Программа факультативного курса Фольклор русского Севера
Пояснительная записка.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и приятия ценностей национальной культуры. Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры чужеродных русскому народу. Политические, социальные проблемы, резкий отказ от старого незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества. Содержание радио - телевизионных программ, направленных только на развлекательность, неучастие семьи в музыкально – эстетическом развитии ребёнка способствуют неадекватному восприятию и нежеланию приобщаться к высокому искусству. Противостоять такой всепроникающей «культуре», не требующих для восприятия никаких усилий, приходится учителю.
Этнопедагогика – это педагогика национального спасения, педагогика всеобщей мудрости воспитания, всеобщей любви. Фольклор - это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об извечных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Эти знания являются стержнем общих законов сохранения и продления жизни на земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств. Чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию, разработан факультатив «Фольклор Русского Севера» (путешествие к истокам). Воспитательно-образовательный процесс с этнокультурным компонентом построен на решении задач патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, уважительное, бережное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до конца
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей.
Специфика курса в учебно-воспитательном процессе состоит не в том, чтобы научить детей исполнять или мастерить конкретные произведения народного искусства; не в том, чтобы подменять собой занятия пением, хореографией, изобразительно-прикладным искусством, а в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию.
Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле русского народа, и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремёслами, историей, культурой. Народный календарь помогает решить целый ряд сложных педагогических задач, связанных с системным погружением современных детей в контекст национальной культуры. Дает возможность системного изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека традиционного общества по «программе», задаваемой природой. В самом цикле народного календаря заложена периодичность и повторяемость обрядовых песен, танцев, хороводов, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение.
Гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни, т.е. постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей, основанных на положительных эмоциях: общий труд и общий праздник. Например: осенние капустники устраивались в большой избе, где заготавливали капусту – трудились, во время работы пели, рассказывали сказки, побайки, шутили и т.д., здесь же после работы устраивались хороводы, игры.
Программа «Фольклор Русского Севера» составлена на основе программ Л.Л.Куприяновой «Русский фольклор», М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение», Л.И. Мокроусовой «Северная жемчужина».
Цель программы: художественно-эстетическое развитие учащихся средствами культуры русского народа и традиций жителей Поморского Севера.
Задачи:
-дать детям начальные представления о фольклоре как источнике мудрости, красоты и жизненной силы;
- привить бережное отношение к культурным традициям, как жителей Поморского Севера, так и других народов;
- обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
- на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика;
- познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, приметами;
- на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка.
Обучение в рамках факультатива «Фольклор Русского Севера» носит воспитывающий, развивающий, системный характер.
Факультатив нацелен на образование у каждого ученика как системы знаний о традициях русского народа и жителей Русского Севера (о народном календаре, обрядах, песнях, обычаях, играх, загадках, сказках, считалках и других произведений народного творчества),
так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал)
При формировании умений и навыков учитываются возрастные особенности младших школьников: интенсивность формирования и развития организма, их подвижность, быстрое истощение запасов энергии в нервных тканях, наглядность и образность мыслительной деятельности, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость на все яркое, масштабное, красочное.
Методы и приёмы, стимулирующие у школьников интерес к народному творчеству:
1. исполнение и разучивание учащимися произведений русского фольклора и фольклора поморов Русского Севера; слушание народной музыки;
2. беседа, как путь накопления теоретических знаний;
3. чтение и слушание рассказов и сказок о музыке, как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;
4. пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы;
5. сравнение и сопоставление сходных или контрастных образов, что способствует углублённому эмоциональному восприятию произведения;
6. музыкально-игровые моменты, хороводы, пляски и ритмические движения, как эмоционально-увлекательный приём; разыгрывание сценок и т.д.
7. использование дополнительных форм передачи знаний: тематические просмотры видеофильмов, репродукций, презентаций, фотографий, альбомов и т.д. Посещение выставок художественных промыслов, народной одежды и т.д.; музеев, встречи с исполнителями народных песен и наигрышей.
Формы работы.
Программа «Фольклор Русского Севера» составлена на 3 года обучения. Она органично входит в предметный цикл начальной школы, поэтому обязательны межпредметные связи (с развитием речи, чтением, природоведением, изобразительным искусством, ручным трудом).
Проходят занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Формы проведения занятий: интегрированные занятия, занятия познавательной направленности – тематические, комплексные, экскурсионные и т.д. Праздники, развлечения, театральная деятельность.
Занятия проводятся с интенсивным наполнением различными учебно-игровыми формами. В основе – пение с игровыми действиями или простейшими элементами народной хореографии, а также художественное творчество – изготовление декораций к праздникам, костюмов, атрибутики, украшений, и т.д. Речевые и вокально-речевые упражнения сменяются рассказом учителя, ответами детей на вопросы, их высказываниями на обсуждаемую тему. Выполняются различного рода задания, позволяющие усвоить и закрепить осваиваемый материал, причём разучивание нового сочетается с обязательным, многократным, по возможности варьированным повторением пройденного.
Используются разнообразные методы работы: игровые, практические, наглядные, словесные, информационно перцептивные, т.е. получение путём непосредственного восприятия (наблюдение, экскурсии); методы погружения, ТСО, методы вокально-хоровой работы, театрализация, коммуникативные методы, дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Урок-спектакль.
Несколько уроков по теме. В таком уроке используется большое количество наглядного, музыкального и литературного материала. Ценность урока в том, что он дает возможность эмоционального «погружения» в эпоху прошлого.
Урок-творчество.
Он дает возможность развивать творческие способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Такой урок предполагает различные варианты: литературное и музыкальное творчество; разработка и изготовление костюмов и декораций; иллюстрации, рисунки; поделки из бумаги, пластилина, глины, природного материала, мукосольки и т.д.
Урок-путешествие.
«Путешествие к истокам» с целью ознакомления с бытом, одеждой, жизнью русского человека.
Урок-экскурсия.
Посещение:
музеев с целью ознакомления с бытом, жизнью, одеждой северного русского человека,
выставок народных художественных промыслов,
музыкальной школы и Онежского Дворца культуры с целью ознакомления с оркестром русских народных инструментов, народными костюмами, хоровыми народными и фольклорными коллективами.
Урок-отчет. Проводится в разных формах:
Исследовательский проект (отчет о самостоятельном исследовании)
Дети самостоятельно собирают народные песни, сказки, загадки и т.д. по теме. Подбирают литературу, репродукции, готовят альбомы, приносят предметы народного творчества, семейные реликвии и т.д. На основе самостоятельно найденного или сделанного своими руками материала дети оформляют выставку, что дает дополнительное представление о жизни и творчестве наших предков.
Такой урок может проходить в форме КВН, музыкального ринга, театрализации, представления для родителей и детей и т.д.
Урок-концерт.
Инсценирование народных праздников, обычаев, обрядов, это способствует развитию актерских и музыкальных способностей.
Календарные праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.
Формы контроля: промежуточные и конечные. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов выступлений, анкет для детей и родителей, выполнение творческих заданий, участие в школьных и городских мероприятиях, а также наблюдение педагога в ходе занятий.
Программа ознакомление с традиционной культурой жителей Поморского Севера.
Традиционная культура.
Музыкально-игровая, театрализованная.
Песни, хороводы, кадрили.
Колыбельные, календарно-обрядовые, хороводные, уличные плясовухи, лирические, свадебные, рекрутские, частушки, исторические, скоморошины.
Русский Петрушка, вертеп, скоморохи.
Театрализованная деятельность.
Народные музыкальные инструменты.
Ложки, трещотки, рожок, жалейка, свирель, гусли, гармошка, бубны, шаркунки, колокольцы, колокола.
Устное народное творчество.
Пестушки, потешки, прибаутки, сказки, загадки, считалки, сказания, былины, легенды, ожиданьица, пословицы, поговорки, речения.
Дразнилки, мирилки, молчанки, заклички, приговорки, небылицы.
Декоративно-прикладное творчество.
Народные промыслы.
Вязание, ткачество, берестяной и гончарный труд, плетение корзин, кружевоплетение, резьба по дереву и по кости, северная чернь, Соловецкие и Каргопольские вышивка и шитьё жемчугом.
Росписи.
Каргопольская, лешуконская, мезенская, онежская, ракульская.
Нравственная и семейно-бытовая культура.
Отношение к детям, к старшим, к женщине. Гостеприимство и щедрость, честность, уважительность, взаимовыручка, коллективизм. Зуйки, казачиха, пестунья, нянька.
Свадьба, проводины, рекрутский набор, крестины, бабьи каши, трапеза, именины, кухны, одежда, корова.
Архитектура.
Деревянная.
Бытовая. Культовая. Мельницы, амбары, бани, дом, часовни, церкви.
Каменная.
Гостиные дворы, храмы, монастыри.
Кораблестроение.
Промысловое.
Шитик, ушкуй, карбас, шняка, раньшина, коч, лодья.
Традиционные обряды.
Праздничные
Трудовые
Игровые
Природно-календарные
Конный праздник
Осенины
Ярмарочные
Покровские
Кузьминские
Рождественские
Крещенские
Масляничные
Пасхальные
Благовещенские
Троицкие
Выход кораблей в море
Красная горка
Егорьевские
Летнее рождество
Петровские
Преображенские
Съезжий праздник
Поморские помочи
Осенние жнивные-
дожиночные,
Воздвиженские-
капустинские,
Льно-конопельные,
Выпечка (Рождественская – «козули»,
Евдокиевская –
«тетёры»,
Сорочинская –
«колоба»)
Бабье лето, мушиные похороны;
Зимние:
7. 12. – саночные,
25.12. – снежные.
Сретенские игрища-зимоборы.
Весеннее-летние
(свистуньи, купальские)
Ягодные, грибные, земляничные, шиповник, лопух, мать-и-мачеха, крапива, росеник, вербные, рябиновые, медовые
·.
23. 05. – Поклонение земле, репа, картошка, лук.
Грачевник, Вороний день, Синичкин день.
22.09. и 22.03. –
Равноденствие.
25.12. и 25.06. –
Солнцестояние.
1 год обучения – курс «Народоведение» (68 ч.)
Введение в мир фольклора. В первый год постепенно формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, сказки, загадки. При этом, каждый ребёнок, не теряя своей индивидуальности, учится действовать соответственно общепринятым правилам. Закладываются начальные знания традиционной народной культуры, формируются и закрепляются простейшие исполнительско-творческие навыки.
В первый год обучения каждому месяцу посвящена отдельная тема. Знакомство с приметами месяца, с его старинным названием, с соответствующим песенно-игровым и поэтическим материалом.
Содержание программы.
Количество часов
Тема
Содержание
8 ч.
«Сентябрь – румянец осени»
Фольклор- мир народной мудрости. 21.09 - Встреча Осени и Осенины. 14.09. - Поморское Новолетье. Приметы сентября. Песенки-игры. Загадки про грибы, про крестьянскую печь. Считалки. Пословицы и поговорки на темы: осень, человек и коллектив.
8 ч.
«Октябрь - листопад, грязник, подзимник»
Приметы октября. 14.10. - Покров. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Молчанка. Перевёртыши. Скороговорка. Игровой хоровод. Плясовая песня.
6 ч.
«Ноябрь - листогной, ворота зимы»
Приметы ноября. 14.11. - Кузьминки. Докучные сказки. Загадки про снег. Пословицы и поговорки про зиму, про песню и сказку. Песня-игра. Песня-закличка. Игровой хоровод.
8 ч.
«Декабрь - стужайло, хмурень, шапка зимы»
Приметы декабря. 22.11. - Зимнее солнцестояние. Рождественский сочельник. Закликание мороза. Колядование. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки. Скороговорка. Песня-игра. Зимние поздравительные обходы. Колядки.
4 ч.
«Январь – снеговик, трескун, году - начало, зиме – серёдка»
Приметы января. Пословицы и поговорки про зиму и весну; о добрых делах. Рождественские Святки (с 7.01. до 19.01.), 13.01. - Васильева коляда, 25.01. - Татьянин день. Зимняя сказка. Загадки про мороз, сосульки; про орудия труда. Песня-игра.
8 ч.
«Февраль – лютый, снежень, кривые дороги»
Приметы февраля. 15.02. – первая встреча весны. Пословицы и поговорки про зиму и весну. Считалка. Масленичные песни. Масленица. Загадки. Игры.
6 ч.
«Март - протальник, предвесенье»
Приметы марта. 9.03. – день Обретения. 14.03. – Евдокия-Весновка. 17.03. – Герасим-Грачевник. 22.03. – Сороки. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорка. Песни-игры.
8 ч.
«Апрель - снегогон, водолей, первоцвет»
Приметы апреля. Пословицы и поговорки о весне и лете. Весенние заклички. Молчанка. Считалки. Весенние поздравительные обходы. 7.04. – Благовещенье. Докучная сказка. Песня-игра.
4 ч.
«Май – травень, цветень»
Приметы мая. Пословицы и поговорки о весне и лете. 6.05. – Егорьев день (выгон скота на пастбище).
Величальная песня. Загадки о дожде. Заклички. Считалка. Песня-игра.
8 ч.
Праздники, обрядовые действия, выступления.
По теме.
Предполагаемый результат.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать
Уметь
- о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- об основных осенних, зимних и весенних праздниках;
- старинные названия месяцев;
- несколько игр, считалок, загадок, поговорок, молчанку, перевёртыш.
- выразительно петь простейшие песенки;
- выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты;
- ритмично ходить;
- самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал;
- простучать или прохлопать ритмические рисунки разучиваемых песен;
- рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.
2 год – курс «Русский фольклор» (68 ч.)
Происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. Обязательно идёт речь о приметах и присущих каждому месяцу высказываниях, только более объёмно. Вместе с тем темы укрупняются: в основном они сосредоточены на временах года, объединяющих месяцы. Распределение материала: о времени года в начале темы, о каждом месяце с сопутствующим материалом.
Выявляются самые общие признаки песенных вариантов. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения и творческих действий.
Содержание программы.
Количество часов
Тема
Содержание
2 ч.
«Мир фольклора – мир народной мудрости»
Фольклор- мир народной мудрости. Осенние песни-заклички. Повторение любимых песен, игр, считалок, загадок.
16 ч.
«Осень - перемен восемь»
Встреча Осени. Осенние приметы. 14.09. – Семенов день (засидки – работа в избах при огне). 21.09. – Рождество Богородицы. Обновление в избах огня. Праздник урожая. 27.09. – Воздвижение. 14.10. – Покров. Покровские ярмарки. Песни. Игры. Сказки Докучные сказки. Пословицы и поговорки об осени, о человеке и труде. Загадки про уборку урожая и орудия труда. Считалки. Скороговорки.
18 ч.
«Здравствуй, гостья Зима!»
Предзимье и его приметы. 4.12. – Введение во храм Богородицы. Введенские ярмарки, торги. 7.12. – Екатерина-санница – первое катание на санях. 9.12. – Георгий-Победоносец.
19.12. – Никола Чудотворец, покровитель земледелия, скотоводства, хозяин земных вод, заступник от всех бед и несчастий. Зимние заклички. Загадки о крестьянской избе. Считалки. Пословицы и поговорки о зиме, семье, добре, счастье. Песни новогодние поздравительные. Игры. Хороводы. Колыбельные. Подготовка к Зимним Святкам. Колядки.
18 ч.
«Не пугай, зима, весна придёт!»
Зимние и весенние приметы. Святочные игры. 19.01. – Крещение. 20.01.- начало зимнего мясоеда. До масленицы – свадьбы. 4.02.- Тимофей-полузимник. 15.02. – Сретенье. 24.02.- Власьевские морозы, завершающие зиму. 9.03.- ожидание перелётных птиц. 22.03.- Сороки. Песни. Зимние забавы и заклички. Пословицы и поговорки о земледельческом календаре, о труде. Скороговорки. Загадки про явления природы. Масленица. Масленичные песни. Предвесенье. Весенние заклички. Игры.
14 ч.
«Весна-красна нам добра принесла!»
Приметы весны и лета. 7.04. – Благовещенье – птиц на волю отпущенье. 17.04. – Иосиф-песнопевец ( с этого дня начинает звучать голос сверчка). Хороводы. Трудовые песни. 5.05. – лук от семи недуг. 6.05. – Егорий (начало сезона хороводов). Песни-игры. Считалки. Пословицы и поговорки о земледельческом календаре, об учении, знании. Скороговорки. Докучные сказки. Перевёртыши. Загадки о деревне, дворе, дворовом хозяйстве.
Предполагаемый результат.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать
Уметь
- о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- старинные названия месяцев;
- об основных календарных осенних, зимних, весенних праздниках;
- несколько народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, пословиц, поговорок, докучных сказок, перевёртышей.
- организовать игру, применить считалку, загадку;
- рассказать о своих наблюдениях за явлениями природы, связывая их с народным календарём;
- кратко рассказать об основных народных праздниках;
- выразительно петь пройденные песни и отличать их варианты, предложенные учителем;
- ритмично, активно, без напряжения декламировать песенные ритмотексты;
- выполнять элементарные движения (притопнуть, ходить по кругу, изобразить образ персонажа и т.д.)
.
3 год – курс «Фольклор Русского Севера» (68 ч.)
В годовой круг всё больше вписываются традиционные события из жизни подрастающего поколения: свадебные игры с куклами, посиделки, святочные забавы и т.д. Все они напрямую связываются с календарными датами, т.е. речь о годовом круге продолжает идти в обновлённом ракурсе. Существенным дополнением к сведениям о народном календаре и соответствующих обычаях становятся рассказы о песенных жанрах, сочетающих слово, напев, движение и инструментальное сопровождение. Ознакомление с народным кукольным театром. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительской деятельности. В центре внимания – ритм и ритмоинтонации, диалектные, тембровые и эмоционально-энергетические особенности традиционной северной исполнительской культуры.
Содержание программы.
Количество часов
Тема
Содержание
18 ч.
«Где песня льётся, там легче живётся»
Встреча осени. Третий спас – хлеба припас. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты. Свадебные игры с куклами. Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки о земледельческом календаре, о хлебе-соли, о народном календаре. Загадки про небо и землю, явления природы, о птицах. Скороговорки. Красна сказка складом, а песня – ладом. Представление в театре Петрушки. Повторенье – мать ученья. Рекрутские песни.
6 ч.
«Беседа дорогу коротает, а песня – работу»
Приметы поздней осенние. Кузьминки - встреча зимы. Весело поётся, весело и прядётся. Введение пришло – зиму привело. Всякая работа мастера хвалит. «Солнышко, повернись! Красное, разожгись!» Осенние посиделки Песни. Игры. Загадки про мир животных. Пословицы и поговорки о земледельческом календаре и о мастерстве. Скороговорки. Сказки о животных. Народные инструменты.
10 ч.
«Были бы песни – будут и пляски»
Зимние приметы. Песни-игры. Народные инструменты. Загадки о растительном мире. Хорошую речь хорошо и слушать. Шутки-прибаутки и небылицы. Скороговорки. Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Подготовка к Зимним Святкам. Пословицы и поговорки о зиме, об историческом прошлом.
12 ч.
«Куда запевала, туда и подголоски»
Зимние приметы. Месяц январь – зиме государь. Зимние Святки. Колядки. Без запевалы и песня не поётся. Песни. Игры. Загадки про одежду, обувь, украшения. Шутки-прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Пословицы и поговорки о народном календаре, о человеческих качествах. Народные инструменты. Февраль-сечень: зиму сечёт пополам. Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько. Февраль зиму выдувает, а март ломает.
8 ч.
«Добро того учит, кто слушает»
Приметы предвесенья. Весенние заклички Игры. Пословицы и поговорки о земледельческом календаре. Скороговорки. Загадки. Народные инструменты. Дерево живёт корнями, а человек - друзьями. Добра желаешь - добро и делай. Зима весну пугает, да сама тает. Не учась и лаптя не сплетёшь. Всякому мила своя сторона.
14 ч.
« Всё в свой срок»
Народная мудрость о весне, о труде. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Всякая птица своё гнездо любит. Кто поёт – того беда не берёт. На родной сторонке и камешек знаком. Труд человека кормит, а лень – портит. Весна красная, а лето страдное. Пословицы и поговорки о календаре, о человеке и обществе. Улица мала, хоровод велик. Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни. Заклички. Молчанки. Голосянки Сечки.
Предполагаемый результат.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать
Уметь
- основные праздники народного календаря;
- жанровые разновидности фольклора, бытующего в детской среде: считалки, загадки, перевёртыши, молчанки, голосянки, сечки, заклички, приговорки, сказки, докучные сказки;
- простейшие народные инструменты;
- о представлениях театра Петрушки;
- кратко рассказать о народном календаре, о традиционных праздниках, основных обрядах;
- исполнять пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;
- выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать;
- играть на простейших народных инструментах;
- рассказать о своих впечатлениях от пройденного материала.
Литература
1. Календарные обрядовые праздники для дошкольного возраста.
Авторы-составители: Н.В. Пугачёва, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
2. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/ Волгоград: Учитель, 2006. – 106 с.
Автор составитель О.В.Ворошилова
3. Русский фольклор. Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. Издательство «Мнемозина», 2000., автор Л.Л. Куприянова.
4. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
5. «Северная жемчужина» (программа воспитательно-образовательной работы: знакомство детей с традиционной культурой жителей беломорского Севера) Автор Л И. Мокроусова.
6. Введение в народоведение (факультативный курс). Автор М.Ю.Новицкая.
7. Фольклорная азбука (учебное пособие для начальной школы). Автор Г.М. Науменко, издательский центр «Академия», 1996., - 134 с.
8. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. Санкт-Петербург , издательство «Азбука», книжный клуб «Терра», 1997., - 570 с.
Заголовок 115