ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Интернет зависимость проблема современного общества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добросельская основная общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области
ПРОЕКТ
Моя инициатива в образовании
«Интернет зависимость проблема современного общества»
Подготовил
учитель информатики и ИКТ
Нестеренко В. В.
2016
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА
Обоснование необходимости проекта
Цели и задачи проекта
Участники проекта
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Рабочий план реализации проекта
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочны результаты проекта
Оценка эффективности проекта
Дальнейшее развитие проекта
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Актуальность проблемы. Компьютер прочно обосновался в жизни любого человека, проник во все сферы жизнедеятельности, стал советчиком, помощником и кому-то даже другом и кругом общения. Социальные сети с одной стороны помогают решить вопросы общения, в век постоянной загруженности и нехватки времени, и строят мосты не только через пространство, но и через время соединяя и объединяя друзей, коллег, семьи единомышленников, бывших одноклассников, сохраняя те самые года и волнительные моменты молодости, находя друзей по увлечениям и интересам, коллег и т.д. Но с другой стороны человек вырывается из реального социума, от живого человеческого общения в искусственный виртуальный мир, где властвуют фантазии, а реальные друзья заменяются сетевыми суррогатами.
Компьютеры проникли везде и наши дети, с их неокрепшей психикой и неокрепшим сознанием, не просто оказались втянутыми в сложные вопросы реального и виртуального, но оказались на переднем крае борьбы традиционного с инновационным. Наши дети во многом отличаются от нас. Они изучают работу с гаджетами раньше, чем овладевают грамотой и устным счетом. Иногда складывается впечатление, что современные дети уже рождаются с компьютерными чипами настолько быстро и естественно они интегрируют компьютерные технологии в свою жизнь. После тяжелого учебного дня редкий ученик сразу бросается делать домашнее задание или готовиться к контрольным работам, лечь отдохнуть или почитать книгу. Ребенок приходя домой стремится к компьютеру – поиграть, зайти в сеть пообщаться и т.д. большинство современных школьников ассоциирует свое свободное время, а, чаще, и несвободное, а просто все время, с компьютером и компьютерными технологиями в том или ином представлении – компьютер, планшет, смартфон.
Темпы распространения компьютерных технологий значительно опережают темпы изучения их влияния на различные аспекты нашей жизни и тем более жизни наших детей. Поэтому вопрос насколько данные технологии полезны или вредны должен рассматриваться и рассматривается с различных точек зрения от санитарно-гигиенической до психолого-педагогической, от медицинской до социальной, от правовой до социокультурной.
Данная проблема настолько сложна, многоаспектна и многогранна, настолько неоднозначна, что ее нельзя рассматривать только с двух сторон: хорошо или плохо. На самом деле компьютерные технологии и их компонента – интернет технологии охватывают практически все возрастные и социальные слои общества, все глубже и активнее внедряются в нашу жизнь, охватывают все ее сферы. И проблемы которые поднимаются при наложении новых технологий на социальные сферы далеко не однозначны.
Дети общаются в социальных сетях – это хорошо или плохо? Конечно плохо, а если благодаря этому ребенок раскрывает свой потенциал, расширяет внутренний мир? Дети играют в компьютерные игры – это плохо? А если при этом ребенок развивает такие качества ума, как гибкость, умение принимать решение, ответственность, командный дух? Ребенок уходит в просторы интернета, занимается научно поисковой деятельностью – конечно хорошо. А если при этом он попадает на сайты с недетским содержанием и окунается во все те моря грязи, которыми сегодня забит интернет? В случае компьютерных и интернет технологий нет общего однозначного решения, все очень сложно и индивидуально и то, что при умеренном употреблении определенными врачом дозами является лекарством – при передозировке и неумном неумеренном использовании превращается в страшный яд, от которого нельзя (или очень сложно) излечиться.
Примером такого неумного использования компьютерных технологий является интернет зависимость.
В Википедии интернет зависимость определяется как навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям (DSM-V и МКБ-10).
Выделяют следующие основные симптомы этого расстройства чрезмерное использование Интернета:
вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
Итак, к особенностям Интернет - зависимости в старшем школьном возрасте мы относим:
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится учеба. Однако Интернет-зависимость как вид деятельности преобладает над остальными, вытесняя в том числе и учебную.
Интернет-зависимость отличается повышенной степенью сосредоточенности школьника на виртуальном мире: интерес к остальным направлениям деятельности начинает теряться. Но окончательный выбор: или Интернет или учеба, семья, спорт, отдых - еще не сделан по причине возраста.
Интернет-зависимость постепенно приводит к ослаблению внутрисемейных отношений, эмоциональной связи ребенка с родителями.
Проблема – длительное и постоянное использование учениками сети интернет может стать причиной интернет зависимости.
Анализ ситуации.
Проведенные исследования среди школьников МБОУ «Добросельская ООШ», выявили проблему зависимости обучающихся при использовании интернет.
Для исследования проблемы был определен уровень интернет зависимости школьников через проведение опроса, в котором приняло участие 35 школьников. Особое внимание в исследовании уделялось выпускникам, которые используют интернет при подготовке к ГИА по различным предметам. При исследовании было спрогнозировано наиболее высокий уровень использования поисковых интернет систем и количество проводимого в сети времени у учеников выпускных классов. Использование интернет этой возрастной группой школьников должно быть больше по определению.
Причиной подобного предположения сталь анализ интернет-ресурсов.
При анализе поисковых систем на запрос подготовка к ГИА:
- браузер Googleнашел 986000 ответов
- браузер Яндекс нашел более 20млн. ответов
Как видно и в первом, а особенно во втором случае количество информации просто катастрофически велико.
Представьте себе школьника, который хочет получить хорошие оценки и планирует свое будущее в качестве студента, да еще и престижного ВУЗа. Задача выпускника найти тот самый ресурс, который позволит при минимальных затратах труда получить максимальный уровень подготовленности к сдаче экзамена.
И вот на этом этапе, целиком позитивная задача получения необходимых знаний, для повышения качества знаний и образованности школьника в целом, превращается в один из клонов интернет зависимости.
Неподготовленный школьник начинает так, называемый веб-серфинг - парение на волнах интернета. Суть интернет-серфинга заключается в посещении большого количества гиперссылок, которые предлагаются браузером, но при этом, посещение имеет не глубокое изучение содержимого веб-страницы, а скользящий, поверхностный характер. Веб-серфер буквально залетает на веб-ресурс, бегло оглядывает его, возвращается и продолжает свое парение над знаниями, которые находятся внутри сайта и требуют изучения и кропотливой работы.
По определению, цель описанного ученического веб-серфинга по ознакомлению с интернет ресурсами, помогающими в подготовке к ГИА самая благая - найти «идеальное» учебное средство, которое позволит при минимальных затратах получить невообразимо высокие знания. Но при внимательном рассмотрении поставленная цель недостижима и эфемерна. В ограниченных временных и веб-пространственных количествах веб-серфинг бесспорно полезен – он позволяет проанализировать сайты, ресурсы и выбрать наиболее оптимальный, причем для каждого школьника – это может быть индивидуально, субъективно свой ресурс. Но на этом серфинг заканчивается. Бесспорно, все интернет-ресурсы, которые используются в данном конкретном случае различаются как по способу представлению материалов, по качеству, по методическим составляющим, но их количество можно условно ограничить, грубо говоря, одной сотней, в которой можно найти все интересующее пользователя. Грамотный пользователь интернета радуется не большому количеству найденных результатов, а напротив, маленькому. Основная задача пользователя поисковой системы настолько грамотно составить запрос, чтобы сузить круг поиска. При интернет зависимости школьник не может ограничится найденным ресурсами (лучше одним ресурсом), а продолжает, как бы искать, хотя на данном этапе средство превращается в цель. Выпускник ищет не для того, что бы найти и учиться, а для того, чтобы продолжить искать. В этом случае, если просмотрены все результаты, то составляется новый поисковый запрос и действие продолжается.
Таким образом школьник может быть втянут в процесс приобретения интернет-зависимости. Следует отметить, что данный пример является очень небольшой частью всего комплекса проблемы – это и социальные сети с постоянным присутствием и сетевые игры, чаты, форумы, мессенженры и т.д. как уже писалось выше проблема глубока и многогранна.
Гипотеза проекта– подготовка школьников к правильному использованию интернет в своей деятельности, воспитание культуры интернет использования, выработка интернет этики и эстетики, интернет морали (но не интернет запретов - в этом возрасте запреты манят), что, в совокупности, позволит современному школьнику избежать интернет-зависимости.
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
Воспитание у старших школьников интернет этики и правил интернет общения, путем прививания интернет культуры и культуры сетевого общения, общения в социальных сетях, профессиональных и специализированных форумах и сообществах.
Задачи проекта:
Психолого-педагогическая подготовка школьника к неприятию мусорного содержимого сети, формирование внутренних мотивов неприятия противоправной и низкоморальной информации сети, привитие интернет эстетики;
Разработать рекомендации для школьников по интернет общению и интернет поведению на основе общечеловеческой морали и вопросов личной безопасности.
Подготовить старшеклассников к безопасному и культурному восприятию сети интернет
Сформировать здоровую потребность в приобретении знаний, социальной адаптации старшеклассника в интернет среде.
Минимизировать риски интернет зависимости за счет приобретения знаний, поисковых умений и навыков, здоровых потребностей.
Участники проекта
Школьники МБОУ «Добросельская ООШ».
К участию в проекте приобщаются все школьники с 6 по 9 класс, приоритетам являлись учащиеся 9 классов.
Для участия в проекте допускаются друзья школьников школьного возраста из социальных сетей.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы и сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 1учебный год - 2016-2017 гг., включает в себя следующие этапы:
Этап Название этапа Сроки
I Подготовительный 2016 уч. год
II Практическая реализация проекта 2016-2017 уч. год
III Заключительный 2017 уч. год
IV Защита проекта 2017 год
Ресурсы проекта
1. Обучающиеся МБОУ их интернет- друзья.
2. Сеть интернет, компьютерный класс с подключением к сети, доступ к поисковым ресурсам, социальным сетям, форумам по школьной информатике, интернет сообществам по выбранной школьниками тематике. Тематик может быть несколько, в этом случае школьники делятся на рабочие группы по интересам.
3. Допускаются компьютеры любой конфигурации интернет планшеты, смартфоны и ноутбуки, нетбуки и любые другие устройства, которые позволяют подключиться и работать через браузер в сети итернет.
3. Минимальная пропускная способность Интернет соединения.
4. Регистрация школьников в интернет сообществах и социальных сетях.
5. Минимальные финансовые затраты родителей.
6. Приветствуется участие родителей и старших товарищей, дистанционные виртуальные сообщества, желательно с другими городами или странами содружества.
Стратегия и механизмы реализации.
Деятельность по проекту способствует решению каждой из поставленных задач проекта.
I.Подготовительный этап предусматривает формирование анкет, проведение опросов, выявления круга поисковых интересов, социального интернет общения. Формирование списков обучающихся. Формирование команд учащихся на основе уровня их знаний, интересов, предпочтений, увлечений. Регистрация учащихся в социальных сетях, создание своей группы в социальной сети «В контакте». Знакомство с образовательными ресурсами интернет. Изучение правил по составлению сложных запросов и обучение основным навыкам поисково-познавательной деятельности. Обучение работе с поисковыми системами. Обучение профессиональному качественному веб-серфингу и умению находить потенциальную информацию по заранее сформированным критериям. Обучение учащихся составлять критерии для поиска информации. Формы работы на данном этапе:
Исследование (Опрос)
Собеседование
Мозговой штурм
Беседа
Ролевая игра
1. На этом же этапе планируется разработка программы и плана работы со старшеклассниками.
2. Составление плана работы по формированию навыков работы в сети интернет.
3. Определение основных положений и понятий интернет-культуры.
4. Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы. Разработка эффективных методов использования облачных технологий на уроках информатики и во внеурочное время.
5. Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации.
6. Поиск школ дополнительного образования или школьного университета для организации дополнительного обучения учащихся в сфере ИКТ.
II. Этап реализации предусматривает:
Формирование правил интернет культуры, разработка совместно с учащимися понятий и основных положений интернет морали, интернет нравственности.
Разработка, совместно с учащимися памятки по защите личной информации в сети интернет, сокрытия персональных данных от чужого доступа, присоединение и поиск новых друзей.
Разработка правил и регламента работы в сети интернет, разработка, совместно с учащимися, правил по избеганию интернет-зависимости.
Изучение интересов и склонностей учащихся: определение сферы их познавательных интересов.
Разработка основных принципов поиска профессиональных сообществ, образовательных и профессиональных ресурсов, форумов, электронных учебников.
Совместная разработка основных критериев определения качества содержимого того или иного ресурса.
Подключение к интернет проекту учеников старших классов других городов и стран содружества.
Организация учащихся для работы над исследовательскими и творческими проектами.
Проведение разъяснительной работы среди учеников среднего звена
Проведение интернет телемостов с учениками других городов, регионов и стран
Формы работы: беседы с учащимися, мозговой штурм, ролевые игры, игры, групповая работа, метод проектов, формирование раздаточного материала по интернет культуре, правилам поведения в сети, предложений по защите личной информации в сети, раздача информационных буклетов школьникам других классов и среднего звена, формирование понятий интернет этики, интернет морали, формирование предложений по поиску информации в сети, формирование основных принципов защиты от интернет зависимости, проведение телемоста.
III. На заключительном этапе планируется:
Публикации правил безопасного поведения школьников в интернет в электронных и периодических изданиях СМИ.
Публикации основных моральных принципов участника социальной сети.
Публикации правил общения на специализированном и профессиональном форуме
Правил эффективного поиска информации в различных поисковых системах.
Публикации по вопросам этики и морали в сети интернет.
Определение общих требований к дизайну школьных ресурсов на основании сформированных требований к эстетическому оформлению ресурса на основе технологии web2.0.
Подведение итогов работы и анализ результатов.
IV. На данном этапе предусмотрены следующие механизмы работы:
1. Обобщение опыта работы.
2. Распространение опыта работы среди педагогического сообщества.
3. Формирование интернет сообщества учителей по проблемам интернет общения школьников
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ Мероприятия Дата Ответственный за выполнении
1 Составление опросников, анализ интересов старшеклассников, вовлечение старшеклассников в проект 2016 Учитель информатики
2 Разработка программы и плана работы с учащимися, разбиение учащихся на группы 2016 Учитель информатики
2 Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы 2016 Учитель информатики
3 Разработка инструкций, положений, правил, норм, нормативов, алгоритмов 2016-2017 Учитель информатики и группы учащихся
4 Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации 2016-2017 Учитель
5 Просветительская работа с учащимися среднего звена о поведении в интернете 2016-2017 Учитель, ученики проектных групп
6 Регистрация участников проекта в социальных сетях, сервисах, поисковых ресурсах 2016-2017 Учитель и участники проекта
7 Организация свободного самообразование учащихся 2016-2017 Учитель и участники проекта
8 Поиск дополнительного дистанционного образования по информатике и информационным технологиям для участников проекта 2016-2017 Учитель, родители и участники проекта
9 Организация дополнительного образования участников проекта, через обучение в школьных дистанционных университетах 2016-2017 Учитель и участники проекта
10 Создание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов 2016-2017 Учитель и участники проекта
11 Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по правилам работы в сети интернет в электронных и периодических изданиях СМИ 2016-2017 Учитель и СМИ
13 Защита проекта 2017 Учитель
ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для учащихся:
Прогнозируется, что качество обучения, уровень культуры, качество общения, в том числе и интернет общения, уровень развития участников проекта, уровень групповой коммуникации, в процессе выполнения проекта, повысится за счет:
Умения составлять сложные поисковые запросы;
Умения осуществлять качественный веб-серфинг по образовательным ресурсам и умения составлять критерии поиска информации и определения качества Интернет-ресурса
Умения находить, и пользоваться специальными форумами, участвовать в специализированных интернет сообществах,
Умения интернет общения с участниками социальных сетей,
Высоких моральных качеств при общении со сверстниками в различных интернет сообществах
Регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
Самообучения, самовоспитания, формирования внутренней мотивации;
Поддержки активных методов обучения
Формирования морально-психологических принципов интернет общения;
Образной наглядной формы представления материалов проекта;
Умения находить друзей в сети
Психологическая вакцинация против интернет зависимости.
модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
развития самостоятельного обучения.
Реализуется социальная адаптация будущего выпускника школы к учебе и работе в рамках индустриального высокотехнологического общества;
Повышается качество учебы и уровень подготовленности ученика, выпускники на ГИА и ЕГЭ покажут высокие результаты;
Повышается уровень ответственности старших школьников перед одноклассниками и школьниками среднего звена
Для учителя:
Формирование системы работы старшеклассников в сети интернет.
Формирование системы интернет морали, этических и эстетических правил поведения в сети интернет.
Повышение собственной квалификации как учителя в связи с переходом на новые образовательные стандарты.
Утверждение программы работы по психологической вакцинации детей от интернет-зависимости.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Выявить данные и показатели, которые подтверждают выполнение или не выполнение поставленных задач в проекте.
1. Провести сравнительный анализ поиска информации по аналогу веб квеста с поиском набором нужной информации с различных образовательных ресурсов, который должен показать качественный и количественный уровень поиска информации до и после внедрения проекта.
2. Провести сравнительный анализ социальной активности старшеклассников, определить уровень использования социальных сетей, сообществ специализированных форумов и т.д. до и после внедрения проекта.
3. Выявить интернет предпочтения старшеклассников методами наблюдения, анкетирования и анализа до и после внедрения проекта.
4. Оценить уровень познавательного интереса к предмету.
5. Проанализировать тенденцию увеличения (уменьшения) количества учащихся, выбирающих информатику как экзамен
6. Оценить количество учащихся обучающихся в школах и университетах дополнительного образования по ИКТ.
7. Анализ показателей полученных на ГИА и ЕГЭ.
8. Диагностика качества обучения в ОУ по информатике.
Дальнейшее развитие проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении планируется продолжить и распространить на другие классы старшей и средней школы, учитывая положительные и отрицательные характеристики данного проекта.
Механизм продвижения результатов проекта.
Результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими ОУ в регионе, в других городах.
Планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту через электронные и периодические СМИ.
Литература:
Карпов, Е. Проектная работа в школе: это возможно / Е. Карпов // ШЭЖ. -1997.- № 6.
Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская. - М.: Академия, 2005. – 285 с.
Моисеев, А.М. Есть идеи (перспективные проекты развития образования) / А.М. Моисеев, М.М. Мусарский. - М.: АПК и ПКРО, 2002.
Монахов В.М. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В.М. Монахов, Т.К. Смыковская // Школьные технология. - 2001. - № 4
Монахов, В.М. Педагогическое проектирование: современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2002.- № 5.
Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. - М.: АПК и ПКРО, 2002.
Шмелькова, Л. Управление становлением проектно - технологической компетентности педагога / Л. Шмелькова // Школа. - 2002. - № 2.
Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А. В. Мудрика. М., 2011. - 400 с.
Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. С. 3.
Шлимович Б. Компьютер и дети // Наука и жизнь. 1998. № 11. С. 67.
Южный К. И. Влияние компьютера на психику человека. иКЬ: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/yuzhniy.html