Исследовательский проект на тему Интернет зависимость-глобальная проблема современного общества
IX научно – практическая конференция школьников Доволенского района
ПРОЕКТ
«Интернет-зависимость- глобальная проблема современного общества»»
Проектную работу выполнили:
ученицы 8 «а» класса МКОУ ДСОШ №1
Буянова Мария и Малашенко Валерия
Научный руководитель: учитель немецкого языка
Начёвная Н.Ф.
Довольное 2016 г.
Содержание
Введение : 3-4
ГЛАВА 1. «Что такое интернет-зависимость» : 5-7
ГЛАВА 2. «Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков»: 8-12
Заключение: 13
Список использованной литературы: 14
Введение
Актуальность темы:
Мы выбрали эту тему, потому что эта проблема сейчас актуальна среди подростков. Любые виды зависимости у детей появляются очень быстро, в том числе — зависимость от телевидения, Интернета и компьютерных игр. Все мы в своей жизни от чего-то или от кого-то зависим, поскольку живем в обществе себе подобных и ежедневно поддерживаем свою жизнедеятельность всякими «внешними» продуктами, эмоциями, смыслами. Чем же нормальное обеспечение себя всякими нужными и полезными вещами — такими, как отношения с людьми, еда, питье, Интернет, — отличается от патологии зависимости? В своей работе мы попытаемся найти ответы на поставленные вопросы.
Безопасен ли компьютер для здоровья людей? В наше время очень сложно представить свою жизнь без компьютера. Компьютеры применяются везде, где только возможно: на предприятиях, в сфере обслуживания и дома. Так ли безопасен компьютер для здоровья человека?
Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности?
В своей работе мы попытались определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на проведенных социологических исследованиях. Наблюдая за обучающимися нашей школы во время отдыха на переменах, мы заметили, что добрая их половина проводит время, уткнувшись в дисплей смартфонов и прочих гаджетов, совершенно забыв о вербальных и невербальных способах общения. В связи с этим стала актуальной проблема существования зависимости от интернета и других мобильных средств связи у обучающихся нашей школы. Гипотеза исследования:
Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности школьника: появляется чувство злости, напряженности или депрессивное состояние, склонность спорить и врать, общее снижение результативности и усталость.
Таким образом, целью нашей работы является:Определение наличия проблемы интернет-зависимости среди обучающихся нашей школы.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:1. Ознакомить обучающихся нашей школы с проблемой современного общества - интернет-зависимости.
2. Провести социологическое исследование интернет-зависимости у обучающихся нашей школы.
3. Предложить варианты решения данной проблемы.
ГЛАВА 1. «Что такое интернет-зависимость»
Об интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет-зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.
Первыми признаками интернет-зависимости являются многочасовые ”общения” в чатах, ICQ, форумах, ”Одноклассниках” и ”Контактах”, азартные онлайн-игры и бесконечное ”изучение” всевозможных ”познавательных” интернет-сайтов.По оценкам специалистов, интернет-зависимостью страдают приблизительно 5-10% пользователей глобальной сети. Учитывая, что возраст подавляющего большинства пользователей составляет 10 – 35 лет, проблема интернет-зависимости становится в один ряд с другими социальными проблемами молодежи.
.
Все мы в своей жизни от чего-то или от кого-то зависим. Поскольку живем в обществе себе подобных и ежедневно поддерживаем свою жизнедеятельность всякими «внешними» продуктами, эмоциями, смыслами. Чем же нормальное обеспечение себя всякими нужными и полезными вещами — такими, как отношения с людьми, еда, питье, Интернет, — отличается от патологии зависимости?
В своей работе я попытаюсь найти ответы на поставленные вопросы.
Что такое интернет-зависимость?
Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции.
Слово «зависимость» означает — навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость — аддикция, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества; психологическая зависимость.
Интернет-зависимость — психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.
Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
Навязчивое желание проверить e-mail.
Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.
Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Но вот вопрос: чем отличается общение вживую от общения по Интернету? Нет ничего плохого в том, что человек знакомится в Сети, подбирая новых друзей по общим интересам. Точно так же нельзя назвать зависимым человека, сидящего за монитором с приятелем или девушкой, с которыми приятно проводит время и вне компьютера. Даже не каждый геймер, вопреки распространенному мнению, зависим. Если подросток режется в игрушки с друзьями, а потом идет играть с ними же в баскетбол – это вполне здоровый человек. Так что в основе интернет-зависимости почти всегда лежит одиночество, отсутствие других вариантов времяпрепровождения.
Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% зависимых приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% -в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.
Согласно результатам исследований психологов, чаще всего интернет-зависимые проводят время в чатах, форумах и дневниках (37%), режутся в он-лайн игры (28%), участвуют в телеконференциях (15%), проверяют почту (13%). И совсем небольшой процент людей пользуется Сетью по прямому назначению – для выуживания необходимых справок и новостей.
Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.
Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Причем безнаказанно. Это своего рода фантастический плацдарм для любых самых смелых романтических приключений, полетов воображения и виртуальной любви и дружбы.
ГЛАВА 2. «Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков»
Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков
На физическое здоровье — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. На психическое — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.
При работе на компьютере человек длительное время находиться без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.
Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжы, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.
Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.
Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.
Молодой растущий организм особенно сильно подвержен негативному воздействию зрительных, а также нервно-эмоциональных нагрузок. Именно поэтому длительное сиденье за компьютером ведет не только к чрезмерному переутомлению детского организма, но в будущем может спровоцировать серьезные заболевания. Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, - это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.
Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.
Когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.
Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. (Кстати, многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми). Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.
Сюда относятся:
проблемы провокации эпилептических приступов;
проблемы, связанные с электромагнитным излучением;
проблемы зрения;
проблемы, связанные с мышцами и суставами.
В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.
Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого.
Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.
Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.
Социологический опрос.
Среди учащихся 5-9 классов был проведен опрос с целью определения зависимости учеников нашей школы от интернета по следующим вопросам:
Сколько времени в день Вы тратите на посещения сайтов интернета?
До 2ч.
От 2 ч. До 4 ч.
Более 4 ч.
С какой целью Вы находитесь на сайте?
Общения
Знакомства
Игры
Поиска информации
Свой вариант
Как долго Вы можете не заходить на сайт?
Не более 1 дня
От 2 дней до 7 дней
Более 7 дней
Считаете ли Вы себя зависимым от сайта?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
В итоге проведенных исследований были получены следующие результаты : слайд № 17,№18,№19, №20
В результате данного исследования мы получили следующие результаты:
На первый вопрос, «Как много вы проводите времени в интернете?», результаты оказались таковыми:
Большинство учащихся 5-ого класса ответили, что проводят в Сети до 2-х часов (70%, 14 голосов), что является нормой. В 8-х же классах подавляющее большинство учеников (56%, 12 голосов) «зависают» в интернете от 2-х до 4-х часов.
Стоит так же учесть тот факт, что второе место по популярности этого же вопроса в 8-х классах занял ответ о нахождении в Сети более 4-х часов (35%, 8 голосов), что превышает показатель. И напротив, в 5-ых классов был замечен такой вариант, как «не сижу в интернете» (5%, 2 голоса).
Насчёт второго вопроса стоит просто отметить, что большинство учащихся, как и 5-х, так и 8-х классов, предпочитает нахождение в Сети ради общения (51%, 16 голосов в 5-х классах и 37%, 18 голосов в 8-х классах).
Однако, та же част был ответ с выбором такого варианта использования интернета, как поиск информации – 24%, 7 голосов в категории пятых классов и 29%, 14 голосов в восьмых классах.
В третьем вопросе мы пытались выяснить, как долго могут наши учащиеся прожить без связи с глобальной сетью. Результаты оказались весьма интересными.
Несколько часов без интернета могут провести 3 человека из каждого класса.
Далее между классами пошли расхождения.
Первым вариантом мы предложили учащимся ответ «Несколько часов». Этот вариант ответа был непопулярен в обоих возрастных категориях – 3 человека в 5-х классах (15%) и столько же в 8-х классах (14%).
Не более одного дня среди 5-х классов могут провести 5 человек, 25%. Среди учащихся 8-х классов данный вариант выбрало меньшинство, всего лишь 4 человека, 18%.
От 2-х дней и до недели без связи с Сетью могут провести 35%, это 7 человек среди учеников 5-х классов и столько же человек в 8- х классах, но там уже 32%.
Более 7-и дней в Сеть могут заходить 25% - 5 голосов – в пятых классах. В восьмых классах этот показатель выше – 8 человек ,36%.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащимся среди пятых классов есть потребность заходить в Сеть чаще, но на небольшой промежуток времени, нежели ученикам более старшей возрастной группы – 8-м классам, которые проводят больше часов, находясь в интернете, но могут при этом заходить в него реже.
Последним нашим вопросом было «Считаете ли вы себя интернет - зависимым?»
Тут уже почти единогласно все ответили, что таковыми себя не считают (78%, 16 человек среди 5-х классов и 66%, 14 голосов в 8-х классах), однако, мы уже с вами убедились, что тут всё не так уж и просто.
Из учеников пятых классов признали себя зависимыми от интернета лишь 2 человека, 9%. В восьмых класса этот показатель равен 20%, 4 человека.
Не смогли ответить на этот вопрос 6 человек из обеих категорий, 3 человека из 5-х классов (13%) и столько же из 8-х классов (14%).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство учащихся всё же являются интернет – зависимыми, хоть и не признают это.
Заключение
Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.
Задача взрослых — показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
В заключении можно сказать, что в лечении Интернет-зависимости главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.
Мы считаем, что в нашей исследовательской работе мы решили поставленные задачи:
1.Ознакомили учащихся нашей школы с проблемой современного общества, интернет-зависимости.
2.Провели социальное исследование интернет-зависимости учеников нашей школы.
3.Предложили варианты решения данной проблемы
Список использованной литературы
http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.htmlhttp://www.psypodderjka.ru/content/view/84/https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-зависимостьhttp://www.aif.ru/health/psychologic/1096601http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/prakticheskaya-psikhologiya/kak-izbavitsya-ot-internet-zavisimosti-simhttp://medportal.ru/budzdorova/advice/1477/http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/http://www.km.ru/zdorove/2013/09/06/720026-internet-zavisimost-diagnoz-ili-izbalovannosthttps://www.pemptousia.ru/2013/07/интернет-зависимость-подростков-ста/http://media-ecology.blogspot.ru/2011/04/9.html