Мониторинг формирования личностных УУД в классах, обучающихся по оздоровительной технологии доктора В. Ф. Базарного


Мониторинг формирования личностных УУД в классах, обучающихся по оздоровительной технологии доктора В. Ф. Базарного(Аракчеева Н. В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Набиуллина Т. Ю., учитель начальных классов высшей квалификационной категории,Харизова Л. В., педагог-психолог высшей квалификационной категории средней школы № 15 г. Нижнекамска Республики Татарстан)
Мониторинг формирования личностных универсальных учебных действий проводится в средней школе № 15 третий год. Исследование проводится по программе, разработанной на основе методического пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (под редакцией А. Г. Асмолова). В ней обозначены цели и задачи мониторинга, критерии оценки сформированности личностных УУД, представлена технологическая карта проведения мониторинга в начальной школе.
Цель - получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1-х – 4-х классов в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Задачи:
1. Отработка технологии диагностики уровня сформированности личностных УУД.
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию личностных УУД.
3. Апробация технологической карты и методики оценки уровня сформированности личностных УУД.
4. Формирование банка диагностических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности личностных УУД в начальной школе.
Критериями оценки сформированности личностных универсальных учебных действий у школьников выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Инновационной составляющей данного исследования является то, оно проводится в классах, обучающихся по оздоровительной технологии, и даётся в сравнении с результатами мониторинга в обычных классах.
В школе № 15 проходит эксперимент по обучению детей по технологии профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. По его методике работают по одному классу в каждой параллели начальной школы, т.е. 4 класса.
Данная методика обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения - выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьесберегающая технология, признанная научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали, сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья и психического развития учащихся в целом.
С момента поступления в школу общая двигательная активность ребенка снижается почти на половину, и степень этого снижения нарастает от младших классов к старшим. За основу своей методики Базарный В.Ф. взял принцип сенсорно-моторной активности человека. Именно двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующую нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в полноценном становлении и развитии потенциалов организма.
Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию на экстремальные ситуации, создать условия для формирования и развития индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечнососудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
При таких режимах работы на уроках у детей повышается внимание, работоспособность и мотивация к учебе. В итоге формируется устойчивость к факторам внешней среды, и создаются условия продуктивного роста и гармоничного развития ребенка.
В начале учебного года проводится полный медицинский осмотр учащихся экспериментальных классов с использованием аппарата «АРМИС». Данное обследование констатирует положительную динамику ряда физиологических параметров у детей: состояния сердечно-сосудистой, респираторной, нервной, зрительной систем, улучшение адаптационных резервов организма.
Наряду с медицинским обследованием, в экспериментальных классах проводится мониторинг формирования УУД. Учителя высшей категории Аракчеева Н. В. и Набиуллина Т. Ю. проводят диагностику по предложенным в программе методикам, педагог-психолог высшей категории Харизова Л. В. обобщает и анализирует полученные результаты, разрабатывает рекомендации учителям и родителям, проводит развивающие занятия по программе «Азбука психологии» для детей с низкими показателями развития личностных УУД.
В соответствии с циклограммой мониторинга, диагностика проводится ежегодно в марте-апреле. В таблице № 1 представлены результаты диагностики личностных УУД в 2014 – 2015 уч.г. и 2015-2016 уч.г.
Результаты диагностики личностных УУД в начальной школе
Таблица № 1
Класс Нормативный показатель УУД Экспериментальный класс Обычный класс
Высокий
уровень Средний
уровень Низкий
уровень Высокий
уровень Средний
уровень Низкий
уровень
1
Самопознание и самоопределение
Самооценка 7
29% 15
62% 2
9% 4
17% 15
62% 5
21%
СмыслообразованиеМотивация 16
67% 7
30% 1
3% 12
50% 9
37% 3
13%
Нравственно-этическая мотивация
16
67% 7
30% 1
3% 15
62% 9
37% 0
0%
2
Самопознание и самоопределение
Самооценка 9
37% 14
58% 1
3% 5
21% 15
62% 4
17%
СмыслообразованиеМотивация 18
75%
6
25% 0
0% 13
54% 10
33% 1
13%
Нравственно-этическая мотивация
18
75% 5
21% 1
3% 17
72% 7
28% 0
0%
Как видно из таблицы, в экспериментальном классе результаты выше по всем трём показателям УУД. Положительная динамика происходит быстрее в области самопознания, самоопределения и смыслообразования, на что, несомненно, влияют развивающие факторы технологии здоровьесбережения В. Ф. Базарного.