Методические рекомендации по оформлению и содержанию методических разработок 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ 
 РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
“УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ»
Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Автор: Пилявский А. Е.
педагог дополнительного образования ЦДО «Интеллект»
Феодосия
2015
Методическая разработка:  
требования к содержанию и оформлению  
I. Общие положения
1.1.Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока (занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям. 
В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполняться в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.
1.2.Методическая разработка может представлять собой:
разработку конкретного занятия; 
разработку серии занятий; 
разработку темы программы;
разработку конкретного мероприятия; 
разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины); 
разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин); 
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;         
методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета; 
разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д. 
1.3.Требования к методической разработке
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: 
1.3.1.Тщательно подойти  к выбору темы разработки - тема должна быть актуальной.  По данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
1.3.2.Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может  быть следующей:  
определение форм и методов  изучения содержания темы; 
раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; 
описание видов деятельности педагога и учащихся; 
описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; 
связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов и т.д.;
1.3.3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме; 
1.3.4. Составить план и определить структуру методической разработки; 
1.3.5. Определить направления предстоящей работы. 
II.  Методическая разработка занятия 
2.1.Методическая разработка занятия - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий  или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию  предмета в целом.      
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование  педагога.  
III.Методическая разработка занятия 
должна отвечать следующим требованиям:
3.1. Содержание методической разработки занятия должно четко соответствовать теме и цели. 
3.2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. 
3.3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 
3.4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому  тезаурусу. 
3.5. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт. 
3.6. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально - технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса, ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения. 
3.7. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». 
3.8. Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы занятий, технологические карты, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.). 
К методической разработке может быть приложена мультимедиа презентация.
Презентация должна отражать:
актуальность выбранной темы;
соответствие содержания презентации  теме методической разработки;
правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;
иллюстрационный материал; 
читаемость и дизайн текста;
цветовое решение презентации;
оптимальность количества слайдов.
IV. Требования к структуре и оформлению  методической разработки занятия
Структура методической разработки
Методическая разработка занятия должна содержать следующие структурные элементы:
4.1.1. Титульный лист.
4.1.2. Пояснительная записка. 
4.1.3. Содержание методической разработки.
4.1.4. Список использованной литературы. 
4.1.5. Приложения. 
Титульный лист 
Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:
наименование  учреждения образования;
название разработки (тема);
название направления программы;
сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия);
выходные данные (год написания работы). 
В пояснительной записке   можно выделить следующие разделы:
          - Методическое обоснование темы. Какой проблеме посвящается
 методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна; отражается обоснование актуальности темы, ее новизна.
           - Предполагаемый конечный результат работы. 
           - Методические рекомендации.
       Рекомендуемое содержание методической разработки следующее:
          - тема занятия;
          - цель занятия;
          - задачи;
          - тип занятия;
          - вид занятия;
          - форма организации образовательного процесса;
          - форма проведения занятия;
          - место проведения занятия (при необходимости);
          - материальное обеспечение занятия;  
          - возрастной уровень учащихся; 
          - ход занятия (структура занятия в соответствии с типом занятия);  
          - указания по обеспечению безопасности;
          - список использованной литературы.
Рекомендации по содержанию отдельных разделов 
методической разработки.
Тему и цель занятия определяет педагог в соответствии с образовательной программой, и они являются исходными для составления методической разработки.
Задачи (обучения - формирование знаний, умений и навыков; воспитания - формирование взглядов, убеждений, качеств личности; развития - развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Тип занятия определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения. 
Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая доминирует на занятии: лекция, беседа, самостоятельная работа, практическая работа и т.д.
Форма организации образовательного процесса - фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
Форма проведения занятия -    традиционное или нетрадиционное (указать).  
Место проведения занятия  определяется, исходя из цели и формы проведения занятия и необходимости обеспечения требований безопасности. Место для занятий на местности следует подбирать заранее, возможно даже предварительно обследовать его и подготовить.
Материальное обеспечение занятия. В этом разделе следует   перечислить необходимые пособия, инвентарь для проведения занятия.
Ход  занятия (этапы, содержание, методические рекомендации) - указания о приемах обучения, последовательность их применения, примерный расчет времени. Это основная часть методической разработки. Данный раздел отвечает на вопрос: "во сколько этапов проводится занятие" и включает в себя следующие подразделы: этапы занятия, содержание занятия и методические рекомендации.
Этапы (структура занятия). Этапы занятия соответствуют типу занятия. 
Содержание занятия. Этот раздел основывается на учебной программе, но должен содержать более конкретное и детальное перечисление приемов и навыков, которым следует обучить учащихся. 
Кроме перечисления приемов и навыков, в содержание занятия необходимо внести указания о практике их применения, демонстрацию этих приемов и упражнения в этих приемах. 
Преподносимые сведения должны быть доступны, соответствовать подготовке учащихся. При определении содержания нужно исходить также из того, что занятие ограничено во времени.  
Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг.  
В содержании методической разработки рекомендуется поместить приложения с указанием названия (технологическая карта, схема, слайды и т.д.)
Методические рекомендации. 
Содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. 
В этом разделе нужно определить:
 - в какой последовательности излагать материал;
 - к чему особо привлечь внимание;
 - как показывать тот или иной прием;
 - что отрабатывать и какими способами;
 - как проверить усвоение материала;
 - в какой форме подводить итог и разбор занятия;
 - какую долю отведенного времени уделить каждому элементу занятия.
Указания по обеспечению техники безопасности. Содержание этого раздела определяется целью и методом проведения занятия. Указания этого раздела должны предусматривать обеспечения безопасности при подъезде к месту занятия, во время занятия и при отъезде.
Список использованной  литературы   составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников. В списке использованной литературы указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке.   
Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.    
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
- тестовые задания;
- темы и содержание практических заданий;
- примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
- методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
- схемы, диаграммы, фотографии. 
Изложение текста разработки
При изложении содержания разработки в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.
Общие правила оформлению методической разработки 
Оформляют разработку с применением технических средств на одной стороне листа формата А 4.   Межстрочный интервал  одинарный.  
Расстояние от левого края листа до начала текста 2 см, от правого края не менее 1 см, сверху и снизу – 2 см от края листа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       При   наборе текста используется гарнитура шрифта Times New Roman, размер – 14. 
Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему тексту. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях. Для этого можно применять: разное начертание шрифта (курсивное, полужирное, курсивное полужирное), выделение с помощью разрядки, подчеркивания и др.  
Абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,25 см.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 615