Статья на тему Организация групповой работы в проектной деятельности младших школьников

К.С.Шерстнева

Организация групповой работы в проектной деятельности младших школьников

В последнее время групповая работа является одной из наиболее актуальных и активно применяемых организационных форм обучения, используемых на уроке. Она имеет большой потенциал, который на сегодняшний день не используется в полной мере и недостаточно изучен. Групповые и парные формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышают креативность и т. д.
К настоящему времени в науке накоплены определенные знания, посвященные групповой работе. Проблема учебного сотрудничества средствами групповых форм работы активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия учеными в нашей стране и за рубежом.
Понятие групповой работы связано с понятиями «взаимодействие», «сотрудничество».
Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.
Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности
Противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого
Уклонение от взаимодействия, т. е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.
Однонаправленное содействие, когда один из участников групповой работы способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым.
Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому.
Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.
Взаимозависимость как главный признак группы проявляется в форме взаимодействия, в процессе реализации групповой цели. М. Дойч различает два типа взаимодействия: кооперативное и конкурентное. В первом случае продвижение каждого к цели способствует реализации цели партнера, в другом – затрудняет реализацию или исключает ее [Цит. по: 1, с. 97].
В учебной деятельности, основанной на непосредственном взаимодействии учеников между собой, исследователи выделяют такие понятия как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и другие.
В современных педагогических исследованиях нет однозначного понимания определения понятия «групповая работа» учащихся, отсутствуют механизм процесса и требования к организации групповой работы.
В психологическом смысле группа представляет некоторое единство до тех пор, пока составляющие ее индивиды воспринимают себя кооперативно взаимосвязанными, способствующими достижению целей друг друга [1, с. 97].
В педагогических источниках группа определяется как совокупность более двух человек, которые взаимодействуют как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.
В традиционном понимании, групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения, которая характеризуется непосредственным взаимодействием между учащимися (дети выполняют учебное задание в составе малой группы) и опосредованным руководством деятельностью ученика со стороны учителя [2, с. 53].
Традиционно выделяют: парную работу, когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом; единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп) и дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены одной цели) [2, с. 55].
Одной из главных черт группы является определенный способ взаимодействия. Вторая важная черта – чувство принадлежности к данной группе. Третья – идентичность группы с точки зрения посторонних. Организуется групповая деятельность по-разному. Группы могут выполнять одинаковые и различные задания, быть однородными и дифференцированными. Чтобы успешно сотрудничать нужно уметь: 1) коллективно ставить перед собой цели и планировать пути их достижения; 2) совместно выполнять намеченный план; 3) совместно с партнерами анализировать и оценивать достигнутое. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким – то общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Н. Б. Истомина отмечает, что целесообразно объединять в группы учащихся с разной успеваемостью и уровнем развития. Это способствует более плодотворному общению между членами группы. Сильные ученики чувствуют ответственность за более слабых, так как учитель может вызвать для ответа любого ученика из группы [3, с. 34].
Функция же групповой формы работы значительно шире, так как в этом случае результат выполняемой работы зависит не только от усилий каждого ученика, но и от степени согласованности действий между учащимися всей группы.
От класса к классу создаются все более благоприятные условия для групповой формы работы. Это обуславливается как запасом знаний и умений, которыми овладевают ученики, так и приобретением определенных навыков групповой работы.
Одной из форм групповой работы, активно используемой на уроках математики является проектная деятельность.
За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. В работах Е. С. Полата раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г. В. Нарыковой, Е. А. Гилевой, Ю. С. Егоровым, Е. В. Клоковым, Н. Мансуровым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И. Д. Чечель предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. М. В. Дубова раскрыла специфику работы над внеурочным интегрированным проектом. Наконец, Е. С. Полат были рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.
Большое значение для проектной деятельности школьников имеет то, по каким программам и учебникам занимается класс, в какой степени эта деятельность реализована в современных учебно-методических комплектах. В традиционном курсе математики программы «Школа России» (авторы учебников математики М. И. Моро и др.) имеются возможности для развития познавательных и исследовательских способностей учащихся, но эти возможности не используются вследствие отсутствия данного направления в концепции курса.
Анализ современных курсов математики показал, что проектная деятельность используется в трех образовательных моделях. И реализуется следующим образом:
Внедрение метода проектов во внеурочную деятельность младших школьников в Образовательной системе «Школа 2100» с 4 класса.
Включение на страницах учебников специальных разворотов с проектными заданиями, зачастую объединенных конкретной темой, в учебно-методическом комплексе «Планета знаний» с 3 класса.
Использование метода проектов во внеурочной деятельности в УМК «Перспективная начальная школа» начиная со 2 класса.
В названных программах, а именно, «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», метод проектов включен во все учебники.
Проектная деятельность непосредственно связана с групповой формой работы, т. к. по количеству участников в проекте делятся на: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников) и групповые (между группами участников). Для выполнения проектных заданий младшим школьникам одной из организационных форм работы может стать групповая, если дети хорошо знают друг друга и смогут распределить обязанности между собой. Данная работа станет более продуктивной, если она будет управляемой со стороны руководителя проекта.
Проанализировав современные учебно-методические комплексы, можно сделать вывод о том, что групповая работа в проектной деятельности активно внедряется в учебный процесс, что положительно сказывается как на интеллектуальном, так и эмоциональном развитии младшего школьника.
Литература
Зуева, Т. П. Использование групповых технологий в методической деятельности / Т. П. Зуева // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 96–98.
Витковская, И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников / И. М. Витковская // Начальная школа. – 1997. – № 12. – С. 53–57.
Истомина, Н. Б. Общеклассная, групповая и индивидуальная формы работы на уроках математики / Н. Б. Истомина // Начальная школа. – 1985. – № 7. – С. 32– 35.
Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин // Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 239 с.
15