Организация проектной деятельности младших школьников

Оглавление

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc438394366" 14Введение 13 PAGEREF _Toc438394366 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc438394367" 14Глава 1. Теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников 13 PAGEREF _Toc438394367 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc438394368" 141.1 Понятие проекта и проектной деятельности в научной литературе 13 PAGEREF _Toc438394368 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc438394369" 141.2 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе 13 PAGEREF _Toc438394369 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc438394370" 14Глава 2. Практико-ориентированная работа по организации проектной деятельности младших школьников 13 PAGEREF _Toc438394370 \h 14281515
13 LINK \l "_Toc438394371" 142.1 Анализ опыта работы МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска по организации проектной деятельности младших школьников 13 PAGEREF _Toc438394371 \h 14281515
13 LINK \l "_Toc438394372" 142.2 Особенности организации проектной деятельности в начальных классах в МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска 13 PAGEREF _Toc438394372 \h 14341515
13 LINK \l "_Toc438394373" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc438394373 \h 14441515
13 LINK \l "_Toc438394374" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc438394374 \h 14461515
15

Введение

Актуальность исследования. В современном образовании происходит переориентация целей с формирования знаний, умений и навыков (ЗУНов) на развитие у обучающихся самостоятельности, способности к самоорганизации, к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству и диалогу.
Национальная доктрина образования в РФ в качестве одной из важнейших задач определяет «непрерывность образования в течение всей жизни человека», которая рассматривается не только как мера государства по обеспечению развития материального производства, но и как возможность индивида осуществлять свободный выбор путей собственного развития, жизнетворчества, самоутверждения. В этой связи каждого вступающего в жизнь человека надо, прежде всего, научить учиться, привить ему интерес к познанию.
Сегодня, когда в России осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика, формирует личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Начальный период обучения является особым этапом в становлении индивидуальной учебной траектории каждого школьника, его субъектно-творческого самоопределения в пространстве образования. Исследования по проблемам эффективности обучения, а также практика работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества образования является формирование у младших школьников творческих способностей, оригинального и креативного мышления, самостоятельности, адекватных для данной возрастной группы умений в организации самостоятельной познавательной деятельности.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определены результаты образования на выходе из начальной школы. Это умение решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий (замысел), умения передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».
Ведущая роль при этом отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.
В связи с этим все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проектный метод как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в «новой школе».
Метод проектов дает возможность изменить позицию учащегося в образовании и его отношение к учебе: прежний подход, при котором педагог объясняет, а ученик внимательно слушает, запоминает, воспроизводит, заменяется подходом, когда обучающийся сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания. Из репродуктивной образовательная деятельность превращается в поисковую и творческую.
Проблема использования проектной деятельности в процессе обучения рассматривается во многих исследованиях. Основные идеи комплексного и деятельностного подходов в обучении, основные положения теории анализа и проектирования образования раскрывают Э.Ф. Зеер, A.M. Новиков, В.А. Поляков, Г.М. Романцев, А.Н. Сергеев, Е.В. Ткаченко, теории анализа и проектирования педагогической деятельности рассматривают В.В. Белич, В.И. Загвязинский, Л.М. Кустов), теории проектирования педагогических систем и технологий изучают В.П. Беспалько, Г.П. Щедровицкий, теории проектирования педагогических инноваций – М.М. Поташник.
Несмотря на то, что проектная деятельность как метод обучения в последние годы широко внедряется в практику образовательных организаций, недостаточно изучена методика организации проектной деятельности в начальной школе. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Организация проектной деятельности младших школьников».
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать рекомендации по организации проектной деятельности в начальных классах.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: методика организации проектной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
- дать понятие проекта и проектной деятельности;
- изучить сущность и особенности проектной деятельности в начальной школе;
- проанализировать опыт работы МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска по организации проектной деятельности младших школьников;
- разработать рекомендации по организации проектной деятельности в начальных классах в МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска.
Методы исследования: теоретические (анализ и изучение научно-методической литературы, обобщение, классификация); эмпирические (наблюдение, анализ учебных планов, беседа с учителями начальных классов).
База исследования: МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска, начальные классы.

Глава 1. Теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников

1.1 Понятие проекта и проектной деятельности в научной литературе
В современном русском языке словом «проект» (от латинского projectus «выдающийся вперед») называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа, и третье значение, имеющее непосредственное отношение к предмету нашего исследования, – какой-либо замысел или план [10]. В свою очередь проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
А.И. Савенков отмечает, что при построении прогноза в процессе проектирования будущее раскладывается на три составляющие:
- детерминированную – полностью предсказуемую, обусловленную действием известных причин;
- вероятностную – предсказуемую с большей долей вероятности;
- случайную – принципиально не поддающуюся никакому прогнозированию [25].
Первая опирается преимущественно на знания и логику. Вторая требует от ребенка уже не столько логического, сколько альтернативного, дивергентного мышления, умения вырабатывать гипотезы. И, наконец, третья – интуиции. При этом существует закономерность: чем более ясен предмет, тем выше доля первой – детерминированной – части, но чем непонятнее предмет, тем все больше становится непрогнозируемая, случайная составляющая, стимулирующая интерес.
Анализ понятия «проектная деятельность» показывает, что в современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются как синонимичные, а исследовательское обучение отождествляется с обучением по методу проектов.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого – либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний.
Проектирование и исследование – разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Первым, кто достаточно убедительно обозначил эту разницу, был психолог Б. Хендерсон, специализирующийся в области исследовательского поведения и обучения детей. Он предложил рассматривать применительно к образованию понятия «свободное исследование» и «проблемное исследование». Свободное исследование – это исследование, не предполагающее достижение определенного заранее результата, представленного в виде какой – либо практической задачи. Вероятностное, гипотетическое предположение как прогнозирование возможного результата частично выводит исследователя из поля бескорыстного поиска истины, в значительной степени приближая его деятельность к поиску заранее известного, предсказуемого – к проектированию [2].
А.И. Савенков рассматривает предложенное Б. Хендерсоном понятие «проблемное исследование» как один из аналогов проектирования. «Проблемное исследование» радикально отличается от «свободного исследования» тем, что предполагает решение какой – то ясно поставленной в самом начале проблемы [25].
В отличие от исследования проект, а следовательно, и проектирование, всегда ориентированы на практику. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество. Реальный исследователь стремиться к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в итоге открытие, и как следствие – ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы. Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках.
Суть метода проектов – стимулировать интерес к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [9].
Краткую характеристику проектированию дают А.В. Хуторской и Г.К. Селевко, обозначая его как целенаправленную деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности [32].
Е.В. Евплова, И.И. Тубер под проектной деятельностью понимают личностно-ориентированную технологию, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного предмета, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [11].
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Н.Ю. Пахомова отмечает, что проектная деятельность логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) в ситуации неопределенности. Однако наличием самого факта поисковой активности проектная деятельность не может исчерпываться, она имеет определенную структуру, предполагающую на наш взгляд следующие компоненты:
- оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез);
- моделирование действий;
- реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения;
- анализ получаемых результатов [20].
Проект, по мнению В.С. Лазарева, состоит из компонентов, качество которых и связи между которыми определяют качество самого проекта. В состав проекта входят:
- проблема;
- цели проекта;
- план действий по достижению целей;
- механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией планов достижения целей);
- ресурсное обеспечение проекта;
- действия, обеспечивающие реализацию проекта;
- результаты реализации проекта;
- команда проекта [26].
Ставя проблему, определяют потребность в чем-то, чего пока не существует, или потребность в улучшении чего-то уже существующего. При разработке проекта следует определить, что возможно сделать и какой соответствующий результат можно получить (цель проекта).
Чтобы достичь цели, необходимо выполнить составить план действий. Выполнение всяких действий требует ресурсов: человеческих, материальных, технических, информационных, финансовых. Следующая за разработкой плана стадия проекта – его практическая реализация.
Метод проекта стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативности школьников. Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволяет:
активно развивать личностные качества и способности школьников;
повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
усилить уверенность учащихся в собственных силах (в ходе работы над проектом обеспечивается максимальная самостоятельность учащихся от идеи до ее воплощения);
поднять имидж учителя (использование в обучении передовых педагогических технологий);
включить в процесс обучения учащихся их родных и близких (помощь в поиске информации, разработке, оценке объектов проектирования).
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Образовательная функция метода проектов подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Воспитательная функция использования метода проектов состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Существует большое количество классификаций проектов. В соответствии с темой нашего исследования мы рассмотрим классификации учебных проектов, т.е. проектов, создаваемых учащимися в процессе обучения.
В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы [17]:
«проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.
«экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой общественной жизнью.
«повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.
«инструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
Рассмотрим классификацию проектов по доминирующей деятельности учащихся:
1. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в сети Интернет.
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов [19]:
1. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает педагог-предметник, консультантом – педагог другой дисциплины.
2. Межпредметные проекты выполняются исключительно за внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Также различают монопроекты, которые проводят в рамках одной методики, и межпредметные, затрагивающие две-три методики.
По характеру контактов проекты могут быть [2, с.43]:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (в пределах одной страны);
международными.
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Элемент XX века», химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Таким образом, существует большое количество проектов, которые могут создавать учащиеся в процессе обучения.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся.
Н.Ю. Пахомова выделяет следующие этапы проектов:
I этап – аналитический: выбора темы проекта, его типа, количества участников; педагог продумывает возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
II этап – поисковый: обозначается проблема и формулируется наиболее актуальная и посильная задача для детей на определенный отрезок времени; распределяются задачи по группам; обсуждается план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию).
III этап – практический: выполнение проекта – комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта;
IV этап – презентационный: презентация результатов [40].
Благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
По мнению В. Васильева, проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного. На первом этапе ученики проводят мини-исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают документацию. На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности. На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется документация, проводится защита проекта [7].
Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность, предполагающая вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы, позволяет учитывать в процессе обучения национальные и региональные условия.
1.2 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Одним из наиболее эффективных способов развития познавательной самостоятельности оказывается использование проектной деятельности в работе с младшими школьниками, так как у детей данного возраста наблюдается достаточный уровень сформированности психических процессов, им присущи познавательная и творческая активность, и такой уровень устойчивости интересов и внимания, что делает возможным применение элементов проектной деятельности в качестве средства развития познавательных интересов младших школьников.
Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой дети приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Используя проектную деятельность, педагог может реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастным и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [15].
В процессе проектной деятельности, по мнению И. Чечель, дети сталкиваются с рядом трудностей: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусмотреть последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Эти трудности могут быть преодолены в процессе работы с детьми при правильной организации проектной деятельности педагогом на каждом из ее этапов [194].
Организация проектной деятельности понимается как процесс приведения деятельности учащихся из дифференцированных частей в определенную целостную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этой деятельности с учетом конкретных условий. При организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста необходим творческий подход двух субъектов этой личностно-ориентированной деятельности – ребенка и педагога. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется совместный исследовательский поиск, сотворчество детей и взрослых, которое предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к сотворчеству постепенно: от наблюдения за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, и наконец, к сотрудничеству в проектной деятельности.
При этом необходимо учить детей действовать самостоятельно, не сдерживать их инициативы, избегать прямых инструкций. Важно чтобы педагог в процессе организации проектной деятельности учитывал зоны актуального и ближайшего развития ребенка. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста:
- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;
- проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;
- важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями;
- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей) [8].
Таким образом, организация проектной деятельности является сложным многоэтапным процессом. Для каждого возрастного этапа существуют также специфические особенности организации проектной деятельности. Роль педагога отличается на разных этапах проектирования: он превращается из основного источника и контроллера знаний в консультанта и помощника, организатора деятельности детей. Педагог руководит творческой деятельностью детей.
Первым этапом организации проектной деятельности младших школьников, и на наш взгляд, одним из самых сложных, является подготовительный этап. Педагогу при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения детьми предусмотренных программой знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности (уровню абстракции, степени креативности и т.п.), но это совсем не обязательно. Ребенок должен иметь возможность выбрать тему проектной деятельности, форму ее организации (индивидуальную и групповую), степень сложности проектирования задания.
Эффективность организации проектной деятельности определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. При организации проектной деятельности младших школьников велика роль педагога, так как дети только начинают знакомиться с этой деятельностью. Поскольку данная деятельность в младшем школьном возрасте складывается в своих элементах, она осуществляется на базе других видов деятельности. Наиболее эффективно применение проектной деятельности младших школьников в ручном труде.
В работе А.И. Савенкова находим следующую структуру проектной деятельности младших школьников:
- целеполагание,
- планирование процесса,
- реализация процесса, согласно плана,
- рефлексия проделанной работы,
- коррекция.
На основании данной структуры были выделены этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками, подэтапы и сформулированы вопросы, на которые необходимо ответить в результате реализации каждого из этапов [16]. Рассмотрим специфику организации каждого из этапов проектной деятельности и способы организации обучения детей младшего школьного возраста проектной деятельности подробнее.
Целеполагание – это «старт», на котором задумывается проект. На этом этапе значимой является подготовка педагога, который формулирует педагогическую цель (К чему я буду вести детей?), соотносит ее с проблемами детей, находит значимую из них. Главные вопросы этого этапа, на которые должны ответить дети: Что будем делать? Как можно решить наше затруднение? Для кого (чего) это нужно? Что в результате получим? Что мы знаем и умеем? Чему надо поучится? На этапе знакомства с проектной деятельностью у детей формируются первые представления о проекте и понятие «проблема», которую целесообразно рассматривать как побуждение к действию для разрешения противоречия между желаемым и существующим в реальности, являющимся личностью или общественно значимым. Вначале цель предстоящей работы выделяет взрослый. Для этого он выделяет из множества менее значимых самую интересную и актуальную для детей проблему и подводит к ней младшего школьника. Постепенно дети учатся самостоятельно выдвигать и выбирать цели, словесно формулировать проблему. Младшие школьники должны осознать и уяснить: зачем и почему они будут выполнять проект, каково его значение в их жизни и в жизни общества, какова основная задача предстоящей деятельности.
В младшем школьном возрасте педагог уже должен обращать внимание на формирование у детей умения ясно и четко определять результаты, предстоящей деятельности. При этом нужно ориентировать учащихся на то, чтобы они ставили реально достижимые цели и правильно оценивали свои возможности. При выборе объектов проектирования лучше остановить внимание детей на несложных и небольших по объему работах. Кроме того у детей младшего школьного возраста еще недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы, поэтому лучше выбирать такие проектные задания, которые бы выполнялись в микрогруппах и были бы подчинены единой идее. В процессе решения проблемы дети анализируют степень полезности этих решений для общества, личную пользу.
Педагог стимулирует активность и инициативность детей по выдвижению идей, используя метод мозговой атаки (мозгового штурма). На данном этапе возможно применение данного метода в несколько упрощенной его модификации. Мозговой «штурм» способствует активации коллективно-творческой деятельности. На основе умения выслушивать ответы при групповом обсуждении и критически к ним отнестись, формируется умение оценивать лучшее решение, решать изобретательские, прогнозные, исследовательские и задачи с недостатком данных. На этом этапе так же возможно использование элементов метода аналогий, с помощью которого производится перенос новых гипотез на проблему с целью выявления их состоятельности. Использование прямой аналогии предусматривает сравнение совершенствуемого объекта с более или менее аналогичным объектом из другой области техники или с объектом живой природы.
Кроме рассмотренных способов организации целепологания, можно применять и следующие:
а) Моделирование – самостоятельное использование разного вида моделей для записей условий задачи и возможных вариантов решений. Работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице (при условии, если у педагога вместе с детьми есть совместно выработанная система обозначений). Этот метод учит самостоятельно употреблять некоторые операции моделирования, подводит детей к элементам умственного экспериментирования, развивает способность понимать, интерпретировать и создавать идеализированную предметную среду.
б) Метод фокальных объектов – алгоритм данного метода определяет следующий порядок действий: 1) выбор фокального объекта; 2) выбор 3-4 случайных объектов; 3) составление для каждого случайного объекта признаков, их характеризующих; 4) генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов; 5) развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.
в) Метод каталога – дети самостоятельно составляют сказку, историю, используя цепочку вопросов, предложенную педагогом. По итогам сочинения возможна продуктивная деятельность. Игра «Хорошо – плохо» - развивает способность в одном и том же предмете, явлении увидеть положительные и негативные стороны, чтобы затем, используя эти особенности, усовершенствовать первые и уменьшить воздействие вторых.
На этапе принятия решения («что я буду делать?») важным моментом при использовании различных методов является формирование у детей умение реально сопоставить свои возможности, ограниченность ресурсов с теми предложениями, которые они выдвигают. Главная задача этого этапа – выявить из множества проблем несколько, наиболее существенных, затем из них (осознание проблемной области) необходимо выбрать одну. На этапе самодиагностики дети с помощью специальных наводящих вопросов педагога выясняют, готовы ли они к выполнению данного проекта, какие знания, умения, необходимые для выполнения конкретного творческого задания, у них имеются, а каких недостает.
Следующий этап – планирование. Этот этап является связующим между целеполаганием и реализацией поставленных целей. Эта работа может проходить либо в свободной игровой форме, либо в качестве специально организованного занятия. Основные вопросы этого этапа: Как будет внешне выглядеть задуманное? В какой последовательности будем это делать? Какие инструменты и материалы нам понадобятся для работы? При планировании происходит выделение и анализ этапов всей предстоящей работы и ее подэтапов; выбор материалов, инструментов, приспособлений, необходимых для работы; организация рабочего места; определение критериев контроля за качеством работы, которые помогут после окончания работы проанализировать конечный результат, выявить, что нуждается в коррекции.
Здесь необходимо предложить детям (чаще это является домашним заданием) подумать, как будет выглядеть внешне та поделка, которую они хотят сделать. Если проект реализуется на нескольких занятиях (долгосрочный), дети должны рассказать, какой будет их поделка (цвет, форма, размер и т.д.), при этом мы используем схемы, обозначающие каждый параметр, и что бы не забыть внешнего вида поделки, предлагаем свой замысел зарисовать. Если этаже проект реализуется в одном-двух занятиях, тогда после того как дети придумали то как будет выглядеть их поделка, по желанию знакомят окружающих со своей идеей.
Важным приемом на этапе совместным со взрослым планирования содержания и последовательности операций является предметное и знаковое моделирование ребенком пути и способа получения образца. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей могут использоваться разные способы планирования:
1) готовая схема выполнения действия в предметно-картиночной или знаковой форме;
2) моделирование последовательности операций для получения требуемого продукта путем подбора соответствующих предметных картинок или знаковых изображений;
3) самостоятельное сотрудничество со взрослым, поиск пути достижения целей и фиксация его в план-схеме.
К основным методам данного этапа можно отнести эффективное поощрение, беседу, которая будет содержать вопросы разного характера: Как мы будем это делать? В какой последовательности? Какие инструменты и материалы нам понадобятся для работы? Как можно экономно расходовать материалы? и др.
Организация этапа реализации процесса. Дети выполняют технологические операции с соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, то есть идет непосредственное изготовление проекта. При этом они осуществляют пошаговый самоконтроль, который позволяет им контролировать фактическое решение задачи и корректировать свои действия в процессе выполнения работы, соотнося их со схемой. Целью деятельности на данном этапе является качественное и правильное выполнение всех запланированных операций. Основной вопрос этапа: Делаем все по порядку? Роль педагога заключается в оказании детям индивидуальной помощи.
Организация этапа рефлексии. Данный этап будет включать в себя сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью, а также самооценку и взаимооценку. На этом этапе дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. Взрослый вместе с детьми анализирует всю проделанную работу, сопоставляют конечный результат своей деятельности с намеченной изначально целью. Младшие школьники анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали и что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работе, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Здесь применяются те же критерии оценки результата, которые были определены детьми совместно с педагогом на этапе планирования. Главный вопрос этапа: Получилось ли то, что задумали?
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Организация этапа коррекции работы. Главная цель этого этапа – сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку те ошибки, которые можно будет избежать в следующий раз (то есть извлечь урок на будущее). Дети (на первых порах при помощи педагога, а затем и самостоятельно) определяют, что нуждается в коррекции, и отбирают способы корректировки действий и качества выполнения, последовательности. Главные вопросы этого этапа: Что надо подправить? А что еще можно придумать? На этом этапе может задумываться новый проект, может возникнуть новая идея – как можно усовершенствовать работу в отборе средств, способов, материалов и т.д. Интересные идеи можно поместить в «банк идей».
При организации проектной деятельности в начальной школе следует так же учитывать, что проведение проектной деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.). Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно.

Выводы по главе 1
Под проектной деятельностью младших школьников понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность является многоэтапной и эффективность ее реализации определяется процессом ее организации. Организация проектной деятельности является сложным многоступенчатым процессом. В целом этапы организации проектной деятельности в начальной школе соответствуют этапам реализации проектной деятельности младшими школьниками, кроме первого – подготовительного этапа и последнего – заключительного (итогового) этапа, которые являются специфичными, так как эти этапы осуществляются только одним участником проектной деятельности – педагогом.
Несмотря на общую структуру, существует множество способов организации проектной деятельности младших школьников. Это объясняется тем, что на каждом из этапов у педагога есть возможность использовать множество методов, которые делают процесс проектной деятельности в каждом случаи уникальным и практически неповторимым.
Глава 2. Практико-ориентированная работа по организации проектной деятельности младших школьников

2.1 Анализ опыта работы МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска по организации проектной деятельности младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 151 г. Челябинска создано 1 сентября 1988 года.
Образовательная деятельность в начальной школе осуществляется на основе основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года с изменениями от 29 декабря 2014 г № 1643).
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 151 определяет содержание начального общего образования и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена:
- на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;
- на формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.
- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа разработана с учетом основополагающих принципов образовательных систем «Перспектива» и «Школа 2100»:
- Принцип деятельности (включение ребенка в учебно-познавательную деятельность).
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (учет личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями).
- Принцип осознания учебной деятельности (каждый элемент знаний усваивается в связи с другими и обязательно внутри определенного целого, при этом школьник осознает не только содержание учебного материала, но и сам процесс добывания знаний).
- Принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности).
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:
- центральные психологические новообразования, формируемые на данной уровне образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
В основе реализации Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 151 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), проблемно-диалогическую технологию, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технологию проектного обучения.
Метод проектов реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
УМК «Перспектива» предусматривает выполнение проектов по всем учебным предметам по следующим направлениям:
- «Я в мире и мир во мне»;
- «Хочу учиться!»;
- «Я общаюсь, значит, я учусь»;
- «В здоровом теле здоровый дух!».
Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
По УМК «Школа 2100» проектная деятельность реализуется в рамках курса «Окружающий мир» (авт. А.А.Вахрушев) , «Технология»(авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), «Чтение и начальное литературное образование»(авт. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.), «Русский язык» (авт. Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.), «Изобразительное искусство» (авт. О.А. Куревина, Е.Д Ковалевская), «Математика» (авт. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова).
Задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности.
Таблица 1
Темы проектов, реализуемых в начальных классах МБОУ СОШ №151 г. Челябинска
Предметы
Классы


1
2
3
4

Русский язык
1. Эти удивительные буквы.
2. Говорящая азбука.
3. Звуки в слове
1. Как хорошо уметь грамотно писать.
2. Слова-близнецы. Слова-друзья.
3. Слова-родственники
1. Строим слова и предложения.
2. Слова-пришельцы
3. Происхож-дение слов
1. Волшебница речь.
2. Крылатые слова
3. Знаки препинания

Мате-матика
1. Эти удивительные цифры.
2. Задачи в стихах.
3. Интерес-ный учебник
1. Измерение времени.
2. Магия чисел.
3. Модель часов.
1. Вычисли-тельные машины. 2. История возникнове-ния математики 3. Осевая симметрия
1. Свойства площади.
2. Задачник по математике
3. Шахматы развивают мышление?

Литера-турное чтение
1. Устное народное творчество 2. Загадка.
3.  Друзья детства-игрушки
1. Сказка как литературный жанр.
2. Сказочные человечки
3. Сказочные богатыри
1. «Игра становится жизнью» (о путешествиях
2. Народные сказки
3. Авторские сказки
1. Басни.
2. Детская литература
3. Детские писатели

Техноло-гия
1. Панно «Осенний букет»
2. Сувенир в подарок.
3. «Книжка-малышка»
1. Рамка для фотографий
2. Оригами.
3. История поздрави-тельной открытки.
1. Мягкая игрушка «Рыбка»
2. Поделки из овощей
3. Поделки из еловых шишек.
1. Салфетка
2. Что можно сделать из теста?
3. Поделки из бросового материала

Изо
1. Сказочные герои.
2. Натюрморт 3. Дымков-ские игрушки
1. Народное творчество. 2. Городецкая роспись
3. Пейзаж
1. Дизайн в нашей жизни. 2. Хохломская роспись
3. Великие художники
1. Изобрази-тельное искусство. 2. Фотогра-фия
3. Графика

Окружа-ющий мир
1. Профессии.
2. Пернатые друзья.
3. Значение органов чувств
1. Страны мира.
2. Путешествие капельки.
3. Глобус
4. Пищевые цепи
1. Экосистема
2. Аквариум и его обитатели
3. Генеало-гическое дерево моей семьи
1. Органы тела человека
2. Государ-ственные праздники
3. Религии мира


Метод проектов используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, после динамической паузы и организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как компьютерные занятия, экскурсии, студии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, соревнования и т. д.


Таблица 2
Внеурочная деятельность в начальных классах МБОУ СОШ №151 г. Челябинска
Направление
Программы

Спортивно-оздоровительное
Чемпион (Подвижные игры)


Тропинки здоровья


Логоритмика


Общешкольные и классные мероприятия

Духовно-нравственное
Олицетворяющая фантазия


Хоровое пение


Музыка и информатика


Общешкольные и классные мероприятия

Социальное
Многоцветные кружева родного края


Азбука нравственности


Общешкольные и классные мероприятия

Общеинтеллектуальное
Информатика и ИКТ


Уроки психологического развития


Общешкольные и классные мероприятия

Общекультурное
Литературная мастерская (библиотека)


Добрая дорога (ПДД)


Путешествие по стране Этикета


Удивительное рядом (английский язык)


Общешкольные и классные мероприятия


Анализ уроков, проводимых в начальной школе, и программ внеурочной деятельности показал, что проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Вместе с тем организация проектной деятельности осуществляется стихийно, отсутствует единый подход, четко не определены этапы проекта, критерии оценки проектной деятельности учащихся.

2.2 Особенности организации проектной деятельности в начальных классах в МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска
Изучив состояние проблемы в теории и практике, мы разработали рекомендации по организации проектной деятельности в начальных классах МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска. Для этого мы выбрали два направления: проектная деятельность на уроках (на примере уроков по предмету «Окружающий мир») и во внеурочной деятельности (на примере программы кружка «Занимательная математика»).
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
Целью курса «Окружающий мир» является формирование у учащихся широкой целостной научной картины мира, которая постепенно обогащается за счет познания от класса к классу все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.
Особенностью курса «Окружающий мир» является реализация интегрированного подхода в ознакомлении с окружающим миром. Познание природы осуществляется во взаимосвязи с обогащением представлений о социальном окружении ребенка. Источником познания служит вся окружающая действительность: и природа, и явления общественной жизни.
Согласно ФГОС НОО изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Использование проектной деятельности как организованного способа познания, позволяет активно включать всех учащихся в обсуждение тех или иных программных тем. У младших школьников появляется возможность высказать свою точку зрения, рассказать о собственных наблюдениях, впечатлениях взаимодействия с окружающим миром.
Организация проектной деятельности учащихся включает несколько этапов, в процессе которых реализуются различные виды педагогической деятельности учителя. На первом этапе одной из главных задач педагога является формулирование целей обучения и отбор содержания учебного материала, осуществляется выбор проблемной области. На данном этапе основным ориентиром педагога является Государственный образовательный стандарт и особенности учебной программы, в рамках которой будет проходить обучение. Таким образом, к началу учебного года педагогу необходимо составить не только тематическое планирование с подробным описанием содержания каждой темы и количеством выделяемых на нее часов, но и выделить, сформулировать список примерных тем для выполнения учащимися проектной деятельности по курсу «Окружающий мир».
Характерной особенностью перечня тем для проектной деятельности учащихся является их высокое разнообразие. Каждый из школьников может также создавать проект на проблему, не внесенную в перечень тем, а сформулированную им самостоятельно, но лишь после утверждения данной темы преподавателем. На основании тематического плана по данному курсу нами был разработан список тем, на которые могут ориентироваться младшие школьники 2-3 классов при осуществлении проектной деятельности по курсу «Окружающий мир»:
1. Различие объектов неживой и живой природы.
2. Дорога от дома до школы.
3. Растения, которые тебя окружают.
4. Значение растений на Земле.
5. Насекомые, которые тебя окружают.
6. Звери, которые тебя окружают.
7. Как животных защищает окраска меха и шерсти.
8. Птицы, которые тебя окружают.
9. Как приспосабливаются к наступлению зимы зимующие птицы.
10. Почему нужно бережно относиться к окружающей природе.
11. Охрана природы в нашей стране, роль заповедников.
12. Культурные растения, плоды и семена которых используют в пищу люди.
13. Осенние изменения в природе (листопад).
14. Зима в нашем городе.
15. Снег – что это такое, свойства снега и льда.
16. Как наступает весна.
17. Летние явления в природе.
18. Поверхность Земли на глобусе и карте.
19. Земля и Солнце.
20. Звезды и планеты.
Следующие этапы организации проектной деятельность младших школьников направлены на развитие познавательного интереса в рамках курса «Окружающий мир». Организация этих этапов происходит уже при непосредственном взаимодействии педагога и учащихся. В результате расширения объектов взаимодействия структура данных этапов усложняется.
Проекты школьников могут включать в себя рисование или создание моделей объектов или явлений, создание коллекции, альбома, мини-музея, макета, и представления (презентации) продуктов проектов (рассказ о коллекции, альбоме, объекте, драматизация, экскурсия в мини-музей и др.). Дети готовят устные сообщения, учатся выступать перед всем классом.
В классах могут быть оформлены: музейная зона, информационная зона, познавательно-наглядная зона или зона коллекций – содержание которых может постоянно обогащалось продуктами проектной деятельности детей.
Этапы выполнения проекта:
1. Выбор проблемы (темы) – погружение в проект. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
2. Обязательное планирование действий – разработка проекта. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.
3. Поиск информации – осуществление деятельности. Обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4. Продукт – результат работы. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая
· конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, математические модели, мультимедийные продукты и т.д.
5. Презентация результатов – представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
Критериями оценки результатов работы учеников будут:
- умение использовать различные источники информации, методы исследования,
- умение работать в сотрудничестве,
- принимать чужое мнение,
- противостоять трудностям;
- умение ставить цель,
- составлять и реализовать план,
- проводить рефлексию,
- сопоставлять цель и действие.
В заключение проводится рефлексия. Предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
2. Что в работе над проектом было наиболее интересным?
3. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
4. Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Проектная деятельность во внеурочной деятельности
Темы проектов в рамках кружка «Занимательная математика» (для учащихся 3-4-х классов):
- Числа в пословицах и поговорках.
- Нумерация вокруг нас.
- Измерения (что меряют, чем меряют).
- Единицы измерения в Древней Руси.
- Единицы измерения в других странах.
- Числа в спорте.
- Математика в раскрое одежды.
- Математика в торговле.
- Математика в строительстве.
- Математика в кулинарии.
- Математика в Древнем мире.
- Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
К этому списку для учащихся сельских школ можно было бы добавить и исследования по математике в сельском хозяйстве, а для учеников, у которых есть домашние животные, - исследования, связанные с количеством пород, параметрами экстерьера и рационом домашних любимцев.
«Примерные программы...» предлагают и темы для проектов.
- Макеты зданий из простых геометрических тел.
- Конкурс на самый экономный раскрой.
- Книга о математике в Древнем мире.
- Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
- Постановка по книге о числах.
- Коллекция самодельных измерительных приборов.
Например, при организации кулинарного праздника учитель может предложить при подготовке к этому празднику составить (на основе кулинарных рецептов) математические задачи на расчет продуктов, на стоимость покупок продуктов в магазине, используя при этом арифметические навыки, которые к тому времени уже сформированы у учеников.
Для учеников с гуманитарным складом ума будут интересны темы «Единицы измерения в Древней Руси» и «Единицы измерения в других странах», но составление задач на сопоставление этих величин с современной метрической системой будет затруднено тем, что им придется иметь дело с десятичными дробями, а в этом случае им понадобится консультация взрослых (учителя или родителей). Школьников особенно заинтересует система английских мер длины, которая основана не на физических параметрах какого-то давно забытого безымянного предка, как в русской системе длин (пядь, вершок, локоть, аршин, сажень, косая сажень), а на физических параметрах английского короля Эдуарда I Лонгшана: дюйм – длина фаланги пальца его руки, фут – длина стопы, ярд – длина шага.
В 1-2 классах исследовательские задания должны быть более легкими. Например, можно дать задание по нахождению с помощью взрослых пословиц, поговорок и загадок, включающих числа (например: «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут» и т.д.). Та же тема может быть повторена и в 3-4 классах, но осложнена заданием найти дополнительный материал об отношении к так называемым магическим числам древних египтян, греков, римлян и славян. Такой материал не только позволит ученикам по-новому воспринять русский малый фольклор, но и включит эти сведения в более широкий культурно-исторический контекст, позволяющий понять всеобщность математических знаний. В результате материал об одновременном использовании в науке и быту римских и арабских цифр получит новое освещение.
Содержание занятий представляло собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического факультатива должны были содействовать формированию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Повышение компетентности педагогов по организации проектной деятельности
Особое место в процессе организации проектной деятельности младших школьников занимает уровень подготовки специалистов образовательного учреждения. Для повышения уровня подготовки педагогов и создания комфортных условий для эффективной организации педагогом образовательного пространства с использованием форм проектной деятельности нами разработан план тематического педагогического совета.
Цель педагогического совета: мотивировать педагогов начальной школы на работу в инновационном режиме – организаци проектной деятельности школьников, стимулировать процесс их профессионально-личностного самосовершенствования.
Ход педагогического совета можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап – вступительное слово директора образовательного учреждения. Директор объявляет тему педагогического совета, его цели, настраивает участников совета на активную и творческую работу.
На следующем этапе методист знакомит педагогический состав с проектной деятельностью и особенностями ее организации. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
1. Особенности организации проектной деятельности
2. Сложности, которые могут возникнуть в процессе организации проектной деятельности.
3. Основные формы проектной деятельности.
4. Основные принципы организации проектной деятельности начальной школе.
5. Готовность педагогов к педагогическому сопровождению и поддержке в рамках проектной деятельности.
На последнем этапе подводятся итоги обсуждений, утверждаются или вносятся коррективы в списки тем проектной деятельности, педагогические планы и прочие документы.
Для повышения эффективности организации проектной деятельности можно проводить цикл педагогических советов. Каждая последующая встреча педагогов происходит при переходе на следующий этап проектной деятельности и ее организации. Это позволит обеспечить своевременную не только информационную поддержку педагогов, но и психологическую.

Выводы по главе 2
Образовательная деятельность в начальной школе осуществляется на основе основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана с учетом основополагающих принципов образовательных систем «Перспектива» и «Школа 2100».
В основе реализации Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 151 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира и опору на современные образовательные технологии деятельностного типа, в том числе на технологию проектного обучения.
Метод проектов реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
УМК «Перспектива» предусматривает выполнение проектов по всем учебным предметам по следующим направлениям: «Я в мире и мир во мне»; «Хочу учиться!»; «Я общаюсь, значит, я учусь»; «В здоровом теле здоровый дух!». По УМК «Школа 2100» проектная деятельность реализуется в рамках курса «Окружающий мир» (авт. А.А.Вахрушев) , «Технология»(авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), «Чтение и начальное литературное образование»(авт. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.), «Русский язык» (авт. Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.), «Изобразительное искусство» (авт. О.А. Куревина, Е.Д Ковалевская), «Математика» (авт. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова).
Метод проектов используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, после динамической паузы и организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как компьютерные занятия, экскурсии, студии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, соревнования и т. д.
Анализ уроков, проводимых в начальной школе, и программ внеурочной деятельности показал, что проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Вместе с тем организация проектной деятельности осуществляется стихийно, отсутствует единый подход, четко не определены этапы проекта, критерии оценки проектной деятельности учащихся.
Изучив состояние проблемы в теории и практике, мы разработали рекомендации по организации проектной деятельности в начальных классах МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска. Для этого мы выбрали два направления: проектная деятельность на уроках (на примере уроков по предмету «Окружающий мир») и во внеурочной деятельности (на примере программы кружка «Занимательная математика»).
Особое место в процессе организации проектной деятельности младших школьников занимает уровень подготовки специалистов образовательного учреждения.
Заключение

Анализ нормативно-правовых документов, требований стандарта, научно-методической литературы показал, что проектная деятельность в современной начальной школе является одним из ведущих видов деятельности младших школьников. Под проектной деятельностью младших школьников понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Организация проектной деятельности является сложным многоступенчатым процессом. Несмотря на общую структуру, существует множество способов организации проектной деятельности младших школьников. Это объясняется тем, что на каждом из этапов у педагога есть возможность использовать множество методов, которые делают процесс проектной деятельности в каждом случаи уникальным и практически неповторимым.
Изучив опыт работы МБОУ СОШ № 151 мы выяснили, что метод проектов реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Анализ уроков, проводимых в начальной школе, и программ внеурочной деятельности показал, что проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Вместе с тем организация проектной деятельности осуществляется стихийно, отсутствует единый подход, четко не определены этапы проекта, критерии оценки проектной деятельности учащихся.
Изучив состояние проблемы в теории и практике, мы разработали рекомендации по организации проектной деятельности в начальных классах МБОУ СОШ № 151 г. Челябинска. Для этого мы выбрали два направления: проектная деятельность на уроках (на примере уроков по предмету «Окружающий мир») и во внеурочной деятельности (на примере программы кружка «Занимательная математика»).
Особое место в процессе организации проектной деятельности младших школьников занимает уровень подготовки специалистов образовательного учреждения. Цель педагогического совета: мотивировать педагогов начальной школы на работу в инновационном режиме – организаци проектной деятельности школьников, стимулировать процесс их профессионально-личностного самосовершенствования.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Список литературы

Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. – 526 с.
Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 478 с.
Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: учебное пособие / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1972. – 351 с.
Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. – М.: Просвещение, 1978. – 128 с.
Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №11. – С. 83-85.
Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова // Школьные технологии. - 2001. - №2. - С. 108-114.
Васильев, В. Проектная исследовательская технология. Развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. - 2000. - №9. - С. 177-180.
Венгер, Л.А. Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н. Ивочкина, Т.И. Григус, Л.А. Спирина. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2011. – 51 с.
Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие / И.А. Колесникова, Н.Б. Борытко, Н.Л. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.П. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Собрание сочинений / Л.С. Выготский, В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 671 с.
Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом / Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. - 2000. - №4. - С. 21-26.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Инюр, 1996. – 113 с.
Дворецкий, С.И. Формирование проектной культуры / С.И. Дворецкий // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 15-22.
Казанцева, Ж.Л. Первые шаги в науку: Сборник проектно-исследовательских работ учащихся начальной школы / Ж.Л. Казанцева. – М., 2014. – 38 с.
Казаренков, В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учебное пособие / В.И. Казаренков. – М.: Логос, 2011. – 96 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1970. – 391 с.
Краля, H.A. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / H.A. Краля. - Омск: ОмГУ, 2005. – 15 с. 
Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989. – С. 160-175.
Кульневич, С.В. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие для учителей нач. школы, студентов, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007. – 168 с.
Купирова, Е.А. Развитие младшего школьника как субъекта познавательной деятельности / Е.А. Купирова, Е.Л. Суворова // Начальная школа. – 2011. - №7. – С. 84-91.
Курочкина, М.В. Развитие у детей творческих способностей и познавательного интереса в школе полного дня / М.В. Курочкина // Воспитание школьников. – 2009. - №6. – С. 45-47.
Лазарев, В.С. Новое понимание метода проектов в образовании / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2011. - №10. – С.3-11.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: сб. науч. тр. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1990. – Т. I. – 392 с.
Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, Ноосфера, 1999. – 300с.
Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников: пособие / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. – М.: Педагогика, 1983. – 65 с.
Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина; под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
Методика воспитательной работы: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС / Л.А. черных, О.В. Созонтова. – Липецк: ЛИРО, 2012. – 94 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
Новиков, Т.А. Проектная технология на уроках и во внеурочной деятельности / Т.А. Новикова // Школьные технологии. - 2000. - №2. - С. 43-52.
Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
Опарина, М.А. Подготовка учителя к организации внеклассной творческой деятельности младших школьников / М.А. Опарина // Развитие личности в процессе обучения и формирование познавательного. – Пенза, 2009. – Вып. 7. – С.46-57.
Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
Пахомова, Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя / Н.Ю. Пахомова // Методология учебного проекта. Сборник статей / Ред.-сост. Н.Ю.Пахомова. - М.: Издательство МИОО, 2001. - С.47.
Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. - №4. – С.52-55.
Плотникова, Ю.Е. Формирование действий оказания помощи у младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.Ю. Плотникова. – М., 1998. – 32 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2008. – 190 с.
Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий учащихся: проект / сост. О.Б. Гильманова, М.И. Лысенко. – Казань, 2010. – 180 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
ЦукерманГ.А.Какмладшиешкольникиучатсяучиться? – М.: ПЦ«Эксперимент»,2000. – 215 с.
Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М., 2007. – 259 с.
Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное , пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия 2005. – 384 с.








13PAGE 15



13PAGE 144415





ђ Заголовок 115