Творческое представление педагогического опыта учителя начальных классов по теме «Организация проектной деятельности в начальной школе»


Муниципальный этап окружного профессионального
конкурса педагогического мастерства
«Учитель года Чукотки – 2017»
Творческое представление педагогическогоопыта учителя начальных классов по теме
«Организация проектной деятельности
в начальной школе»
2017г.
с.РыткучиЯ, Жукова Вероника Васильевна, уроженка села Айон. В 1998 году окончила Анадырское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах», квалификация «Учитель начальных классов». После окончания училища принята на работу в Усть-Чаунскую среднюю школу, где по сей день и работаю. Общий педагогический стаж составляет 18 лет, преподавательский - 8 лет.
Своё творческое представление хочу начать со слов Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»
Цель моей педагогической деятельности стать тем самым современным учителем. Моё педагогическое кредо «Уча других, учись сама». Следуя этой формуле, я постоянно учусь.
Стандарты в образовании ставят перед учителем начальной школы новые цели. Если ранее основной целью было овладение определенными знаниями, умениями и навыками, то на современном этапе основной целью образования становится научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. В своей практике выстраиваю уроки так, чтобы детям было интересно, эмоционально и комфортно.
Не менее важно сформировать у младших школьников умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать свое мнение, осмысливать собственную деятельность, осуществлять самооценку. В этом большую роль играет грамотно выстроенная образовательная программа, применение новых современных образовательных технологий (исследование, проектирование, проблемное обучение, ИКТ технологии, кейс–технологии, здоровьесберегающие технологии и т.д.. С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках активно использую элементы выше указанных педагогических технологий. Более подробно остановлюсь на технологии - метод проектов.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Решение проектных задач существенным образом способствует самореализации личности. Осуществление учащимися проектов способствует решению целого ряда задач, в результате чего школьники приобретают ценные навыки
Проектная деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Таким образом, актуальность моей темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в развития умений проектной деятельности у младших школьников
Проектная деятельность строю по традиционным этапам: определении темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или группой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.
Начинаю с выбора тем проектных задач, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми. В процессе таких бесед выясняю интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитываю и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в то же время была посильной и приносила участникам конкретную пользу. Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широка.
Сначала младшие школьники выполняют краткосрочные проекты, рассчитанные на урок. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Постепенно организуются долгосрочные проект
Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре формирую группу детей как учебное сообщество. Предлагаю доступные творческие задания, выполняемые на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. Например, при изучении свойство пластилина «Волшебный мир пластилина», нами изготовлены изделия в различных техниках: «Ромашковое поле», «Сервиз для мамы», «Смешарики». Во втором классе продолжали работу и выяснили состав пластилина и историю возникновения. Работа продолжена в последующих классах. С интересов дети.
Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, делать наблюдения и проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы. Задание: посмотрите на мир чужими глазами.
•составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
•опишите один день вашей воображаемой жизни;
В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:
•давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры, полезна ли газированная вода.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки.
Различные виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе.
Первым предметом исследования в 3 классе стала «Математика в ребусах». Работая над проектом, ученики разделились на группы. Осуществление деятельности каждой группы происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Одна группа учащихся вместе с родителями составляли красочные математические ребусы. Другая готовила презентацию «История возникновения ребуса», третья группа провела практическое занятие по разгадыванию ребусов, девочки приготовили подборку журнал с ребусами. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, третьеклассники научились искать информацию в Интернете. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений. Дети, собирая материал по различным разделам темы, размышляли, работали над собой. Промежуточные результаты проделанной работы обсуждались еженедельно на классных часах. Большую помощь оказали родители класса. Итогом работы стало участие в окружном конкурсе проектов. (Приложение 1)
Творческий проект "Птицы - наши друзья» - проект направлен на экологическое воспитание школьников, формирование гуманного отношения ко всему живому, творчески воспитывает и развивает исследовательские методы. Для достижения данной цели был определён и решён ряд следующих задач:
-провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы
-подготовить материал для практического оказания помощи птицам
-изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются птицы зимой, как они приспосабливаются к зимним условиям
-понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке
-формировать наблюдательность и внимание
-воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам, любовь к природе,
-изготовление кормушек из подручных средств ( пласт. бутылка, коробка из сока и т.д. (Приложение 2)
Так проект« Сокровища родного края » совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием собирали сведения о родном крае. Им было предложено назвать природный объект родного края, и выяснить от какого языка происходит название, что означает. "Сочини похвалу своему селу, улице или дому». Ребятам было предложено сочинить текст-похвалу. Тексты получились разнообразные, но все были интересными Проект «Сочини похвалу своему селу, улице или дому». Ребятам предложено сочинить текст-похвалу. Тексты получились разнообразные, но все были интересными. Работа над проектом способствует сплочению детского коллектива, формирование коммуникативных умений.(Приложение 3,4)
На литературном чтении учащиеся с удовольствием готовят сообщения «Собери цепочку событий» Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками с сообщениями на заданную тему. Например: Дмитрий Донской, война 1812г. и т.д.
Особого внимания заслуживает НРК. Основной целью этой работы является: формирование национального самосознания молодого поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края. Недопустимо, когда подрастающее поколение «теряет» историческую память, забывает традиции и обычаи своего народа.
Национальная культура – мощнейшее средство воспитания. Важным руководством в образовательном процессе для педагогов нашей школы является «золотая» формула, доктора педагогических наук, академика Г.Н. Волкова: «Без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа». Возрождение национальной культуры через изучение и осмысление народных традиций и промыслов является одним из путей формирования и развития национального самосознания подрастающего поколения.
В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания.
Хочу выделить особое внимание учебно-исследовательский проекту Жукова Ильи «Вал,экал,её» (шить узоры). Направлена на формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине на основе национально - региональных и природных особенностей родного края. Объект исследования стал чукотские орнаменты Предметом изучения стало символическое значение и предназначение чукотских орнаментов. Цель работы: ознакомиться с особенности орнамента чукотского народа, его значение в культуре народа чукчей. Работа над проектом также проходила поэтапно:
.-была выбрана тема;
- анкетирование учащихся;
-сбор информации из разных источников;
-изучение полученной информации;
-беседа (с носителями культуры чукчей, музейными и библиотечными работниками);
-наблюдение над технологией создания орнаментов в кружках ДПИ;
-анализ полученных данных;
-практическая работа (создание презентации).
Итогом работы стала презентация «Чукотские узоры». Ученики класса узнали много нового и интересного о чукотско-художественной культуре своего народа. Итогом работы стало участие в окружном конкурсе проектов, в котором наша работа стала победителем. (Приложение 5)
Мои ученики являются постоянные участники районного конкурса проектов школьников «Я люблю свою Землю» (Приложение 6)
Одним из долгосрочных проектов обучающихся– это «портфолио». В новой системе образования ведение портфолио позволит будущему выпускнику планировать результаты и проектировать виды, формы и средства собственной учебной и внеклассной деятельности. Выпускник сможет самостоятельно или совместно с учителем выбирать, какие работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений поместить в портфолио. Для него станет понятной ценность портфолио: портфолио – это рабочий инструмент, позволяющий эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения. Цель проекта: Создание индивидуального портфолио выпускника начальной школы (Приложение7)
Опыт работы над проектами позволяет утверждать, что метод проектов создаёт комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создается положительный психологический климат, что особенно важно для нашей школы, где происходит разновозрастное обучение, а также обучение детей с разными образовательными потребностями.
Исходя из вышеизложенного, хочу отметить, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, сельской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и ответить на вопрос. Мои ученики ежегодно принимают участие в конкурсах различного уровня, школьных мероприятиях. (Приложение 8)
В своей педагогической деятельности не останавливаюсь на достигнутом. Постоянно совершенствую свои знания, ищу новые пути и методы обучения и воспитания детей, повышаю уровень своей педагогической деятельности на курсах повышения квалификации. Делюсь накопленным опытом работы, выступая с докладами на заседаниях МО учителей, педагогических советах, различных конкурсах и мероприятиях разного уровня.(Приложение 9) Имею личную страницу в сети Интернет, где делюсь опытом работы с коллегами и изучаю опыт работы других учителей: https://infourok.ru/user/zhukova-veronika-vasilevnaЯ буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе.
Литература:
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. –
2012. - №6.
Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе.
Волгоград: Учитель, 2012.
Ермолаева А. А. Моделирование на уроках в начальной школе: модели,
практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //
Нар. образование. – 2010. - №7.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода вначальной школе. // Нач.школа. – 2013. - №2.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./
Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2014.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 201