Новые подходы к обучению литературному чтению для достижения планируемых результатов у младших школьников 
Латорцева Инна Викторовна, 
Киндеева Людмила Викторовна,
 учителя начальных классов
 МБОУ «СОШ №12 с УИОП»
Воропаева Оксана Владимировна,
заведующая библиотекой
МБОУ «СОШ №12 с УИОП»
Новые подходы  к обучению  литературному чтению для достижения планируемых результатов у младших школьников   
В статье раскрывается значение предмета «Литературное чтение» для достижения планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) — становления учебно-познавательной мотивации, развития универсальных учебных действий. Приводятся конкретные примеры методов работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения.
Авторы видят  решение проблемы в изменении подходов к обучению в начальной школе, в особом внимании к развитию умений учащихся сопоставлять русские тексты с их переводом, сравнивать тексты с «бродячими» сюжетами, анализировать прозаические и поэтические произведения и т.д. 
Произведения должны иметь для слушателя и читателя личностный смысл, содержание должно предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и т.п.; 
- стать в определенном смысле «уроком жизни» («так нужно и можно поступать», «так я поступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться, понимать другого человека и т.п. 
Есть такой анекдот: «Даю уроки вождения. Моисей». Не призываем вас записываться, но в условиях реализации новых стандартов нам необходимы новые подходы к обучению литературному чтению, без которых у нас не получится, ни деятельностной педагогики, ни развития свободного ребенка. 
Мечта авторов, ради которой А.Г. Асмолов  вместе с коллегами участвовал в разработке новых стандартов, — чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью, со «свободной походкой» и свободным видением мира, людей перспективы, а не ретроспективы.  
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», — писала Марина Цветаева и именно сегодня настает черед идеологии развития, а  курс литературного чтения призван ликвидировать разрыв между уровнем начального  и основного общего образования. Не секрет, что некоторые  выпускники начальной школы сталкиваются с большими трудностями при овладении литературным материалом 5-го класса. 
Поэтому уже в начальной школе следует обращать внимание не только на развитие умений осознанного чтения текста, умения пересказывать его, но также на формирование у младших школьников понимания словесно-художественного образа, роли детали в системе образов произведения.  Особое внимание следует уделять художественному слову. Помните, как писал  А.С. Пушкин  «Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу...» 
Важно показать учащимся, как в художественном тексте обогащается и расширяется основное значение слова, как приобретает оно новые оттенки значения.
Основным содержанием урока "Литературное чтение" в начальной школе должен стать анализ художественного текста маленьким читателем. 
Цель анализа, смысл и значение этой работы – полноценное восприятие художественного произведения. Именно в процессе читательской деятельности возможно формирование коммуникативной  компетентности у младших школьников.
   Подход к предмету литературного чтения сознательно – коммуникативный. 
Основная характеристика этого подхода: «Учиться общению общаясь».
Поэтому диалог,  живое общение,  языковая коммуникация,  опора на эстетическое в жизни детей являются   тем учебным фундаментом, на котором растёт и развивается маленький школьник. Опора в методике обучения на анализ событийной стороны художественного произведения и характеристика главных событий сразу выводит школьников  на героев как их участников. 
Например:
1. Гибель героя: Колобок («Колобок»), Ягненок («Волк и ягненок»), Лев («Лев и собака»), Лисичка («Лисичка со скалочкой»), Мальчик в «Вересковом меде», Лягушка («Лягушка и вол»), Снегурочка. На краю гибели находится и Муха-Цокотуха.
2. Ярко выраженное возвышение или снижение героя. Возвышение Золушки, младшей сестры в «Аленьком цветочке», Ивана в «Коньке-Горбунке». Кот в сапогах приносит счастье увальню-хозяину.
Позднее в основной школе ребята  будут рассматривать по той же схеме более сложные художественные произведения.  
Методика   работы  ориентирована на формирование коммуникативных компетенций, к которым относятся следующие результаты обучения:
-  творческое сочинительство, учебный диалог, своя точка зрения, и как итог - рукописные детские книжки.
 Учителям начальных классов следует помнить, что курс  литературного чтения выполняет двойную функцию:
- формируются универсальные учебные действия необходимые  для  изучения курса литературы в основной школе;
- совершенствуются основы речевых умений и навыков, осуществляется освоение грамматических категорий, практическое овладение русским литературным языком, приобретаются элементарные умения анализировать художественный текст.
  Младшие школьники овладевают самыми простыми формами самостоятельной творческой деятельности. 
 Развитие индивидуальности личности -  прежде всего развитие потребности и способности ученика к саморазвитию. Педагогическая помощь школьнику включает в себя:
• развитие потребности к самопознанию, интерес к своему Я, своим результатам деятельности;                                                                                                • реализацию своего творческого потенциала;                                                                  • самооценку;                                                                                                                • развитие себя через развитие другого.
Предмет формирования - умение младших школьников задавать вопросы. Наличие алгоритма - важное условие при формировании умения задавать вопросы:
надо определить цель вопроса;
вопрос должен быть кратким, чётким и ясным;
вопрос может начинаться со слов: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?
нужно внимательно слушать того, к кому вы обращаетесь с вопросом. 
   Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.
       Чтобы развитие индивидуальности личности стало ориентиром, надо изобрести, собрать и «склеить» в определенную последовательность приемы организации учебной работы, направленные на самопознание и самоопределение. Нужно окунуть «мертвое тело» приёмов в «живую воду» человеческо - педагогического общения.
    Отталкиваясь от своих учебных задач, индивидуальных замыслов, учитель по-разному проводит работу с текстом, используя следующие педагогические средства для формирования коммуникативных компетенций: 
занимательность, наглядность, игра (деловая, ролевая), беседа-размышление, диспут, юмор;
эмоциональный фон (речь учителя, музыкальное сопровождение).
    В конце учебного года проводится творческий день. Проведение такого дня является одним  из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития творческих и  коммуникативных способностей младших школьников: мышления, воображения, гибкости, оригинальности, приобщает родителей к проблемам учеников. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы обучающиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Каждая группа готовит определенное задание.    Это:  чтение собственных стихов, этюдов, очерков, рассказов; выставка рисунков, рисованных диафильмов; творческие мини- произведения;  спектакли, сценки.
      Павел Флоренский говорил, что культура — это среда, растящая личность, и эти слова остаются актуальными сегодня.
      В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др.
Относительно полный анализ текста требует много времени и возможен только в системе уроков развития речи: анализ художественного текста даёт возможность обеспечить на уроке взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, говорению, слушанию и письму).  
    Изучение композиции произведения помогает ученикам более глубоко и отчётливо увидеть авторскую позицию. К осмыслению композиции  подводят такие виды работ над текстом, как сжатый пересказ, составление плана. 
    Изучение стиля писателя оказывается необходимым средством уяснения позиции автора.  Наблюдение над стилем автора начинается с элементарных упражнений. Иногда этому способствует игровое   задание: вставить слова, пропущенные в тексте, а затем объяснить, почему писатель употребляет иной синоним, чем предложенный учеником.  Эта игра позволяет проверить интуитивное ощущение обучающимися  стиля писателя.   
      Вполне приемлемы для анализа литературного произведения и походы в кино и театр, просмотр теле- и видеофильмов (самый приемлемый на сегодня способ). Но самым главным условием для проведения качественного анализа художественного текста остаётся серьёзное предварительное чтение произведения.    
Например, в сказке «Кот в сапогах» главным героем следует считать Кота или его хозяина? А кто главный герой в «Репке», в «Волке и ягненке», в «Вороне и Лисице»? Еще сложнее этот выбор в сказке «Соломинка, лапоть и боб». Сюжетную таблицу можно использовать при работе с  художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления.  Читая,  ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста.  Опираясь на него,  впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет — точно. В ходе такой работы ученик овладевает сюжетным мышлением. 
 Новый подход стимулирует учителя  обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, освободить чтение от излишней «развлекательности», вернуться к чтению произведений классической литературы. 
Прежде всего, следует отметить принципы отбора произведений для чтения, работа с которыми обеспечит формирование личностных, предметных и метапредметных умений, которые соответствуют требованиям стандарта. 
Произведения должны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми (матерью, отцом, бабушкой и др.), природой, относящиеся к событиям общественной жизни. 
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Педагогический словарь // под ред. Г.М. Коджаспировой и     А.Ю. Коджаспирова. -  М., Академа, 2000. - 179 с.
3. Шифрина Д. В. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 192-195