Технологическая карта по русскому языку на тему Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс4 Предметрусский языкТип урокаурок обобщения и систематизации знаний
ТЕМАРазвитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.
Цели (для учителя)
Образовательные: совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, подбирать и группировать слова с изученными орфограммами;
Развивающие: развитие чувства языка на основе языковой игры, развитие речи, мышления.
Воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка; к культуре общения, сотрудничеству, ответственности.
Планируемые результаты (для учащихся)
Личностные: развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование предстоящей работы (составление план); осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; установление причинно-следственных связей; представление информации в виде схемы; выявление сущности, особенностей объектов; на основе анализа объектов делать выводы; развитие умений обобщать и классифицировать по признакам; ориентирование на развороте учебника; нахождение ответов на вопросы в иллюстрациях.
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; построение речевых высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформление своих мыслей в устной форме; умение работать в группе; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Планируемые предметные результаты: повторение связи имени прилагательного и имени существительного; повторение изменения по родам, числам, падежам; повторение безударных падежных окончаний имени прилагательного)
Ресурсы (оборудование): учебник Русского языка. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 4 класс. 2 ч.5-е изд., перераб. - М.: 2013. - 144с.; Комисарова Л.Ю. Дидактический материал(упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н. Бунеева – М.: БАЛАСС; Издательство \школьный дом, 2014 – 96 с. ; тетради, ручки.
Планирование и характеристика этапов урока.
Этап, цель, задачи этапа Форма организация учебн. деятельн.
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
Г-групповая);
методы и приемы работы. Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный момент (2 мин)
Цель: организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. Фронтальная
Словесный метод.
1. Приветствие
2. Эмоциональный
настрой на работу
3. Проверка готовности к уроку – Здравствуйте, ребята!
– Не забываем, что сидеть вы должны ровно, упираясь в спинку стула, между партой и вами должен помещаться один кулак, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу.
А теперь, внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкой слежу.
С чистотой я дружу,
На «отлично» напишу!
– Какие вы все молодцы! Приступим. Приветствую учеников.
Эмоционально настраиваю обучающихся на работу. Проверяю готовность обучающихся к уроку. Восприятие информации. Дети здороваются, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку. Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
II. Актуализация знаний (5 -7 мин)
Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее; тренировать умения запоминать слова. Фронтальная
Индивидуальная
Словесный метод – беседа.
Наглядный метод – учебный материал, записи на доске.
1. Словарная работа.
2. Игра «Лишнее слово».
3. Устный диктант.
4. Лексико-орфографическая работа со словом наверное.
– Для начала нужно открыть тетради и записать число и классную работу.
– На доске записаны слова, выпишите их в свои тетради. По вашему мнению, для чего эти слова написаны на доске? (Это наверное новые словарные слова, которые необходимо запомнить)
– Ребята, как вы думаете, что общего у кабинета и кабины?
– Ваши предположения очень интересны, но пришли эти слова из французского языка. Только слово кабинет родилось в Италии и означало «шкаф, кабинет», а слово кабина позже родилось в Англии и означало «хижина, шалаш».
– В этих словах надо запомнить букву гласного а.
На доске записано:
Партизан, партнёр, кабина,
Паруса, пароль, рябина,
Парикмахер, кабинет,
Компас, ананас, паркет.
Слово лишнее найдите,
Пропустите, не пишите.
– Давайте, поиграем в игру «Лишнее слово»?
– Посмотрите на доску, постарайтесь запомнить эти слова и найти лишнее слово.
– Запомнили? Хорошо. Теперь я закрываю слова, а вы их запишите по памяти, но только не вписываете то самое лишнее слово, которое нашли.
– Выполнили? Кто сколько слов записал? И какое же слово было лишним? (Лишнее слово – рябина)
– А почему рябина – это лишнее слово? (Потому что в этом слове безударная гласная я, а в остальных словах а)
– Ребята, а как это произнести слова орфоэпически? (Прочитать слова так как они звучат)
– Кто попробует прочитать слова, которые находятся на доске орфоэпически? (Ребенок читает слова)
– А как это прочитать слова орфографически? (Прочитать слова так как они пишутся)
– Кто желает попробовать? (Ученик читает слова)
– Устно составьте предложение со словом наверное. (Устое составление предложений учениками)
– Какое значение оно выражает? (Предположение, неуверенность.)
– Можно ли его переставить в предложении?
– Запомните написание этого слова. Организую условия для проведения словарной работы со словами кабинет и наверное.
Предлагаю поиграть в игру «Лишнее слово» с записью слов по памяти.
Провожу устный диктант со словами на доске.
Организую лексико-орфографическую работу со словом наверное.
Двадцать седьмое февраля.
Классная работа.
Ответы детей.
Ищут лишнее слово.
Запоминают слова на доске.
Записывают слова по памяти, исключая лишнее слово.
Отвечают на вопросы
Один ученик читает записанные слова орфоэпически, другой произносит это слово орфографически.
Составляют устные предложения со словом наверное.
Отвечают на вопросы.
Запоминают написание слова. Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
III.Постановка темы и определение целей урока (2-3 мин.)
Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.
Фронтальная
Словесный метод – беседа.
Наглядный метод – красочный учебный материал. – Прочитайте про себя ключевые слова темы на странице 55. (Имя прилагательное, имя существительное, связь слов, изменение по родам, числам, падежам, безударные падежные окончания, орфограмма буква)
– Сформулируйте на их основе цель сегодняшнего урока. (Повторение орфограмм имени прилагательного)
– Давайте вместе составим план урока.
Для начала, выполним задания со словосочетаниями на доске, так? Что можно дальше сделать? Хотите поработать в группах? (Да)
– Значит, дальше поработаете в группах, чем же потом займемся? Давайте выполним упражнение 225. Согласны? (Да)
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Организую, условия для того, чтобы ребята самостоятельно определили тему урока. Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Познавательные УУД:
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Регулятивные УУД:
1.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
2. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные УУД:
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Обобщение и систематизация знаний (5-7 мин)
Цель: повторить орфограммы в окончаниях имен прилагательных; морфологический разбор имен прилагательных. Фронтальная
ИндивидуальнаяСловесный метод – беседа.
Наглядный метод –иллюстрации в учебнике, записи на доске.
Практический метод – работа у доски с словосочетаниями.
1. Индивидуальная работа у доски по вариантам.
2. Дополнительное задание в дидактическом материале
– На доске вы видите два словосочетания. Кто хочет выполнить это задание?
– Ваша задача, записать данные словосочетания в указанных формах с предлогами. Выделите орфограммы в окончаниях.
I вариант: сиреневый рассвет.
Р.п., ед.ч.
Д.п., ед.ч.
Т.п., мн.ч.
(Сиреневого рассвета; Сиреневому рассвету; О сиреневых рассветах)
II вариант: ранняя песня.
Р.п., ед.ч.
Д.п., ед.ч.
В.п., ед.ч.
(Ранней песни; Ранней песни; Ранняя песня)
– Те, кто справиться быстрее всех могут на выбор взять одно из трех упражнений в дидактическом материале, которое находится на доске: упражнения 110,113,114.
(Упражнение 110.
В зимнем лесу, по узенькой тропинке, в осиновой роще, свежий ветер, перистыми облаками, на неподвижное небо, над снежными полями.
Упражнение 113.
Кактус –котенок.
У меня была удивительная мечта: посадить дома зеленый кактус. И вот в один прекрасный день мне подарили маленький отросточек – крошечную бусинку, покрытую белым пухом. Я посадил отросток в горшок, но кактус не спешил расти.
Однажды перед сном я подошел к маленькому кактусу и сказал: «Расти, мой милый цветок, возьми себе силу хорошей воды, тепло яркого солнца.»
Утром крошечная бусинка превратилась в колючего «котенка». Это был большой кактус, усыпанный маленькими иголками. Я заметил, что у цветка есть глаза, нос – неглубокая шишечка и рот, который улыбается.
Упражнение 114.
Странный в сентябре лес! В нем весна и осень рядом. Желтый лист и зеленая травка. Сверкающий иней и порхающие бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!)
– Молодцы, ребята, проверьте своих одноклассников. Верно ли они записали формы словосочетаний? (Дети исправляют, в случае ошибок) Организую условия для индивидуальной работы учащихся у доски и коллективной проверки записей учащихся.
Предлагаю детям дополнительные задания в дидактическом материале на выбор 3 уровня. Два ученика у доски записывают словосочетания в нужной форме, класс проверяет ими написанное, исправляет в случае ошибок.
Дети, которые успевают выполнить задание первыми дается на выбор 3 уровня упражнения.
1 уровень – упр. 110: списать и вставить прошенные буквы, выделить орфограммы.
2 уровень – упр. 114: Ответить на вопросы, списать и вставить пропущенные орфограммы.
3 уровень – упр. 113: списать текст и вставить пропущенные по смыслу прилагательные в нужном падеже. Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. Установление причинно-следственных связей.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации (5-7 мин)
Цель: повторить орфограммы в окончаниях имен прилагательных; морфологический разбор имен прилагательных; развивать умения сотрудничать и договариваться. Групповая
Словесный метод – пояснение.
Наглядный метод – учебный материал.
Практический метод – работа в группах над упражнением.
1. Работа в группах
– Хорошо, теперь поработаем в группах. Сделайте группы по 6 человек. Первые 6 человек на 1 ряду вместе соберитесь, вторые 6 человек так же вместе соберитесь и т.д.
– Предлагаю вам творчески переработать упражнение 224 на странице 52 и придумать на его основе свои задания в группах.
– Помогите мне записать план действий, который вы должны сделать в группах: (на доске учитель записывает действия групп)
1) Составить в каждой группе план действий.
2) Выполнить работу.
3) Продумать контроль.
– Приступайте к работе.
(В качестве заданий ученики могут предложить:
Группировку слов по орфограммам.
Группировку имён прилагательных по заданным признакам (по родам).
Морфологический разбор.
Мини-сочинения по теме «Осень» с использованием одного из предложений.
Работу со словарём (найти значения слов пал, предадимся, бранят), подбор синонимов.) Организую условия для работы в группах. Дети делятся на группы по 6 человек, составляют в каждой группе план действий, выполняют работу; продумывают контроль. Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.
5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Работать в группе.
4. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
VI.Физкультминутка (1 мин)
Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. Фронтальная
Словесный метод.
Практический метод – выполняют движения по указанию. – Теперь, немного отвлечемся, отдохнем. Выполняйте упражнения за мной.
И. п. о. с. 1 - руки в стороны, 2 - подняться на носки, руки вверх, потянуться - вдох, 3 - руки вперёд, 4 - и. п.
И. п. о. с. – руки на пояс. 1-4 - наклоны вперёд, назад, вправо, влево.
И. п. о. с. – руки на пояс. 1 - присед, руки вперёд, 2 - и. п., 3 - присед, руки вверх, 4 - и. п.
И. п. о. с. Ходьба на месте с различными движениями рук (вперёд, вверх, к плечам, за голову). Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. Обучающиеся повторяют движения по указанию. VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5-7 мин)
Цель: развитие умения употреблять имена прилагательные в разных формах.
Фронтальная
Словесный метод – беседа; чтение.
Наглядный метод – учебник. Практический метод – устное выполнение упражнения по цепочке.
1. Работа в учебнике.
– Прочитайте задание упражнения 225.
– Что нужно сделать в упражнении? (Нужно списать текст, вставляя слово синий в нужные формы)
– Предлагаю выполнить вам это упражнение не письменно, а устно. По цепочке, каждый читает предложение и вставляет правильную форму имени прилагательного. (Дети читаю по цепочки предложения и вставляют слово синий:
У меня была только синяя краска; но, не смотря на это, я затеял нарисовать охоту. Очень живо изобразив синего мальчика верхом на синей лошади и синих собак, я не знал наверное, можно ли нарисовать синего зайца, и побежал к папа в кабинет посоветоваться об этом. Папа читал что-то и на вопрос мой: «Бывают ли синие зайцы?», не поднимая головы, отвечал: «Бывают, мой друг, бывают.»)
– Молодцы, почти все справляются без ошибок.
– А, найдите в тексте слово наверное. Как вы думаете, какое значение оно имеет в этом тексте? (Точно, наверняка, хорошо.) Организую выполнение упражнения устно; задаю вопрос, касающиеся нового словарного слова. Выполняют устно упражнение по цепочке; отвечают на вопросы. Познавательные УУД:
1. Обобщать и классифицировать по признакам.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
VIII.Подведение итогов урока(3 мин)
Цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Фронтальная
Словесный метод – беседа.
1. Рефлексия. – Давайте, вспомним ключевые слова темы на странице 55 и сформулированную вами цель. (Повторение орфограмм имени прилагательного)
– Сделайте краткий вывод о том, чему ещё новому вы научились по этой теме.
(Ответы детей)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что? С помощью вопросов, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Провожу беседу. Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке. Познавательные УУД:
1. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IX. Домашнее задание (1 мин)
Цель: задается для того, чтобы дети ещё раз дома повторили, закрепили и обобщили материал, пройденный на уроке. Словесный метод – объяснение, пояснение – Так как на выходные вам письменных заданий учитель не дает, то в дневниках запишите – повторение всех изученных правил раздела «Имя прилагательное». Повторите правила и сдадите проверочную работу на отличные оценки. Согласны? (Да)
– Вот и отлично, запишите домашнее задание в дневники и идите на перемену. Даю комментарии к домашнему заданию. Записывают домашнее задание в дневник.