.14)

Запишите в тетрадях число и тему урока (Сл.14)

ІІ. Изучение нового материала.

На примере химических свойств воды, этого важнейшего из веществ на нашей планете, повторим основные типы химических реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. (сл.15)

- какие типы химических реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции мы уже с вами изучили? (сл.16)

Реакции соединения, разложения.
Д. видеоопыт – взрыв смеси водорода с кислородом.
В ходе данного опыта произошла реакция синтеза воды из простых веществ. Запишите уравнение реакции в тетради, а теперь прочитайте его.. (сл.17)
Противоположной реакцией – анализом воды выявили из каких атомов состоит вода. Для этого необходима установка для электролиза воды.
Д. электролиз воды. Как мы запишем уравнение реакции?
Реакции синтеза воды по типу относится к реакциям соединения
Реакции анализа – к . разложения
Растения разлагают воду на водород и кислород в процессе фотосинтеза, суть которого вы изучаете на уроках биологии, а из водорода и углекислого газа образуется органическое соединение глюкоза. Совокупность всех этих процессов и называют фотосинтезом. уравнение этого процесса запишите. (сл.18).
Реакции соединения мы рассматривали на свойстве воды соединяться с оксидами металлов и неметаллов с образованием соответственно щелочей и растворимых кислот. Проведем лабораторный опыт. (гашение извести). Кусочки извести начнут разогреваться и превратятся в пушистые хлопья или порошок нового вещества – гидроксида кальция.
Запишем уравнение реакции: какие вещества вступают в реакцию?
Какое вещество образуется? (сл.19)
СаО + Н2О
- нужно ли уравнивать?
- какой тип реакции?

Образуют щелочи при взаимодействии с водой все оксиды металлов 1 группы ПС, поэтому эти элементы называют щелочными металлами, а оксиды элементов 2 группы ПС – Са, Sr, Ba, которые называли раньше землями, тоже образуют щелочи – поэтому их называют щелочноземельными.
(сл.20) а вот оксиды неметаллов взаимодействуют с водой образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.
Дописать уравнение реакции с рассуждениями

N2O3 + Н2О
N2O5 + Н2О
Но
SiO2 + Н2О
FeO + Н2О

Почему я написала «но»? правильно кремниевая кислота и гидроксид железа (ІІ) нерастворимые соединения, поэтому данные реакции не идут. оксиды с водой реагируют только тогда, когда образуются растворимые вещества – гидроксиды.
(сл.21) определение гидроксидов.
Реакции замещения.
Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щелочи не только с помощью своих оксидов, но и при взаимодействии металлов с водой.
Д. видеоопыт калия с водой. Записываем уравнение реакции.(сл.22)
Уравниваем, объясняя.
Тип реакции?
Реакции обмена
Если вы обратите внимание на уже знакомую таблицу растворимости, то заметите в некоторых клеточках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данные вещества в водной среде разлагаются или гидролизуются.
(сл.23) гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению. Гидролиз разделяют обратимый (с ним мы будем знакомиться в старших классах) и необратимый. Например необратимо гидролизуется сульфид алюминия или карбид кальция.
Д. видеоопыт карбид кальция с водой. Записываем уравнение реакции.(сл.24
Уравниваем, объясняя.
Тип реакции?
Следовательно, вода – не только самое важное вещество на Земле, но это и многоликое соединение, обладающее разнообразными химическими свойствами.
ІІІ. Физминутка (сл.25) следите глазами за движущимися элементами, а когда они пропадают, моргайте
ІV. Закрепление.

Часть ребят выполняет тестовые задания на компьютерах (с проверкой).
Вторая часть выполняет работу по карточкам с взамопроверкой с соседом по парте.
Третья часть выполняет задание виртуально.( на презентации)
6 вопросов. Без ошибок – 5
1,2 ошибки - 4
3 правильных ответа - 3
Меньше 3 пр.ответов – не справились с работой.
Поднимите руки те, кто получил 5, 4, 3. Кто не справился с работой?
V. Домашнее задание §33, упр.1,3 (сл.30)
VІ. Подведение итогов.
1. в какие реакции может вступать вода? (сл, 31 )
2. какие типы реакций при этом будут происходить? (сл. 31 )
3. какие же меры по охране вод применяются в нашей стране? (сл. )

А закончить я хочу наш урок Сен-Экзюпери:

«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»
Урок окончен.










15