Методическая разработка Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях
Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях
Включить презентацию
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизниОбщеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка
Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи:
Формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы);
Развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.
Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений, - они формулируются для каждого занятия отдельно.
На этих занятиях дети:
Познают разнообразный и удивительный мир, населённый предметами и явлениями, существующими отдельно друг от друга и в то же время взаимосвязанными, обладающими определёнными качествами и свойствами;
Знакомятся с произведениями художественной литературы;
Слушают разные истории о событиях из жизни группы или кого-то из малышей, о приключениях игрушек и животных, литературных героев;
Смотрят инсценировки (с помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения);
Учатся рассматривать сюжетные картины;
Участвуют в дидактических, хороводных, подвижных играх с текстами (с их помощью, в частности, решаются задачи воспитания звуковой культуры речи).
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях..Самый распространенный метод — чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.Следующий метод — рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.). Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной к школе группе). На занятиях проводят также различного рода инсценировки, помогающие детям полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям.Часто на одном занятии используют различные методы. Основой же всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно требует серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).Для закрепления усвоенного очень полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений (проводят начиная со средней группы), литературные викторины (проводят как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения). Примерами дидактических игр могут служить игры «Один начинает — другой продолжает», «Отгадай мою сказку», «Откуда я?» (описание литературных героев) и др. Их можно проводить, используя наглядный материал или в словесной форме.
Зачем читать книги детям, если можно посмотреть мультик, сказку и много другой информации получить с других, более интересных источников? Предлагаю вашему вниманию интервью - рассуждение.
ВКЛЮЧИТЬ ВИДЕО "ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ КНИЖКИ?"
Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.
Основными методами являются следующие:
Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Воспитатель обеспечивает активность детей во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения(малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут потянут и т.п.), используют разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок на фланелеграфе и пр.), побуждает инсценировать отрывок из сказки.
Известно, что на третьем году жизни ребенок может слушать рассказ взрослого, не сопровождаемый показом. Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых сказок. Необходимо также предусматривать задания на формирование интонационной выразительности речи. Восприятие некоторых сказок идет успешнее, если проводится предварительная подготовка (с детьми рассматривают иллюстрации к сказкам и знакомят с персонажами).
Необходимо избегать неправильных выражений ("расскажу сказочку, стишок"). Названия жанров должны даваться четко и правильно. Сказки рассказываются, рассказ читается, стихотворения читаются и заучиваются. Сказки детям предпочтительно рассказывать, а не читать по книге – это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Читать детям следует не просто уткнувшись в книгу, но обязательно поднимать глаза, мимикой на лице показывать суть происходящих событий в сказке, произведении и т.д.
Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Типы занятий:
Чтение и рассказывание одного произведения.
Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
Чтение как часть занятия по развитию речи:
а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учётом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
определение программного содержания - литературной и воспитательной задач;
подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.
Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.
В предварительную работу входит подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка Другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.
Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему?
Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы сюжет, последовательность действий персонажей, так как в произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.
Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой, от излишних объяснений и в особенности от морализирующих выводов.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.
Книгу с картинками можно дать за несколько дней до чтения, чтобы вызвать интерес к тексту, либо картинки рассматриваются, организовано после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные и развлечения.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
выразительное чтение воспитателя;
беседа о прочитанном;
повторное чтение;
рассматривание иллюстраций;
объяснение незнакомых слов.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование. Дать иллюстрации
На занятиях по художественной литературе применяются и технические средства обучения
В качестве приема может быть использовано прослушивание в грамзаписи исполнения артистом знакомого детям произведения (или фрагмента), записей на магнитной пленке детского чтения. Повышает качество учебного процесса показ диапозитивов, слайдов или коротких диафильмов на сюжеты произведений.
Некоторые занятия – инсценирование сказок, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой детей. Занятия, имеющие целью вызвать у малышей сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения (например, слышать, слушать и понимать рассказ без наглядного сопровождения), проводятся по подгруппам.
Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1-3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены. Наблюдения показали, что для освоения одних умений ребенку третьего года жизни достаточно 1-2 занятий, для освоения других – гораздо больше времени, например, для драматизации отрывков из сказок, восприятия сюжетных картин и передачи в речи своих впечатлений.
выделяют в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:
1) непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);
2)понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
3) влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)
также отмечается наивность детского восприятия – дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка. (это для детей младших групп). А в старших группах дети воспринимают произведения в действительности.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни
Методика работы с книгой при чтении и рассказывании детям.
От 1 до 3 лет
Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в младшей группе предпочтительнее. Обычно сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Воспитатель обеспечивает активность детей: предлагает выполнить имитационные движения(малыши показывают, какая большая-пребольшая репка; как её тянут потянут и т.п.), используют наглядные пособия (настольный театр, картинки на фланелеграфеи пр.), побуждает инсценировать отрывок из сказки.Проведение занятия требует спокойной обстановки, чёткой организации детей.Чтению может предшествоватькраткая беседа, которая подготавливает детей к восприятию.Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр, имя автора.Выразительное чтение, заинтересованность воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия. Во время чтения не следует отвлекать детей вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают воссоздать образ героя, запомнить логическую последовательность событий. При отсутствии жизненного опыта и в силу еще неразвитого воображения содержание произведения не будет понятно, поэтому интерес к чтению может быть потерян.лет. Концепция восприятия книги ребенком: книга – особый предмет развивающей среды, с которым работает взрослый. Для ребенка книга – не первый предмет необходимости, но становится источником положительных эмоций. Книги в руки детям раннего возраста не дают, книги находятся на полке (2) – одна новая, одна прочитанная.
^ Цель общения с книгой: формирование положительной реакции на книгу – сенсорное воспитание детей средствами литературы, живописи и дизайна.
Круг чтения: элементарные по содержанию, но разнообразные по форме книги, в основном, картинного типа; книги, вызывающие приятные тактильные ощущения.
^ Читательская деятельность детей:
выделяют книгу из окружающих предметов;
рассматривают из рук воспитателя и действуют, если это нужно;
слушают 1-3 минуты (поза «слушателя» - 3 точки опоры:
сказки – свободная поза, рассказы – любознательная (за столом), поза «напряженного внимания» для стихов, глядя в глаза воспитателю); эмоциональное озвучивание книги – повторение отдельных слов, словосочетаний, фраз;
дети могут обводить зрительно контуры книги руками, хлопать в ладоши.
От 3 до 5 лет.
Концепция восприятия книги ребенком: книга – источник наглядно-образных впечатлений, словаря и речи, организатор игр, досуга и занятий (литературное занятие – 1 раз в неделю)
^ Цель общения с книгой: формирование интереса к книге (интерес – это встреча потребности с объектом); развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи.
^ Круг чтения: произведения, книги, сборники разного формата и наполнения. Классика детской литературы для дошкольников, где преобладает фольклор и поэзия.
Читательская деятельность детей: слушание (3-7 минут); выполнение живых картин: озвучивание ролей, повторение песенок героев; рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах; запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк; чтение книг-самоделок, изготовленных взрослыми. Литературные занятия (15-20 минут).
1 этап: работа с книгой до чтения. Ознакомительное рассматривание обложки – что видите, кого видите; пограничное рассматривание – предвосхищаем содержание по картинкам.
2 этап: Выразительно чтение текста воспитателем. Активное общение с детской аудиторией.
3 этап: Работа после чтения: перечитывание, озвучивание ролей, повторение песенок героев; рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах; запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк.
От 5 до 7 лет.
Концепция восприятия книги ребенком: книга – источник образов мира, источник знаний в виде представлений, средство саморазвития.
^ Цель общения с книгой: воспитание интереса к литературе разных видов и жанров, формирование полноценного восприятия книги.
Круг чтения: состоит из художественной и познавательной литературы разных объемов и жанров, произведений отечественной и зарубежной литературы прошлого и настоящего, художественной азбуки, энциклопедии, учебных книг.
5 миров: мир детства, мир взрослых, мир природы, мир человеческих отношений, мир фантастический.
Читательская деятельность детей: слушание (5-15 минут); описание иллюстраций; чтение книги по картинке и по памяти; инсценирование сюжетов, эпизодов; драматизация или ролевой пересказ; беседы о прочитанном по всем компонентам содержания (компонент - тема, проблема (какие вопросы решают герои), образы, сюжет, композиция (с чего начинается, главный эпизод, чем заканчивается), жанры, язык (какие слова создали настроение, трудные слова, главные слова), идея (чему учит сказка, какой совет дадим герою); фантазирование – сочинительство; заучивание наизусть доступных произведений; изготовление книг-самоделок;
«разговор» с книгой, ее авторами, героями (ребенок, оставшись с книгой один на один задает 2 вопроса:«Книга, я тебя знаю или нет?», «О чем ты мне хочешь рассказать?»)
Правила рассматривания книги.
Изучаем обложку, запоминаем книгу «в лицо» (чтобы запомнить книгу, сопоставляем 3 ориентира), предполагаем тему чтения.
Считывание информации с вводных листов книги самим воспитателем.
Постраничное рассматривание книги, догадываемся о содержании по иллюстрациям и заголовкам.
Решаем, что знакомое, понятное, а что новое, неизвестное. Ищем повод длячтения.
Предлагаю посмотреть отрывки из сказок и мультипликационных фильмов и обратить внимание на голоса и изменение интонации героев сказок.
Для среднего возраста - "Крылатый, мохнатый, да масляный"
Для старшего возраста - "Сказка о рыбаке и рыбке"
Для младшего возраста - "Колобок"
педагогам предлагаю разделиться на группы: младший возраст, средний и старший. Самостоятельно сочинить сказку или рассказ и, используя имеющихся персонажей и рассказать её.
Предложить педагогам послушать директора международного института "Комплексной сказки-терапии" Зинкевич-Евстегнеевуа.
"Зачем читать детям сказки?"(включить)
Рассказывание воспитателем художественных произведений
Рассказывание художественных произведений отличается от чтения тем, что рассказчик передает текст свободно, т. е. не дословно. Учитывая своеобразие рассказывания, воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет. Связывая воедино события, он должен все время мысленно видеть чередующиеся картины, изменения в поведении героев. В форме свободного изложения он последовательно передает глазное.Воспитатель часто связывает рассказывание с задачами развития речи, а потому он может намеренно изменять синтаксическую структуру фраз взятого произведения, чтобы дети, которые слышали уже чтение его и помнят (не осознавая) синтаксические формы подлинника, могли усвоить синтаксические синонимы; например, драматическое произведение воспитатель может передать не в форме диалога, а с помощью косвенной речи.Воспитатель должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец-декламатор, а заинтересованный очевидец — вот качество рассказчика, которое импонирует маленьким слушателям. Когда воспитатель увлечен передаваемым, они слушают сказку, затаив дыхание. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «В некоем царстве, в некоем государстве жил-был...»; «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается...» и т. п. Это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у слушателей стилистическую чуткость, настраивает на определенный эмоциональный лад.Язык рассказчика должен изменяться в зависимости от содержания произведения и особенно от возраста детей. Меньше дети — проще язык, короче фразы. Однако конструкции фраз воспитателя должны быть всегда чуть-чуть сложнее, чем те, которые уже усвоены детьми данного возраста. Нельзя, например, в средней группе намеренно опускать обособленные обороты, не пользоваться косвенной речью: с детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до их речевого уровня.В процессе рассказывания можно вводить новые слова и тут же давать им толкование, например: трап — лестница на корабле, мостовая — место на улице, где ездят машины, и т. п.Существуют такие произведения, которые надо передавать почти дословно, чтобы не нарушить их художественное своеобразие, органическую связь всех частей. Такова «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.Рассказывание непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики, жестов, даже одежды.Подготовка воспитателя к рассказыванию состоит в следующем:1) внимательно перечитывает текст выбранного им произведения;2) намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла;3) намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами (например, прямую речь передать косвенной или наоборот; упростить или усложнить конструкцию предложения);4) производит обычную рабочую разметку интонации текста: паузы, логическое ударение, темп, тембр (эмоциональную окраску) голоса и др.;5) продумывает элементы артистичности своего выступления перед детьми — мимику, жесты; отмечает места текста, которые будет петь, и др.
ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Методисты, изучавшие вопрос о занятиях по художественной литературе (Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, М. М. Конина и др.), считают, что на одном занятии следует сочетать несколько произведений. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.).Важно продумать логическую связь преподносимых детям произведений, избежать вытеснения одних образов другими, сочетать новые картины или образы с уже известными, осмысленными ранее. Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, стихотворение, басню и т. д. Вот пример объединения произведений на одном занятии: Е. Пермяк, «Торопливый ножик»; Я. Аким, «Неумейка»; Л. Квитко, «Ахахи» (повторно).Сочетание произведений, в которых изображены контрастные характеры или поступки, помогает лучше понять положительное или отрицательное качество.Для занятий по художественной литературе характерно наличие более развернутой подготовительной части, вынесенной за рамки собственно занятия (подготовка воспитателя к выразительному исполнению произведения и подготовка детей к восприятию произведения).На самом занятии традиционна вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения: показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, в старших группах иногда краткая вводная беседа, подводящая к пониманию идеи, припоминание знакомых произведений данного автора или подобного жанра и т. д. Далее следует основная часть — чтение художественного произведения, использование различных приемов, облегчающих его понимание детьми (повторное чтение, рассматривание иллюстраций и т. п.). В старших группах, где занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок, кроме того, проводятся упражнения на образный словарь или на выразительность речи.В настоящее время имеется опыт (НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР) разработки комбинированных занятий, включающих работу с художественным произведением и изобразительную, а также музыкальную деятельность детей.Нужно учесть, что часть программных произведений читается детям на других занятиях — по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности и других.
Предложить педагогам посмотреть, как ведётся работа в детских садах по теме "Чтение и рассказывание детям" (включить)
Памятка для воспитателей ДОУ
Методы ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. Сочинение сказок, историй.
.
Основная цель обучения детей сочинению сказок, рассказов, стихов – сформировать у них особое отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять им. А одна из задач – показать родителям, как читать и обсуждать с ребенком художественные произведения, дать представление о некоторых приемах и способах этой работы. Все это призвано способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.
Ребенка необходимо включать в такую ситуацию, в которой от него потребуют принять то или иное решение, совершить поступок, отказаться от каких-то интересов, пожертвовав ими в пользу другого или же в соответствии со своими собственными принципами. Таких ситуаций морального выбора в художественной литературе (а особенно в сказке) очень много.
Дети не живут под спасательным стеклянным колпаком, они не все время находятся под защитой папы или мамы. Внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то страшным, незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть готов к подобной встрече. Необходимо воспитать в нем смелость, стойкость, иначе он не сможет отстаивать принципы добра и справедливости. Поэтому детей надо учить преодолевать собственные страхи. Впрочем, ребята сами часто стремятся к опасному, сочиняют и пересказывают друг другу страшные истории.
Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развития творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия – эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа с самого начала приобщения ребенка к литературе.
В.А.Сухомлинский говорил: «…Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».
Знакомство ребенка со сказкой, рассказом начинается с выразительного чтения взрослого. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
Основные методы работы по ознакомлению с художественной литературой, предложенные педагогами и психологами.
(В.А.Запорожец, Ф.А.Сохин, Л.Е.Журова, В.И.Лейбсон)
Целенаправленное наблюдение.
* Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает, какими
средствами писатель добивается соответствующего впечатления (картины
природы, описания героев, их поступков, использование юмора,
драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или
отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого.
* Дети по прочтении текста описывают характеры героев, обстановку, «интерьер».
*Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, лепят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
*Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к литературному произведению или отрывку, учитывая место и характер действия.
Сравнение.
*Проводятся игры в «сравнения»
(Кто на кого похож ?Что на что похоже?)
*Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту.
*Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с
целью актуализации читательского опыта.
Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей.
* Дети отбирают иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивать эстетическую память и актуализирует содержание.
* Разыгрываются сценки из произведения (возможно в форме викторины). Зрители отгадывают, какой представлен герой и из какого он произведения.
*Организуется литературный театр – синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.
Эксперимент с художественным образом.
*Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения.
*Дидактическая игра «Герои среди нас» (развитие фантазии, развитие чувства юмора, актуализация читательского опыта).
*Дети домысливают судьбу героя («вживание» в образ).
5. Оценка и суждение.
*Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя).
*Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры).
*Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.
*Беседы о жанре, об авторе.
Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок, историй.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них.
Коллаж из сказок Дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.
Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц. Дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.
Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах. Взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.
Сказки из мусора. Не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети.
Истории о бытовых предметах. Детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.
Истории из «живых» капель и клякс. Интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки.
Истории и сказки по-новому. Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Цветные истории и сказки. Цвет в жизни человека имеет важное значение: он и его оттенки несут определенную информацию об окружающем мире. Сочинять истории о вещах определенного цвета, о смешении цветов, о том какой цвет важнее и так далее.
Моделирование сказок. Составление сказки, рассказа по предметно-схематичной модели. Сначала дети сочиняют историю, опираясь на какой-то предмет, который служит отправной точкой (для кого, для чего он нужен). Затем педагог договаривается с детьми о том, какой символ (полоска фигура) что означает. Такой метод позволяет детям в игровой форме оперировать символами, знаками.
Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года. На основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.
Задачи ДОУ по ознакомлению детей с художественными произведениями.
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия ипонимания произведений литературыи представлены в программах детского сада.
В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание— важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение(его содержание и форму).
Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь:
- определять основных героев;
- на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему);
- определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка);
- улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту(пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Одна из важных задач — формировать самостоятельность детейв художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Задача детского сада, как отмечает Л.М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.
Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.
Проблема отбора книг для чтения и рассказываниядошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.
Разработано несколько критериев:
1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
5. конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания.
В него входит несколько групп произведений.
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.
Ознакомление дошкольников с художественной литературой
(Консультация для воспитателей ДОУ)
Актуальность темы.
Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.
Задачи.
На основе восприятия выдвигаются следующие задачи по ознакомлению с художественной литературой:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:
О жанрах(проза, поэзия),об их специфических особенностях.
О композиции.
О простейших элементах в образности в языке.
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
4.Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному образованию, которое начинается в детском саду и продолжится в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, т.к в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров(сказка, загадка, пословица. небылица...).В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой-с произведениями А.С.Пушкина, Л.Н Толстого, К.Д Ушинского, братьев Гримм, Г.Х Андерсена и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать детям знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Основные методы ознакомления с художественной литературой
Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.
Основными методами являются следующие:
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя ,воздействует на ум и чувства слушателей.
2.Рассказывание воспитателя.
Это относительно свободная передача текста- возможна перестановка слов, их замена, толкование).Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
3.Инсценирование.
Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4.Заучивание наизусть.
Выбор способа передачи произведения(чтение или рассказывание )зависит от жанра и возраста слушателя.
Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.
В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь).Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение».Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки--ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух(стихотворная, прозаическая)форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка(сравнения, эпитеты).Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспи-татель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ),о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.